По итогам празднования славной годовщины 18 декабря в петербургском отделении ИТАР-ТАСС прошла пресс-конференция, которая открылась премьерой документального фильма «Александро-Невская Лавра - 300 лет: хроника юбилейных торжеств». На конференции выступил наместник Лавры, викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Кронштадтский Назарий.
Он, в частности, отметил, что в юбилейный год состоялось 116 праздничных мероприятий, а 12 сентября в Петербурге произошло событие большой духовной важности - Крестный ход с Казанской иконой Божией Матери; он прошёл по Невскому проспекту от Казанского собора до лавры. Правительство города предложило Крестный ход 12 сентября сделать ежегодным, и это, безусловно, один из весомых итогов юбилейных торжеств. Среди важных проектов владыка особо выделил передвижную фотовыставку «300 лет бытия Александро-Невской Лавры» (3 копии экспозиции), которая демонстрируется в различных российских городах и за рубежом, конференцию «История развития церковно-государственных отношений» (май), малороссийские гастроли архиерейского хора лавры, ведь именно киевская братия стояла в своё время у истоков монашеской жизни обители, а также - Александро-Невский хоровой собор (июнь), в нём участвовало около 700 человек. «Я никогда не забуду первой службы в Морском соборе в Кронштадте, где Божественную литургию пело шесть хоров!» - подчеркнул владыка Назарий.
К юбилею был подготовлен целый ряд новых книг; особый интерес, на наш взгляд, представляет альбом-энциклопедия «Во имя святого князя», пока вышел первый том из предполагаемых трёх.
В альбоме будут представлены все храмы, воздвигнутые в честь Александра Невского: любопытно, что кроме Латинской Америки и Австралии, повсюду в мире есть церкви, освященные в память благоверного князя.
Идея создания альбома принадлежит владыке Назарию - три года он собирал материал для этого уникального издания. В заключение своего слова наместник Лавры пожелал, чтоб в монастыре никогда не прерывалась монашеская жизнь.
Но и 4 декабря произошло ещё одно важное событие в обители - торжественное открытие музея Александро-Невской лавры в историческом здании новой ризницы, где до революции располагались монастырская библиотека, архив и древлехранилище. В советское время эти сокровищницы были полностью разорены. В древлехранилище были собраны старинные церковные предметы, драгоценные дары от членов императорской фамилии, реликвии, связанные с Домом Романовых. По благословению наместника лавры владыки Назария в настоящее время здесь проходит выставка «Non licet vos esse» (Не должно вам быть - лат.), которая рассказывает о кампании по изъятию церковных ценностей в 20-е гг. ХХ столетия. Выставка уже демонстрировалась в Москве, Воронеже, Туле... «Non licet vos esse» - новый проект в серии выставок, посвященных российской истории XX века, которые призваны пролить свет на малоизвестные события из жизни Церкви в советское время.
Невский монастырь был основан Петром I почти одновременно с новой столицей империи и уже с самого начала занял видное место в церковно-государственной политике, стал известен своей духовно-просветительской и миссионерской деятельностью. В послереволюционные годы лавра подверглась поруганию, как и тысячи храмов и монастырей России.
В мае 1922 г была вскрыта серебряная рака с мощами Александра Невского, ларец с мощами был поставлен в алтаре Троцкого собора, но 15 ноября их все же изъяли; последнее богослужение прошло в соборе 7 декабря 1933 г.
И как раз один из наиболее значительных разделов выставки посвящен событиям, происходившим в Александро-Невской Лавре в межвоенные годы. Выставка освещает как трагическую историю разорения обители, изъятия святынь и памятников церковного искусства, так и историю возникновения и деятельности братства по защите Александро-Невской Лавры.
В 1956 г. Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры был передан Русской православной церкви как приходской храм, главный алтарь его был освящен 30 августа/12 сентября 1957 г. В 1950 - 1960-е гг. в Духовском корпусе располагались покои митрополита и Епархиальное управление. 3 июня 1989 г. трудами митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера; 1990-2008 гг. Патриарх Московский и всея Руси) в собор были возвращены мощи св. Александра Невского, а во второй половине 2000 г. были «окончательно переданы» РПЦ все здания лавры. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев; покоится на Никольском кладбище лавры), возглавлявший Петербургскую кафедру с 1990 по 1995 гг., положил много сил для возрождения богослужебной жизни в своей епархии. Именно при нём была открыта Александро-Невская лавра, здесь возобновилась монашеская жизнь, начал издаваться просветительский журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», стала выходить первая городская православная газета «Православный Санкт-Петербург». В те годы открывались храмы, благотворительные богадельни, началась активная церковная жизнь. Труды по возрождению Александро-Невской обители продолжает митрополит Владимир (Котляров), нынешний глава епархии.
