23 ноября 2013 года - Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) отмечал свой 78-ой день рождения. В качестве любимого и вероятно долгожданного подарка самому себе Блаженнейший решил возвести в сан митрополита... архиепископа Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра (Драбинко). Кроме него высоким титулом удостоены также архиепископы Белоцерковский и Богуславский Августин (Маркевич), Сарненский и Полесский Анатолий (Гладкий) и архиепископ Харьковский и Богодуховский Онуфрий (Легкий).
За какие заслуги Блаженнейший удостаивает юного и одиозного архиепископа
самого высокого титула в церковной иерархии, так как патриарха в УПЦ не
существует, понятно исключительно самому Предстоятелю. Интересно было
бы узнать, какие подвиги монаха Александра послужили основанием для
возведения его в сан митрополита? Не известно большинству православных,
может быть отец Александр является горячим молитвенником, его пастырское
слово произносимое на проповедях или телевизионных обращениях к
православным верующим действительно зажигает в их душах пламенную веру
Христову? Возможно, что молодой митрополит прославился на ниве
миссионерской деятельности или укреплением самой Украинской Православной
Церкви в борьбе с нестроениями и преодолением больших противоречий,
укреплении единства всей Русской Православной Церкви, частью которой
является сама Украинская Православная Церковь? Не ведомо верующим и
творческое наследие 36 летнего монаха, не исключено, что отец Александр
прославился многочисленными публикациями по актуальным вопросам
церковной жизни.
Единственное, что доступно для многомиллионной паствы на Украине - это
цепь, мягко выражаясь, странных событий, где постоянно фигурировало имя
тогда еще архиепископа Александра (Драбинко).
Причем эти события не являются плодом фантазии недоброжелателей молодого
архиерея, а целым рядом фактов, послуживших основанием для вынесения
решения Синода УПЦ еще 21 февраля 2012 года об освобождении Александра
(Драбинко) от должностей председателя Отдела внешних связей и главного
редактора официального сайта УПЦ, а также выведении из состава
постоянных членов Священного Синода. Основанием для таких решений
являлось, в частности, следующее: «...его деструктивные действия и
недостойное поведение, интриганство и образ жизни сеют смуту и
подозрение среди епископата и духовенства, порождают большое смущение
среди верующих... Он дозволяет себе недвусмысленно порочить своих
собратьев-архипастырей, членов Священного Синода УПЦ... Многочисленные
попытки братского вразумления со стороны членов Священного Синода УПЦ и
собратьев-архиереев не имели надлежащего результата».
Как бы ни утверждал протоиерей Георгий Коваленко, главный редактор
официального сайта УПЦ, что «в Церкви царит демократия», решение Синода
было отрицательно воспринято митрополитом Владимиром (Сабоданом),
проявлявшем отеческую поддержку архиепископу на всех этапах его
священнического становления, и уже 18 марта (т.е. менее чем через
месяц!) Блаженнейший поздравляет юбиляра и награждает своего
скандального фаворита почетным знаком Предстоятеля Церкви.
Сам же архиепископ Александр по прошествии года после тех событий с
характерной для него скромностью прокомментировал произошедшее, назвав
оценку своей деятельности Синодом «своеобразной» и подчеркнув важность
действий митр. Владимира по восстановлению «недостойно» поруганной
репутации преследуемого архиепископа: «Ровно год назад, 21 февраля,
состоялось собрание членов Священного Синода Украинской Православной
Церкви, которое своеобразно оценило мою деятельность. Это был непростой
для меня период. Но возвращение Блаженнейшего Митрополита Владимира к
служению расставило акценты.
Для меня это был непростой период, но именно в это время на многих
людей, которых, как казалось, неплохо знал, общался, доверял, посмотрел
по-другому. Господь вразумил, снял с меня розовые очки. И многие
отношения я теперь оцениваю иначе. Переоценка ценностей, которая
произошла во мне после собрания членов Священного Синода - это,
наверное, главное достижение прошедшего года» (выделено автором - Г.Т.).
