Забытые, но живые

Интервью с Евгением Маняшкиным

0
720
Время на чтение 11 минут

В Подмосковье и прилегающих к нему районах есть множество заброшенных храмов. Мы могли бы никогда не узнать об их судьбе. Но в последнее время в православной молодежной среде появились следопыты, которые занимаются поисками заброшенных и малоизвестных объектов храмового зодчества, а потом пытаются их восстанавливать. Ребят интересуют мало изученные аспекты истории русского православия. Старший алтарник храма Всемилостивого Спаса в Митино и студент Полиграфического колледжа № 56 Евгений Маняшкин рассказал нашему порталу о таких поездках и поделился своими чувствами и размышлениями.

- Женя, как родилась идея совершать поездки по заброшенным храмам?

-

Летом я наткнулся в Сети на несколько публикаций о Храме Казанской иконы Божией Матери в селе Ярополец - это Волоколамский район Московской области. И решил сам посмотреть, в каком состоянии он находится.

- Реставрировать ее силами РПЦ реально?

- К сожалению, это невозможно. РПЦ не может восстановить эту замечательную церковь в принципе, потому что полуразрушенное здание и прилегающие территории не принадлежит ни самой Церкви, ни государству.

- Кому же все это принадлежит?

- Принадлежит МАИ. Это часть территории спортивной базы МАИ.

- Все как в лучшие советские времена...

- Территория обнесена трехметровым забором, но в нем есть отверстия. Там многие до меня уже бывали. Я не утерпел и после одной из воскресных литургий, взяв благословение, поехал. Увиденное меня празило. Это памятник архитектуры XVIII века, он охраняется государством...

- Охраняется государством, но используется как спортбаза. Странная ситуация.

- К тому же состояние храма плачевное. Тем не менее, на полуразрушенном здании висит табличка, свидетельствующая о том, что памятник находится под охраной государства. Я сфотографировал табличку. В чем заключается эта "охрана", не понятно. Храм был закрыт в 1930-е годы, около него сохранились могилы первых настоятелей. Данная территория давно не используется не только по прямому назначению, но и для спортивных мероприятий. Она просто заброшена. Если бы ректор МАИ хотя бы поддерживал храм и прилегающую территорию в порядке, если бы там убирали мусор и создали бы, скажем, музей, это еще можно было бы понять. Но памятнику архитектуры предоставили возможность благополучно разрушаться, не проводя никаких работ. И в то же время, похоже, не собираются передавать Церкви.

Храм Рождества Богородицы

- Хотя этого требует закон о реституции и сама ситуация. Насколько я понимаю, памятник гибнет?

- Да, кроме того, происходящее там - явное кощунство. Когда-то это место облюбовали бомжи. Я спускался в подвал - там валяются пустые пивные банки. На стенах надписи политического содержания. Я даже обнаружил пару скелетов.

- Да уж...

- То есть в подклете храма попросту лежат непохороненные люди. Все входы-выходы, конечно, забиты досками, но одно окно можно открыть. Может быть, из-за этой закупоренности, внутри многое сохранилось. Конечно, иконы вынесли, а росписи в советское время были замазаны. Но алтарная часть в хорошем состоянии. Как я уже говорил, рядом сохранились могилы первых настоятелей, перед ними лежат свежие цветы. Значит, кто-то приходит сюда. Хорошо выглядит алтарный интерьер. Словом, храм можно быстро восстановить, если взяться за это сейчас. Главное - не упустить время.

- А что говорят местные жители?

- В селе Ярополец живет много людей, я кое с кем пообщался. Говорят, что им негде молиться. Километрах в шести от этого места есть еще один храм, но это далеко и службы там проводятся крайне редко. Насколько я понял, священник туда приезжает лишь время от времени, его пускают два раза в год на Казанскую - служить молебны.

- Что вы почувствовали при виде всего этого?

- Ужас и горечь. Брошенный храм - это как брошенный ребенок. Большевики видели в Церкви слишком серьезного конкурента, потому и творили такое.

- Есть мнение, что заброшенные храмы нередко используют для своих нужд сатанисты.

