Крым и Таможенный союз: пути сотрудничества в условиях «европоглощения» Украины

Кирилл Ерченко 
0
05.11.2013 93
post thumbnail

Грядущее вступление Украины в ассоциацию и зону свободной торговли с Евросоюзом представляет особый вызов для Крыма. Автономная республика столкнется с проблемами разрыва торгово-экономических связей с Россией, снижения туристического потока, уменьшения объемов иностранных инвестиций и, наконец, с риском этнополитической дестабилизации. Все это заставляет задуматься о поиске механизма, обеспечивающего особый формат сотрудничества Крыма с Россией и всем Таможенным союзом в условиях перехода Украины под геополитическую «крышу» ЕС.

В Крыму удар от ассоциации Украины с Евросоюзом первой ощутит экономика, в структуре внешней торговли которой преобладает экспорт в Россию и другие страны Единого экономического пространства. Так, за 2012 год наибольший объем экспорта крымских товаров пришелся на РФ и составил 262 млн. долл. В целом на государства СНГ пришлось 362,2 млн. долл. крымского экспорта, тогда как в страны Европы его доля составила 196,5 млн. (1) Кроме того, по объёму прямых иностранных инвестиций в экономику Крыма по состоянию на конец прошлого года Россия занимает второе место после Кипра с показателем 350,6 млн. долл. (2) Впрочем, с учетом банковского кризиса на Кипре вполне можно ожидать, что в текущем году Россия выйдет на первую позицию в списке внешних инвесторов в Крым.

Для крымской промышленности и сельского хозяйства трудности европейской ассоциации Украины будут вызваны введением странами ТС специальных таможенных пошлин и других торговых барьеров на пути украинских товаров с целью защиты своих рынков. Как прямое следствие, уменьшится экспорт в Россию и остальные страны ЕЭП, которые для крымских производителей остаются главным зарубежным рынком сбыта. Последуют массовые увольнения рабочих с заводов и аграрных предприятий Крыма, и так балансирующих на грани. Не исключено полное разорение большинства из них. «Уже сегодня мы переводим людей на трехдневку, потому что политика делает свое дело, и российский рынок потихонечку закрывается. Закрывается Белоруссия, закрывается Казахстан», - сетует по этому поводу генеральный директор крупного симферопольского завода «Пневматика» Николай Васильев. (3)

Со своей стороны, Россия последовательно осуществляет программу импортозамещения, т.к. свертывание былых кооперационных связей с украинскими партнерами после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС становится неизбежным. В то же время у крымских товаропроизводителей-экспортеров вряд ли хватит средств и времени для перехода на европейские стандарты. Причем далеко не факт, что рынок ЕС готов «с распростертыми объятиями» принять крымскую продукцию.

Еще одна болезненная проблема возникнет в случае введения визового режима между Украиной и Российской Федерацией, что крайне негативно скажется на туристическом потоке в Крым. Это крайне щепетильная тема для полуострова, поскольку значительная часть его населения занята в курортно-туристической сфере, а туристы ежегодно оставляют в Крыму по 6 млрд. грн., хотя в бюджет попадает менее 10% от этой суммы. (4) Как известно, большинство иностранных туристов прибывают на полуостров с постсоветского пространства, а именно из России и Белоруссии. К примеру, по итогам 2012 г. 35% общего турпотока составили граждане стран СНГ, 63% - граждане Украины и только 2% пришлось на туристов из стран дальнего зарубежья. (5) Причем из всех туристов СНГ 66% являются гражданами Российской Федерации, а 22% - Беларуси.

Помимо сугубо экономических последствий вхождение Украины в ассоциацию с ЕС де-факто означает окончательное выведение её территории, включая Крым, из сферы геополитического притяжения России. Закономерным итогом этого видится стратегическое ослабление здесь и без того шатких позиций России, что автоматически развяжет руки радикалам в лице крымско-татарских националистов и исламистов. Но главный удар по военной безопасности юга Украины и спокойствию в Крыму будет нанесен в случае разрыва Харьковских соглашений, гарантирующих базирование Черноморского флота в Севастополе до 2042 года. К счастью, эксперты считают такое развитие событий маловероятным. (6)

Казалось бы, для Крыма верный способ избежать всех этих невзгод - начать процесс самостоятельной интеграции в Таможенный союз, как предлагал сделать экс-президент Республики Крым Юрий Мешков, ссылаясь на ст. 10 Конституции РК 1992 г. о праве на самостоятельные сношения с государствами и организациями. (7) Но сегодня эта затея выглядит утопично, как и вариант, предлагающий оставить Крым за рамками ассоциации Украина-ЕС подобно датской Гренландии, не входящей в Евросоюз. Крымская автономия лишена политической субъектности и не имеет возможностей всерьез ставить такие вопросы, Киев тем более не готов их рассматривать.

Существует целый ряд обстоятельств, делающих сценарий самостоятельного вступления Крыма в Таможенный союз или установления особого режима сотрудничества между ними несбыточным в обозримом будущем. Обозначим эти обстоятельства вкратце.