Любопытная все же трактовка событий. Священный Синод, представленный
митрополитами, архиеписокпами и епископами, публично вынося столь
суровое определение при характеристике деятельности Александра,
поступает «своеобразно», а с возвращением к служению митрополита
Владимира «расставляются акценты». И почему после пусть даже
неадекватной оценки Синодом «на многих людей» нужно смотреть
«по-другому»? Святитель Иоанн Златоуст неоднократно пребывавший в
немилости со стороны своенравной императрицы Евдоксии, постоянно утешал
многочисленную паству ободряющими письмами, в которых призывал, прежде
всего, искать грех в себе, утверждая, что «кто сам себе не вредит, тому
никто вредить не может». В письмах к диаконисе Олимпиаде святитель
пишет: «Ведь одно только, Олимпиада, страшно, одно искушение, именно
только грех - и я не перестаю до сих пор напоминать тебе это слово, все
же остальное - басня, укажешь ли ты на козни или на ненависть, или на
коварство, на ложные доносы или бранные речи и обвинения, на лишение
имуществ или изгнания, или заостренные мечи, или морскую бездну, или
войну всей вселенной. Каково бы все это ни было, оно и временно и
скоропреходяще, и имеет место в отношении к смертному телу и нисколько
не вредит трезвой душе. Поэтому и блаженный Павел, желая показать
ничтожество радостей и печалей, приключающихся в настоящей жизни,
разъяснил все одним изречением: "ибо видимое временно" (Кор. 4:18).
Итак, зачем тебе бояться временного, протекающего подобно речным
потокам?».
О какой «переоценке ценностей» толкует высокопоставленный архиепископ,
если для христианина высшая ценность есть Христос. «Не сообразование и
приспособление Богочеловека Христа к духу времени, а сообразование и
приспособление духа времени к Христовой вечности, Христовой
богочеловечности - это и есть единственная истинная миссия Церкви
Христовой в мире, Церкви апостольской и православной. Только так Церковь
сможет сохранить животворную и незаменимую Личность Богочеловека
Христа, эту высшую ценность во всех мирах, видимых и невидимых, и во все
времена, бывшие, нынешние и будущие, ибо Он есть высшая ценность и
мерило всего» (Преп. Иустин (Попович)).
Вообще Владыку Александра, где бы он ни выступал и что бы ни
комментировал, отличает особое качество монаха - это неподдельная
скромность. В этом же интервью на вопрос: «Вы принадлежите к молодым - и
по возрасту, и по хиротонии - епископам. А какими качествами... должен
обладать священник, архиерей?», будучи архиепископом, оправдывая свою
архиерейскую молодость, заявляет: «Во-первых, не длиной бороды и
временем служения в сане определяется зрелость священнослужителя.
Во-вторых, со времени моей архиерейской хиротонии более ста
священнослужителей были рукоположены в епископский сан. Так что я уже не
самый молодой архиерей». Другими словами Владыка Александр подтвердил
свою духовную зрелость. А вот пояснением, что «более ста
священнослужителей» были рукоположены в епископы после декабря 2007
года, ничего по сути не сообщается. Вопрос то в другом, кто из
рукоположенных стал епископом за короткий промежуток времени -
фактически за один год после рукоположения в пресвитера, как сам отец
Александр?
Ниже любопытное признание тогда еще архиепископа Александра (Драбинко) в
декабре 2012 года об искушениях: «Чем большее искушений - тем больше
сила христианина. Раньше у монашествующих были стены, не было ни
интернета, ни работ, ни участия в разных дополнительных мероприятиях -
был размеренный график жизни, позволявший попоститься, помолиться,
исполнить обрядовую сторону христианства. Не было раздражающих факторов.
Сегодня - масса всего. Но железо закаляется, когда его бьют, золото в
горниле очищается. И чем больше современный христианин проходит через
искушения, тем более духовно опытным и сформированным для Неба
становится» (выделено автором - Г.Т.).
Наверное, лучше в таких случаях не вдумываться в сказанное. Но уж
личность в современной церковной иерархии далеко не последняя. Ведь
после прочтения таких строк об искушениях возникает много вопросов. Это
же слова архиепископа, а с 23 ноября 2013 г. - митрополита УПЦ! О ранних
монахах промолчу, так как у них был «размеренный график жизни», об
участии «в разных дополнительных мероприятиях» тоже опустим (можно
только предполагать, какие это «дополнительные мероприятия» и чем
искушают на них архипастыря), на подчеркнутой скромности тоже не стоит
фиксировать внимание (это деликатное образное сравнение с железом и
золотом с кем интересно?), ну вот прохождение современного христианина
«через искушения» (и чем больше, тем лучше надо полагать?) с
формированием «для Неба»? Вот это уже опасно... Свят. Феофан Затворник
писал: «Грех начинается от во еже похотети. А этой вещи можно всегда
избежать. Конечно, лучше бы не видать и не разговаривать, да возможности
нет. Следовательно - терпения потреба, самоостерегания, блюдения сердца
и борения с собою. Господь близ! Преп. Иоанн Колов говорит: «Когда
подходит зверь, взлезаю на дерево». К Господу надо прибегать». Однако,
Владыко Александр призывом: «Должна меняться и Церковь. От масляного
православия мы все должны прийти к пониманию того, что жизнь Церкви
отображает процессы, происходящие в обществе», предлагает новый способ
спасения и формирования душ «для Неба»: необходимо побольше проходить
через искушения!