- Да, есть у них такая традиция - проводить в заброшенных церквях свои ритуалы, призывать дьявола и совершать жертвоприношения собак и кошек. А еще в 90-е годы у нашей новой русской мафии появилась такая традиция - убивать и хоронить своих жертв в храмах. Видимо, у части этих людей, скорее всего атеистической, это считается особым шиком. Например, в селе Мышинском Серпуховского района храм Покрова Пресвятой Богородицы осквернялся подобным образом многократно.

Храм Покрова в Мышенском

- А там что за ситуация?

- Еще более страннная, чем в Яропольце. Там все окутано тайной. Местные жители обычно легко и с радостью идут на контакт с нами. Им хочется пообщаться с людьми из Москвы, рассказать все свои новости. Но в селе Мышинском и старожилы, и молодые молчат как будто воды в рот набрали и отводят глаза при упоминании храма. Или говорят: "Ничего не знаем".

- Но вам удалось проникнуть в мышинский храм?

- Да. Он стоит полуразрушенный. В алтарной части есть надпись: "Здесь в 1987-м году убили Дениса Кравцова". Кто такой Денис Кравцов, мне выяснить не удалось. В подвале разрыта земля, и такое ощущение, что там что-то или кого-то хоронят до сих пор. Люди в селе явно запуганы. Они говорят только о том, что храм был закрыт в 30-е годы, а священик расстрелян на Бутовском полигоне.

- Как тебе удалось выяснить хотя бы эти крохи?

- Один местный немного разговорился, выпив несколько рюмок - по-другому он говорить отказывался. Выпил и расказал, что на восстановление этого храма, - и об этом, оказывается, предупредили местных жителей! - перечисляются деньги.

- Ничего себе...

- Есть расчетный счет. Но где эти деньги оседают, - большой вопрос. Кто-то пытался делать вид, что приступал к реставрации в 2000-е годы. Крышу начинали чинить, привезли материалы, но эти материалы осели на близлежащих участках. Их растащили. Кто себе дом подновил, кто баню, кто забор. Только крышу укрепили немного. Электричество проведено воровским способом.

- Как?

- Железка накинута на провода снаружи и тянется внутрь храма. Рано или поздно все это неминуемо взорвется, и храм может просто сгореть. Разрыта земля на месте престола в алтаре. Вероятно, искали капсулу, заложеную при строительстве, но непонятно, нашли или нет. Колокольня полуразрушенная, деревянная лестница - новодел, она прогнила насквозь и наверх по ней не залезть.

- Зачем копают в подвале? Что-то хранят?

Храм Покрова в Денисове

- Скорее наоборот. Здесь в стенах неоднократно искали клады. До сих пор есть любители искать якобы замурованые в стены церквей сокровища. Для этого стены тщательно простукиваются в поисках тайников. Но обычно искателей поджидает разочарование: находят только технологические пустоши, которые всегда бывают при строительстве каменых храмов бывают. Они требуются рабочим - например, для закрепления лестницы, чтобы забраться на крышу. Или для того, чтобы сэкономить кирпичи. Я знаю лишь один случай, когда добровольцы из организации "Общее дело" нашли в архангельской области настоящий клад - полный евхаристический набор. Но не в стене, а под слоем мусорав алтаре.

- Есть практика временного "консервирования" храмов, которые нельзя сразу восстановить.

- В Подмосковье, наверное, нет смысла консервировать храмы: их мало, и они чаще всего каменные. И крыша, как правило есть. Вчера, например, мы приехали в Тульскую область, в село Голощапово. Там стоит храм, с которого в советское время не смогли сорвать крест, хотя пытались много раз.

- А что мешало?

- Это местное предание. Не знаю, правда или нет, но жители рассказывает: все, кто пытался сорвать крест, падали с крыши по необъяснимым причинам. Человек десять разбилось. Потом в этом храме обосновались сатанисты и тоже пытались сорвать крест. Но с ужасом и воплями сбежали, бросив лестницы.

Вообще таких историй у жителей Подмосковья много. Одна бабушка из деревни Дуброво Коломенского района поведала мне о храме, который стоит в поле на берегу Москвы-реки. Раньше там был монастырь во имя Федора Тирона, построеный на месте языческого капища. Но монахов этого монастыря убили литовцы, и на этом месте выстроили деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. А 1890-х г начали строить каменную церковь. Она освящена, но не расписана: 1917-й год помешал. В храме две усыпальницы, сейчас они разорены.