* * *«В ряду монументальных построек Петербурга, где встречаются неизгладимые следы трудов Петра Великого, первое место занимает Невский монастырь. - писал М.И. Пыляев в своей известной книге "Старый Петербург" (1887). -
По преданию, монастырь построен на том месте, где св. благоверный Александр Невский разбил шведов 15(/28) июля 1240 года.
В ознаменование победы Невского место это было названо Петром "Виктори". Император, обозревая эту местность в 1711 году, указал здесь строить монастырь во имя Св. Троицы и св. Александра Невского, и в то же время хутынский архимандрит Феодосий водрузил здесь крест с надписью "На сем месте создатися монастырь". В 1712 году приступили к работам и 25 марта(/7 апреля) следующего года здесь была освящена деревянная церковь Благовещения и началось монастырское общежитие. В 1717 г. император утвердил план архитектора Андрея Трезина для будущих каменных построек, над которыми главным наблюдателем поставил князя А.Д. Меншикова. На постройку употреблялись суммы, дарованные от казны, а также сборы от погребения в монастырских церквах, главный же доход монастыря был от крестьян, которых было приписано к Невскому монастырю 25 464 душ.
По заключении Ништадского мира (1721) с Швецией Петр вздумал перенести сюда мощи Александра Невского из Владимирского Рождественского монастыря, и в 1724 году, в июле месяце, императором была послана во Владимир комиссия из духовных и светских лиц "подъять святые мощи с теми же обрядами, с коими были перенесены мощи святого Филиппа из Соловецка в Москву, и доставить до Новгорода сухим путём"; после мощи были поставлены на яхту и везены водой по Волхову, Ладожским озером и Невой.
У села Усть-Ижоры Петр встретил шествие, перенёс мощи угодника к себе на лодку, на которой стал сам у руля, а своих сподвижников превратил в простых гребцов.
Лодка, сопутствуемая множеством судов, прибыла в Петербург, где её первый встретил ботик Петра под императорским штандартом, а затем императрица, весь двор, всё духовенство, вся гвардия и народ. Государь с приближенными поднял с лодки святыню и под богатым балдахином перенес в освященную только в этот день новую Александровскую церковь [в верхнем этаже Благовещенской], где она и пребывала до постройки главного собора».
Главный же Троицкий собор, построенный по плану Петра и проекту архитектора Швертфегера был заложен в 1722 г. и вчерне закончен только к 1753 г. Пыляев, между прочим, отмечает, что причина такой задержки заключалась в том, что «рабочие руки отвлекались на постройку Смольного и Аничковского дворца». Однако собор вскоре по приказу императрицы Елизаветы Петровны был разобран, т. к. в стенах были замечены трещины. 30 августа/12 сентября 1778 г. в присутствии императрицы Екатерины II был заложен новый храм (арх. И.Е. Старов), под алтарем положена серебряная доска с частицей мощей Андрея Первозванного; а завершилось строительство только в 1790 г., тогда же 30 августа/12 сентября собор был освящен и в него были перенесены мощи св. благоверного князя Александра Невского. По свидетельству очевидцев, в тот день в 10 часов утра в лавру прибыла императрица с августейшим семейством. «Мощи несли кавалеры ордена св. Александра Невского, балдахин - кавалеры ордена св. Владимира. За св. мощами шла императрица, а по сторонам её кавалергарды под начальством Зубова. Во время шествия производились колокольный звон и пальба из пушек; последняя из лаврской верфи, основанной ещё при Петре Великом». В 1752-1753 гг. императрица Елизавета Петровна устроила для мощей св. Александра богатую раку из серебра, добытого впервые в Колыванских заводах. Всего серебра было употреблено 90 пудов. На раке помещена эпитафия, сочинённая М. В. Ломоносовым: «Святый и храбрый князь здесь телом почивает;/ Но духом от небес на град сей призирает/ И на брега, где он противных побеждал/ И где невидимо Петру споспешствовал. /Являя дщерь его усердие святое,/ Сему защитнику воздвигла раку в честь / От первого сребра, что недро ей земное / Открыло, как на трон благоволила сесть».
До 1922 г. рака находилась в соборе. В 1922 г. в Эрмитаже проходила выставка «В помощь голодающим», где экспонировались практически все «наиболее ценные в художественном и материальном отношении» иконы и церковная утварь из храмов Петербурга. Сразу же после выставки почти все экспонаты были проданы за границу.
Незавидная судьба была уготована и бесценной раке Александра Невского. Ее, как и многие другие святыни, хотели переплавить.