Итак, 23 ноября сего года в праздничный для двух митрополитов день -
Блаженнейшего Владимира и Александра (Драбинко) - последний на своей
странице в Facebook, предваряя шквал поздравлений и пожеланий, написал
одну лишь фразу: «И все же, главное здоровье». Понятно, что имелось в
виду: пишите и поздравляйте, но здоровье - самое главное. По человечески
понимаемо желание себе крепкого здоровья, но вопрос в другом: неужели
для новоиспеченного митрополита это «главное»? Ни милость Божия, ни
«очисти мя грешнаго», ни «вся беззакония моя очисти», а «здоровье»...
Удивительный приоритет «ценностей», тем более монаха. «Болезни вместо
епитимий идут. Терпите благодушно: они будут, как мыло у прачек», -
советовал свят. Феофан Затворник. Еще святитель говорил: «Не смотрите
мрачно на немощи. Они указывают скорей на милость Божию и Божие к вам
внимание, нежели на неблаговоление. Что от Бога, все ко благу».
Известно, что и святые имели болезни, часто неизлечимые. Некоторые
подвижники веры Христовой молили Бога, чтобы им была послана болезнь как
испытание, дающее возможность совершения сугубого духовного подвига.
Но даже друзья по Facebook отца Александра поправляют его: «Да, Владыко,
а еще Любовь!... Все остальное - второстепенное», «А вера? Надежда?
Любовь? - актрисы второго плана?».
Тем не менее, не по годам умудренный архипастырь в течение последних
месяцев проходит в качестве главного свидетеля по скандальному делу о
покушении на убийство монахинь Покровского монастыря, произошедшего в
конце июня этого года. Как сообщают источники «За єдність Православ'я»,
близкие к следствию по делу о покушении на убийство монахинь некоторые
работники прокуратуры склоняются к тому, что бы переквалифицировать
дело. Теперь это уже может быть не «покушение на убийство», на чем
настаивала следственная группа МВД и не организованная преступная
группировка. Если дело переквалифицируют в более мягкие варианты
(«незаконное лишение свободы», «вымогательство», «разбой»), то исчезает
руководитель и заказчик. Следовательно, личный секретарь Предстоятеля
УПЦ Александр (Драбинко), после ночного вызова в кабинет которого
монахини были похищены, так и останется невиновным свидетелем.
Как бы там ни было, Предстоятель УПЦ митр. Владимир очередной раз
демонстративно пренебрег мнением общественности и что наиболее вызывающе
- мнением православного сообщества: миллионов мирян, священничества и
монахов. Причем игнорирование сопровождает целую череду скандальных
событий в течение текущего года. Гробовое молчание со стороны
Предстоятеля по поводу проведенного парада содомитов 25 мая в Киеве,
молчание по делу о покушении на монахинь Покровского монастыря
(преступление совершено по отношению к монахиням УПЦ, началось на
территории Киево-Печерской Лавры и после приглашения похищенных личным
секретарем Блаженнейшего архиеп. Александром (Драбинко), встреча и
публичное целование с преданным анафеме паном Денисенко (Филаретом) на
открытии выставки «Великое и величественное» в Киеве 27 июля.
Самым, пожалуй, резонансным событием является подписание митрополитом
Владимиром 30 сентября обращения церквей и религиозных организаций к
украинскому народу, являющегося коллективным призывом УПЦ Московского
патриархата совместно с непризнанной «Украинской Православной Церковью
Киевского патриархата», другими христианскими, сектантскими и
инославными организациями поддержать подписание ассоциации Украины с
Евросоюзом. При этом сама подпись Блаженнейшего после невероятно бурной
волны возмущения среди православных верующих не была отозвана, как и не
появилось официальное опровержение об ошибочности (фальсификации)
подписи со стороны Предстоятеля. Сам же митр. Владимир (Сабодан) до сих
пор произошедшее событие ни разу не прокомментировал, подтверждая свое
соавторство в упомянутом обращении.