- Кто там был похоронен?

- Трудно сказать. Мы видели в самом храме человеческие кости. Бабушка рассказала, что даже в советское время, хотя служб не было, под хозяйственые нужды храм не использовался.

- Почему?

- Колхозники чего-то боялись. Там многим были какие-то видения, люди сходили с ума. Считалось, что здесь водится нечистая сила. Благодаря этому невмешательству храм хорошо сохранился, сейчас он почти не поврежден. Восстановить его несложно, было бы желание.

- Таких случаев навеняка хватает?

- Конечено. В Подмосковье очень много стоящих на отшибе церквей, которые находятся в приличном состояни. Но их не реставрируют! Например, в Дмитровском районе. Я как-то раз просто ехал по трассе и увидел маковки церкви в лесу, километрах в двух от дороги. "Спешился" и пошел посмотреть. Оказалось, в лесу стоит храм Пресвятой Богородицы. Недалеко есть село, поэтому храм, как говорят, "функционирует бабушками".

- Это как?

- Это значит, что бабушки приходят туда по воскресеньям и в праздники, молятся, читают акафисты.

- Два-три километра по лесу?

- Да, и как только сил хватает... Храм этот пока в приличном состоянии, но медленно разваливается. Кирпичи выпадают из стен. Бабушки подбирают их и кладут в алтарную часть: весь алтарь завален кирпичем. Они надеются на восстановление храма. А что будет лет через десять? Вот так в интернете иногда находишь фотографию заброшенного храма, приезжаешь - и понимаешь, что фото было давнее, потому что кроме развалин ничего нет.

- Где, например?

- В Ярославской области. Там вообще очень плохое финансирование. Моя знакомая пожертвовала священнику большую суму денег на восстановление храма, а священник потратил ее себе на новую машину и прочие нужды. Бывает и так. А храм до сих пор не отреставрирован Опасно собирать деньги и не контролировать, куда они уходят. В Ярославской области много заброшенных деревень и храмы в кошмарном состоянии. Приезжаешь - висят таблички: "Продам дом. Цена - 10 тысяч рублей". Кто будет восстанавливать церкви там, где никто не живет? А храмов очень много. Например, один бизнесмен вызвался восстанавливать там сразу 4 церкви. Раздал деньги, а потом забыл о своем начинании. И осталось все на стадии начала реставрации. Но эти деревни не заброшенные. Местные жители возмущаются. Летом там живет много людей - они мучаются без храма. Причем это не только пожилые люди, среди моих сверстников становится все больше тех, кто интересуется православием и русской историей.

- А как насчет храмов, оказавшихся на отшибе, в какой-нибудь глухомани?

- В в Талдомском районе Троицкая церковь стоит прямо посреди озера на острове, в лесу. Там есть мост из осин, по которому я пробирался на остров. До ближайшей деревни далеко, но я беседовал с местными жителями, и они мне расказали множество легенд об это храме. Например, в XV веке на острове якобы жила ведьма, наводившая ужас на округу. Потом она погибла в страшных мука, а ее прах развеяли по острову. И место с тех пор имело дурную славу. Поэтому там церковь в XVII веке и построили.

Кладбище при Троицком Храме

- Ее пытались восстанавливать?

- Да. Меценаты наняли бригаду таджиков, и они начали было работать, но почему-то через несколько дней сбежали в ужасе, со страшными криками. Им было какое-то видение. На острове вокруг этого храма кладбище, к храму даже приписан священник, но он лишь изредка служит молебны. Больше пока ничего нельзя сделать. Этот случай далеко не единственный.

Я знаю пару храмов, при посещении которых охватывает неприятное ощущение - словно поблизости присутствуют злые силы. Вот, например, в селе Яковлево Домодедовского района церковь полностью сровняли с землей, на ее месте стоит школа. Меня часто просят послужить там мирянским чином все, что возможно, я уже решил взять на это благословение.

- Кто просит?

- Бабушки просят, со слезами. Их что-то очень беспокоит. Часто просят литию по усопшим. Но им по 90 лет, и у них нет возможности ехать в город даже за церковным календарем.