10 мая 1922 г. в Москву председателю ВЦИК Калинину была послана телеграмма: «Государственный Эрмитаж, Русский музей просят срочного распоряжения приостановить разрушение иконостаса Казанского собора и раки Невской лавры - памятников мирового художественного значения. Тройницкий - директор Эрмитажа, Сычов - директор Русского музея и Александр Бенуа». Иконостас Казанского собора спасти не удалось (сделан он был из серебра, отбитого у французов, и все восхищались его великолепием), а рака 19 мая 1922 г. была передана в Эрмитаж. В 1930 г. кто-то опять вспомнил, что почти полторы тонны серебра стоят в залах напрасно... Но и на этот раз раку удалось отстоять. В 1941 г. вместе с другими музейными ценностями рака, разобранная и упакованная в 10 ящиков, была отправлена на Урал, в Свердловск, а после войны все экспонаты были возвращены в музеи. В настоящее время рака Александра Невского экспонируется в Концертном зале Зимнего Дворца. Хотя уже долгое время ведутся переговоры о возвращении святыни в Александро-Невскую лавру, однако пока, увы, безрезультатно.
Обитель быстро становилась центром духовного просвещения. В феврале 1716 г. сюда прибыли шесть монахов из Москвы, в марте - тринадцать из Киева. В 1722 г. братию составляли уже 78 иноков, из них 46 иеромонахов. Император распорядился воспитывать учёное монашество и повелел «кроме Невского монастыря монахов во архиереи и в знатные архимандриты никого не производить». Обитель стала своего рода школой высшего духовенства; многие из насельников позже стали архиереями в разных городах Российской империи. В 1721 г. при монастыре открылась Славянская школа, преобразованная спустя пять лет в Греко-Латинскую семинарию: в 1788 г. она становится Главной семинарией с расширенным курсом наук и с числом воспитанников 200 человек. А в 1797 г. это уже Александро-Невская Академия, с 1809 г. - Санкт-Петербургская Духовная Академия. С 1719 г. здесь действовала типография, одна из первых в новой столице, и, конечно же, была устроена библиотека. В 1726 г. монастырь получил статус ставропигиального.
Государыня Елизавета Петровна в 1743 г. учредила в день перенесения мощей св. князя Александра 30 августа/12 сентября Крестный ход из Казанского собора к монастырю. В 1759 г. в обители был учреждён архиерейский хор. А к середине XVIII в. сформировался монастырский богослужебный устав.
Во второй половине XVIII в. штат насельников обители удвоился; между прочим, среди братии некоторое время находился известный прозорливец монах Авель (Васильев).
Самым тесным образом жизнь обители переплетена с событиями, происходившими в столице империи. В историческом отношении наиболее интересна Благовещенская церковь (1717-1725), один из первых каменных храмов Санкт-Петербурга, построенная по плану Петра и предназначавшаяся изначально для усыпальницы членов царской фамилии. Первое захоронение здесь состоялось 24 октября 1723 года, когда в Благовещенской усыпальнице была похоронена вдовствующая царица Прасковья Фёдоровна (вдова старшего брата Петра I - царя Иоанна V Алексеевича). Здесь же 34 года и 4 месяца покоилось тело императора Петра III.
В Благовещенской церкви покоится и А.В. Суворов, на бронзовой плите над его захоронением сделана простая надпись: «Здесь лежит Суворов».
По преданию сам фельдмаршал сочинил сию эпитафию. Однако существует и другой рассказ, который излагает Пыляев, сообщая о любопытных курьёзах петербургской жизни в своей книге. «Перед смертью Суворов пожелал видеть маститого поэта. В разговоре с Державиным он, смеясь, спросил его: "Ну, какую же ты мне напишешь эпитафию?" - "По-моему, - отвечал поэт, - слов много не нужно: тут лежит Суворов!" - "Помилуй Бог, как хорошо", - в восторге сказал Суворов. Фельдмаршал скончался а доме своего родственника графа Д.И. Хвостова, на Никольскоой набережной, близ Никольского моста. Похороны его происходили в Николин день.