Вообще, создается впечатление, что руководство УПЦ и сама православная
общественность существуют в разных, даже не в параллельных, а скорее в
«перпендикулярных» мирах. Абсолютно любое событие в политической,
социальной и нравственной жизни воспринимаются и оцениваются с
совершенно противоположных точек зрения. Вспоминая обращение глав
Церквей, нельзя не отметить, что многочисленные заявления верующих,
общественных организаций и даже монашеских общин не были отмечены в
новостных лентах на сайтах, курируемых УПЦ. Более того, недавно 21
ноября в светлый праздник свят.
Архистратига Михаила в Киеве прошел
многочисленный крестный ход, в котором участвовало несколько тысяч
человек (по разным данным от 6 до 10 тыс.). Во время крестного хода с
несением крестов, хоругвей, икон, пением молитв, участники несли
множество транспарантов, демонстрирующих неприятие православными
ассоциации с Евросоюзом. Об этом сообщал даже украинский ресурс «ВВС»,
но руководство УПЦ посчитала это событие малозначимым для освещения на
своих информационных порталах (ни на http://orthodox.org.ua, ни на http://pravoslavye.org.ua/).
Поэтому понятными и обоснованными выглядят слова православных
христиан Украинской Православной Церкви г. Львова, обращенные 18 ноября
митрополиту Владимиру (Сабодану):
«...мы обличаем Вас в беззаконии, попрании соборного принципа, узурпации
власти в Церкви, в отступлении от Христа (апостасии), против чего
предупреждал христиан св. ап. Павел (см. 2 Солун. 2, 3) и политическом
православии.
Ваше Блаженство, Вы стоите перед уходом в вечность. Если Вы уйдете туда в
том состоянии души, в котором сейчас находитесь, то, по всей видимости,
составите компанию всем нечестивым папам римским в геенне огненной.
Поэтому, скорбя о Вашем падении и желая Вам спасения, взываем к Вам:
если у Вас сохранился страх Божий, и Вы все еще верите в Страшный Суд и в
то, что на этом Суде Вам придется дать ответ Праведному Судии за все
Ваши беззакония, и если Вы все же хотите спасти свою душу, то Вам не
остается ничего другого как:
1. принести покаяние перед всем церковным народом за то, что через Вас
он был введен в великий соблазн. Напомним слова Спасителя: «Горе мiру от
соблазнов: нужда бо есть приити соблазном: обаче горе человеку тому,
имже соблазн приходитъ» (Мф. 18, 7);
2. срочно отозвать свою подпись под Обращением Церквей в поддержку
ассоциированного членства Украины в ЕС, а также подпись представителя
УПЦ в Совете Церквей под апрельским документом, направленным в Брюссель;
3. проинформировать президента Украины Виктора Януковича, что
подавляющее большинство членов УПЦ МП выступает против
евроинтеграционного курса Украины, и настойчиво порекомендовать ему, как
Вашему духовному чаду, не подписывать документ в Вильнюсе;
4. после этого сложить с себя полномочия Предстоятеля УПЦ МП (согласно п. V. 13 Устава УПЦ-2007) и добровольно уйти на покой.
Если Вы этого не сделаете, то мы, православные христиане, овцы Вашего
стада, встанем на молитву по соглашению и будем слезно просить Господа
нашего Иисуса Христа, чтобы Он Сам Своею крепкою мышцею отстранил Вас от
управления Церковью и на Ваше место воздвигнул достойного архипастыря. А
как Вы знаете, страшно впасть в руки Бога Живаго!»
К сказанному добавить нечего, тем более само обращение, написанное в
сдержанном, но обличительном стиле, содержит скорбь о падении
Предстоятеля и проникнуто желанием его спасения. Не отрекаясь самовольно
от своего архипастыря («мы, православные христиане, овцы Вашего
стада»), верующие призывают митрополита покаяться и сложить с себя
полномочия Предстоятеля УПЦ Московского патриархата.
Геннадий Тарадин
http://zaednist.wordpress.com/