- Вы что-нибудь привезли им?

- Да, и могу сказать совершенно определенно: тому, кто собирается путешествовать по подобным местам, надо обязательно брать с собой книги и иконы в подарок бабушкам, чтобы оставить в заброшенном храме. В глубинке это великая ценность. Будет видно, что место обжито. Это метка для тех же сатанистов: христиане здесь бывают. Вчера в Тульской области видел, что на месте престола стоит Евангелие и икона "Моление о Чаше". Я привез туда еще одну икону и свечи.

- А их не осквернят те же сатанисты?

- Вы знаете, обычно хорошо видно, в каих местах стоит что-то оставлять, а в каких нет. Я один раз застал в полуразрушенном храме сатанистов. Поскольку мы были с дядей-офицером, то поговорили с ними как следует, и они бежали до самой станции.

- Дяда ваш церковный человек?

- Не церковный, но верующий, и ему эти поездки интересны с точки зрения наглядного изучения нашей истории. Одному в такие места вообще ездить не стоит. Это опасно: никогда не знаешь, на кого нарвешься и в какую ситуацию попадешь.

- Какие еще советы можно дать тому, кто готов совершать подобные поездки?

- Форму одежды надо выбирать очень тщательно, в сответствии с сезоном. Лучше ездить в камуфляже. Это психологически настраивает тех, кто с тобой встречается, на серьезный лад. К тому же эта форма практична, она защищает от насекомых и змей. В любом случае нужна плотная одежда. Из обуви лучше всего подходят резиновые сапоги с высоким голенищем. А вообще если сомневаетесь, лучше не ездить в незнакомое место. Но если решились, необходимо изучить все обстоятельства и карту. Рдельский монастырь, например, лучше не посещать: он стоит в кошмарных болотах в Шатурском районе. К тому же у заброшенных храмов можно встретить странных людей. Мы приехали недавно в один храм в Ярославской области, а там внутри кости-черепа в пакет сложены. Свежие. Люди там клад ищут.

- Зачем? Кто?

- Неадекватных людей много на самом деле. К тому же у местных жителей иногда возникает искушение ограбить приехавших из Москвы. На нас же иногда смотрят как на богатых, которые развлекаются.

В таких удаленных местах, как, например, Сулинский район, надо соблюдать правила безопасности. Ездить не одному. Если чувствуешь что-то не то - это чувство у каждого свое - лучше сразу уходить. Прочитал "Господи, спаси и сохрани!" - и ушел.

- А деньги?

- Желательно их иметь, хотя бы на проезд. Иной раз автобусы ходят раз в два-три дня - и то по обещанию. Сломался - и все. Надо иметь какую-то сумму в запасе. Местные жители, конечно, накормят, напоят, расскажут о храме, но деньгами помочь вряд ли смогут. Если идешь в храм, ты должен хорошо знать дорогу. Оптимально это делать летом. В темное время суток лучше не путешествовать. Ночью там могут быть сатанисты или просто мужики, которые не станут разбирать, куда ты идешь, откуда ты и зачем приехал. Или сторож, который просто скажет: "Ты чужой" и бабахнет солью. Мне прокалывали колеса. В общем, на Бога надейся, а сам не плошай. Но желательно иметь при себе иконки - то, что можно оставить местным жителям. Я знаю одного 90-летнего дедушку под Тверью, у него старый "Служебник" 1917 года издания. Он очень честно относится к своим обязанностям, раз в неделю приходит, вычитывает все тайные молитвы - утреннюю, вечрнюю, пятичасовую. А ведь кое-где служат молебен раз в год. Пошлют запрос - и только через месяц приходит ответ: разрешаю или не разрешаю. Но главное: потребность людей в заброшенных храмах очень велика, желание помолиться в народе осталось.

http://www.religare.ru/2_103024.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Галанинская
Театр как братство
Интервью с Михаилом Щепенко
22.03.2014
Уроки Ивана Великого
Интервью со скульптором Виктором Воробьевым
17.03.2014
Память места
Интервью с активистом общины преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле Павлом Митрофановым
13.02.2014
Все статьи Светлана Галанинская
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05