Барон Ф. Ф. Врангель с 1872 года был действительным членом Русского географического общества (РГО). Он работал в Метеорологической комиссии общества, в 1890 году участвовал в Черноморской глубомерной экспедиции РГО и был награжден за это малой золотой медалью РГО (1892), более четверти века являлся членом редакционного комитета журнала «Метеорологический вестник».
Однако в день юбилея Врангеля стоит отметить его роль в признании РГО научных заслуг норвежского путешественника и ученого Фритьофа Нансена (1861 - 1930), руководившего экспедицией на шхуне «Фрам», которая в 1893 - 1896 годах совершила беспримерный дрейф во льдах Северного Ледовитого океана с востока на запад. Высоко оценивая результаты этой экспедиции, РГО командировало в августе 1896 года в Норвегию барона Э. В. Толля, чтобы передать «сердечный привет» Нансену и принять участие в национальных торжествах по случаю его возвращения.
12 марта 1897 года по ходатайству РГО император Николай II подписал указ о награждении Фритьофа Нансена орденом Св. Станислава I степени, а капитана «Фрама» Отто Свердрупа и доктора Свена Гедина (шведского путешественника, совершившего ряд экспедиций по Центральной Азии) - орденом Св. Анны II степени.
Тогда же, весной 1897 года, кандидатуру Нансена выдвинули на награждение высшей наградой РГО - Константиновской золотой медалью.
8 мая 1897 года на совместном заседании отделений физической и математической географии профессор И. В. Мушкетов сообщил, что медальная комиссия общества постановила ходатайствовать перед советом о награждении Константиновской медалью двух путешественников - Ф. Нансена и С. Гедина, заслуги которых, по мнению Мушкетова, были одинаково велики. На вопрос Мушкетова, нет ли возражений, Врангель, как и остальные присутствовавшие, воздержался от замечаний, «не желая вызывать прений, неудобных в многолюдном собрании отделений...».
Однако после заседания Врангель, обменявшись мнениями с коллегами, убедился в том, что «многие сочлены» разделяют его взгляд на решение медальной комиссии. 18 мая 1897 года, находясь на даче в Куоккале, Врангель отправил в Географическое общество письмо, в котором, в частности, отмечал: «...считаю своим правом и долгом, как члена общества, выразить перед советом общества мое мнение, что такое постановление, несомненно, ослабляющее значение награды, едва ли вызвано необходимостью, так как о путешествиях Свена Гедина еще мало известно из печатных отчетов, тогда как приговор о значении Нансена как одного из величайших путешественников всех времен произнесен уже всем цивилизованным миром.
Если о чем надо было позаботиться, то, мне кажется, скорее о том, как бы увеличить, а не ослабить значение запоздалой награды нашего общества Нансену.
Что касается до награждения Свена Гедина, то нет основания сомневаться в выдающихся его заслугах, но, мне кажется, нет повода присуждать ему Константиновскую медаль до появления в печати хотя бы предварительного его отчета, чем избегается необходимость чествовать его одновременно с Нансеном».
Письмо Врангеля сыграло весомую роль: совет общества 26 мая 1897 года утвердил присуждение Константиновской золотой медали «вне очереди почетному члену Нансену за совершенный им беспримерный подвиг, составляющий эпоху в исследовании Северного Ледовитого океана». С. Гедин же был удостоен медали имени П. П. Семенова «за 4-хлетнее путешествие в Центральную Азию».
Летом того же, 1897-го, года Нансен намеревался прибыть в Петербург для участия в Международном геологическом конгрессе, но семейные обстоятельства не позволили ему этого сделать. Только в апреле 1898 года он приехал в Петербург, где стал гостем РГО. Выдающемуся путешественнику отвели апартаменты в «Европейской», а также предоставили экипаж. 17 апреля 1898 года в РГО при участии Нансена состоялось совещание по исследованию Северного Ледовитого океана, в котором приняли участие Ф. Ф. Врангель и его друг вице-адмирал С. О. Макаров, готовившийся покорять Арктику на ледоколе.
На следующий день Петербургская Академия наук избрала Нансена своим почетным членом. Норвежский путешественник общался со многими русскими учеными. Его сердечно принимали в Главной физической обсерватории и академических музеях.
Нансен удостоился аудиенции императора Николая II.
28 апреля 1898 года в зале Петербургского дворянского собрания состоялась торжественная встреча, организованная по случаю приезда норвежского путешественника и его супруги Евы Нансен. На ней в полном составе присутствовала шведско-норвежская миссия, члены РГО, представители научных и учебных заведений Петербурга. Вице-председатель РГО П. П. Семенов преподнес Еве Нансен огромный букет цветов, Нансен был с лентой ордена Св. Станислава через плечо. Присутствующие встретили гостей овацией.
В своем приветственном слове Семенов
указал на выдающийся вклад Нансена в исследование Арктики. Затем он
вручил путешественнику высшую награду РГО - золотую Константиновскую
медаль. Нансен поблагодарил русских географов за высокую оценку
экспедиции и более подробно рассказал о ней, демонстрируя фотоснимки и
рисунки. После собрания каждый хотел подойти поближе к знаменитому
путешественнику, пожать ему руку и о чем-либо спросить. «Публика
чествовала Нансена так же, как если б он был коренной русский человек», -
сообщалось в «Петербургской газете».
ФОТО из архива семьи Врангелей (Эстония)
доктор исторических наук
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10306022@SV_Articles