Описывая богатый некрополь лавры, Пыляев перечисляет множество имен, знаменитых в отечественной истории... Между прочим напоминает, что на Лазаревском кладбище покоится известный лаврский духовник схимонах Алексий (Шестаков † 1826), тот самый, что по легенде дал императору Александру I «совет преобразиться в старца Феодора Кузьмича». «...с этим схимонахом беседовал в келье император Александр I перед своим отъездом в Таганрог [1 сентября 1825 г.]... При входе государя, Алексий, пав пред Распятием, пропел тропарь "Спаси Господи" и в то же время, обратясь к высокому гостю, сказал: "Государь, молись!" Государь положил три поклона. Схимник, взяв крест, прочёл отпуст и осенил императора. После этого монарх сел с митрополитом на скамью и, посадив схимника, вполголоса разговаривал с митрополитом и, между прочим, сказал: "Все ли здесь имущество его? Где он спит?" <...> Схимник... встал и сказал: "...Пойдем, я покажу тебе..." С этими словами он повёл императора за перегородку в своей келье. Здесь на столе стоял чёрный гроб, покрытый чёрным покрывалом, в гробу лежала схима... - "Смотри, - сказал схимник, - вот постель моя и не моя только, а постель всех нас. В ней все мы, государь, ляжем и будем спать долго"; государь несколько времени стоял в размышлении. [Затем] схимник [сказал]: "Государь, я человек старый и много видел на свете: благоволи выслушать слова мои. До великой чумы в Москве [1771-1773] нравы были чище, народ набожнее, но после чумы нравы испортились; в 1812 году наступило время исправления и набожности, но по окончании войны сей нравы ещё более испортились. Ты - государь наш и должен бдеть над нравами. Ты - сын Православной Церкви и должен любить и охранять её. Так хочет Господь Бог наш". Государь обратился к митрополиту и сказал: "Многие длинные и красноречивые речи слышал я, но ни одна так не нравилась, как краткие слова старца. Жалею, что я давно с ним не познакомился". Затем, приняв благословение, государь сел в экипаж и прямо отправился в путь. После этого посещения государь не возвращался в Петербург и вскоре скончался в Таганроге».
Несколько короче, оттого, может, ярче звучит сей эпизод в воспоминаниях Е. П. Яньковой («Рассказы бабушки»). Во всяком случае, она поведала, что при прощании с государем схимник будто сказал: «Мы более не увидимся...»; и далее -
«Уезжая из монастыря, государь был очень печален и при прощании с митрополитом прослезился. Выехав из Святых ворот, он несколько раз оглядывался назад, чтобы посмотреть ещё на Невскую лавру. Митрополит стоял у Святых ворот и всё благословлял его».
...На начало XIX в. пришелся расцвет подвижничества в Александро-Невской лавре. В обители в 1820-е гг. подвизались ученики родоначальника старчества в Оптиной пустыни преп. Льва (Наголкина) и его сподвижника схимонаха Феодора (Пользикова). Именно в лавре обрел свой путь к монашеству один из столпов Православия XIX ст. святитель Игнатий (Брянчанинов) и его собеседник схимонах-подвижник Михаил (Чихачёв). Широко известна миссионерская деятельность лаврской братии среди языческих народов. Подвиг православного служения в Америке на острове Кадьяк в 1804-1807 гг. нес иеромонах Гедеон (Федотов), с 1809 г. наместник лавры. С 1826 г. в обители жил начальник Русской миссии в Пекине о. Иоакинф (Н.Я. Бичурин), член-корр. Российской АН, известный учёный-синолог. Из монахов лавры состояла одиннадцатая миссия в Пекине (преемники о. Иоакинфа архимандриты Петр (Каменский) и Палладий (Кафаров)). До 1841 г. начальником Миссии являлся иеромонах Вениамин (Морачевич), с 1843 г. наместник лавры.
Интересен и такой рассказ М.И. Пыляева и о захоронениях в Свято-Духовской церкви, освященной в 1822 г. «...целая церковь Сошествия Святого Духа наполнена памятниками, весь пол церкви состоит из продольных квадратов с надписями имён похороненных под плитами знатных и богатых особ». Духовская церковь использовалась для погребений вплоть до начала XX века. Всего в ней было совершено 172 захоронения. В церковном зале вблизи алтаря нашли упокоение столичные митрополиты Михаил (Десницкий), Серафим (Глаголевский), Антоний (Рафальский), Никанор (Клементьевский) и Григорий (Постников). Здесь же был похоронен герой Отечественной войны 1812 г., военный губернатор столицы генерал М.А. Милорадович, жертва мятежа 14 декабря 1825 г. 1 февраля 1881 года в Свято-Духовской церкви при невероятном стечении народа отпевали Ф.М. Достоевского.
При советской власти Свято-Духовский храм был закрыт последним на территории обители, в январе 1936 года, его интерьеры были полностью уничтожены, на месте усыпальниц размещена котельная. Погибли интерьеры, а также все захоронения в Исидоровской церкви, приспособленной под гараж, в Фёдоровской церкви разместили общежитие рабочих и т.д.
В годы богоборчества обитель перенесла те же скорби и лишения, что и вся Россия, многие из её насельников приняли мученическую кончину, некоторые из них причислены к лику святых.
Ныне Свято-Троицкая лавра постепенно обретает прежнее благолепие. Тысячи верующих приходят сюда на поклонение к мощам св. благоверного князя Александра Невского, к «Невской Скоропослушнице», «Тихвинской», образу Параскевы Пятницы...
Многие посещают знаменитые монастырские некрополи...Здесь, в лавре очевидно: Православие и русская культура суть нераздельны,http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/u_svatyh_vorot_244.htm