Во-первых, подобные инициативы Крыма будут жестко пресекаться центральной властью в Киеве, причем это будет выглядеть юридически обоснованно. Действующая Конституция АРК образца 1998 г. сама по себе сильно урезана в части крымских полномочий и является во многом декларативной, при этом и ее остающиеся в силе положения зачастую не соблюдаются Киевом. Стоит напомнить и о пресловутой «поправке Зайца», согласно которой нормативно-правовые акты АРК теряют силу в случае своего несоответствия Конституции и законам Украины. Иными словами, поправка позволяет центральной власти без труда лишить легитимности любые шаги крымской власти в сторону евразийских интеграционных структур. Учитывая, что курс на евроинтеграцию закреплен в Законе Украины «Об основах внутренней и внешней политики», гипотетическое самостоятельное движение Крыма в направлении ТС априори войдет в противоречие с украинским законодательством. Даже вопреки положениям крымской конституции, относящей осуществление внешнеэкономической деятельности к полномочиям автономии.

Во-вторых, правящая элита Крыма укомплектована ставленниками Партии регионов, потому легко управляема и не посмеет сделать и шага без согласования с центральным руководством. К этому стоит добавить, что полномочия высших органов власти автономной республики сведены до символического наместничества и мало чем отличаются от полномочий руководящих органов обычных украинских областей. К примеру, председатель правительства Крыма назначается и освобождается с должности президентом, а Верховный Совет автономии, лишенный права законодательной инициативы, лишь утверждает его кандидатуру. В общем, от нынешнего крымского истеблишмента не приходится ожидать инициативности и напора в деле продвижения Крыма к Таможенному союзу.

В-третьих, левые и пророссийские организации как главные апологеты переориентации Украины на «евразийский проект» не в силах повлиять на официальную позицию Крыма в данном вопросе. Они практически полностью отстранены от реального участия в управлении автономной республикой и не оказывают серьезного общественно-политического воздействия на крымскую власть, не говоря уже о влиянии на руководство Украины. Несомненно, «беззубость» левых и пророссийских сил не в последнюю очередь связана с сильной разобщенностью в их среде. При этом нельзя сказать, что организации условного лево-пророссийского спектра сидят сложа руки. Они достаточно активны, о чем свидетельствуют многочисленные митинги в поддержку вступления Украины в ТС, молодежные евразийские форумы, научно-практические конференции, общественные обращения и заявления с трибуны крымского парламента. Тем не менее все эти усилия не влекут за собой четкой реакции со стороны высшего руководства Крыма.

В-четвертых, разъяснительная кампания о преимуществах вступления Украины в евразийские интеграционные объединения в Крыму ведется слабо и бессистемно. На местном телевидении практически не встречаются сюжеты в пользу вступления Украины в Таможенный союз, хотя в изобилии представлена информация о достоинствах евроинтеграции. Конечно, в Крыму есть региональные электронные СМИ, выступающие за «евразийский выбор». Но их силы в информационной борьбе за умы крымчан все-таки уступают силам СМИ, подконтрольных партии власти или учрежденных западными фондами и вещающих в проевропейском ключе. Общественное мнение в Крыму в части отношения населения к России и ее интеграционным проектам усердно перековывается с помощью изощренной «мягкой силы» Запада.

В-пятых, на пути у пророссийских инициатив в Крыму помимо украинской государственной машины стоит еще одно серьезное препятствие - меджлис крымско-татарского народа. Он имеет широкую поддержку со стороны ведущих западных держав и Турции, у него высокие мобилизационные возможности в крымско-татарской среде, и именно с меджлисом считается власть, нередко идя ему на уступки. После «оранжевого» переворота 2004 г. меджлис перешел в систематическое наступление на пророссийские позиции по всем «фронтам». В том числе подключился к демонизации идеи вхождения Украины в Таможенный союз.

* * *

Вне всякого сомнения, подавляющее большинство крымчан поддерживают вариант реинтеграции Украины с Россией в формате Таможенного и Евразийского союзов. Но сегодня они не могут на деле повлиять на проевропейский курс Киева. Поэтому перед вызовом евроассоциации Украины главной общей задачей Крыма и России видится сохранение фундамента прежних взаимосвязей. Для этого необходимо использовать все пригодные механизмы, включая интенсивное развитие межрегионального сотрудничества путем создания трансграничных объединений.
________
Фото - http://comments.ua/politics/425442-krimu-mitingovali-tamozhenniy-soyuz.html

1. http://www.sf.ukrstat.gov.ua/2010/operativ/arhukoves3-2012.htm
2. http://www.sf.ukrstat.gov.ua/2013/exp26.pdf
3. http://www.nr2.ru/crimea/464223.html
4. http://www.nr2.ru/crimea/426711.html
5. http://www.iarex.ru/news/29230.html
6. http://novoross.info/general/20619-krymskie-politologi-edinodushny-ukraina-ne-rastorgnet-harkovskie-soglasheniya-dazhe-vstupiv-v-associaciyu-s-es.html
7. http://www.nr2.ru/crimea/412718.html

http://rusedin.ru/2013/11/05/krym-i-tamozhennyj-soyuz-puti-sotrudnichestva-v-usloviyax-evropogloshheniya-ukrainy/

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Кирилл Ерченко
Все статьи Кирилл Ерченко
Последние комментарии
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Советский недобиток
15.05.2021 15:51
Расстрел в Казани: плоды болонского просвещения
Новый комментарий от Андрей Козлов
15.05.2021 15:49
О смыслах Русской цивилизации
Новый комментарий от Полтораки
15.05.2021 15:14
«Палестинцы не сдались и не сдадутся»
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.05.2021 15:00
Подготовка к строительству Третьего храма?
Новый комментарий от Сант
15.05.2021 14:49