itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Антиохийский патриархат в эпоху арабского и латинского господства

Арабское владычество, установившееся в Сирии в 639 году (в 638 году пала Антиохия, в 639 - Эдесса), ознаменовало собой начало притеснения христиан

0
440
Время на чтение 4 минуты

Антиохия Антиохия

После убийства в 695 году патриарха Александра II начался период сорокалетнего безвременья - Церковь никем не управлялась, а многие христиане в условиях давления со стороны властей были исламизированы. Арабы явно покровительствовали несторианам в ущерб православным. Долгожданное рукоположение Антиохийского Патриарха состоялось около 640 года в Константинополе. Им стал Македоний, однако ни он, ни его преемники не решались появляться в завоеванной арабами Сирии, руководя делами Антиохийского патриархата из византийской столицы.

С IXв. предстоятелями Антиохийской Церкви все чаще стали избираться представители коренного населения Сирии, а арабский язык начал повсеместно использоваться в богослужении и делопроизводстве. Власти халифата в этот период открыто вмешивались в избрание патриархов, проводя к церковному главенству своих ставленников (которыми нередко были чиновники, не носившие ранее духовного сана).

Ослабление мусульманской империи породило в арабской среде всплеск фанатизма и нетерпимости. Эти тенденции нашли поддержку на высшем государственном уровне. Халиф аль-Мутаваккиль издал ряд указов, серьезно ограничивавших права немусульманского населения и предусматривавших разрушение всех церквей, построенных после арабского завоевания. После подавления восстания в городе Эмесе, поддержанного недовольными репрессивной государственной политикой христианами, халиф повелел изгнать всех православных из города и разрушить принадлежащие им храмы. Эти гонения привели к резкому сокращению христианского населения: часть «мелькитов» бежала в Византию, другая приняла ислам. Нападения на христиан и волнения на религиозной почве продолжались вплоть до середины X столетия.

Император Никифор Фока Император Никифор Фока В 969 году византийский император Никифор Фока освободил Сирию, после чего обычной стала практика избрания Антиохийского патриарха в Константинополе при участии императора. Это, однако, не препятствовало предстоятелю Антиохийской Церкви проводить достаточно независимую от византийских церковных и политических властей политику. Короткий период ромейского владычества (970-1084) был отмечен обьявлением политики веротерпимости и административной церковной реформой. Среди антиохийских патриархов в этот период встречались не только греки и армяне, но и арабоязычные сиро-палестинцы.

Этапным стало патриаршество Петра III (1062-1057), отличившегося попытками примирить Восточную и Западную Церковь и избежать между ними раскола. Он не захотел отлучать папу римского, надеясь на будущее покаяние Римской Церкви. Что, однако, не помешало ему в письменной форме выступить с осуждением латинских заблуждений, где, в частности, назвал интерполяцию Filioque в Символ Веры «худшим из зол».

Завоевав Антиохию (1098) крестоносцы враждебно отнеслись к сирийским христианам, не допустив их в правящее сословие и не ослабив на них государственного давления. В 1100 году на место изгнанного православного патриарха Иоанна Оксита был поставлен латинский прелат. Так был основан антиканоничный Латинский патриархат.

Мануил Комнин Мануил Комнин Православный патриарх вынуждено покинул свою паству, более чем на пятьдесят лет оставив антиохийских христиан без предстоятеля. В последующие годы борьба между латинским и православным патриархатом получила продолжение. Латинские патриархи замещали кафедры православных епископов католиками, продолжалось и параллельное преемственное существование православной иерархии. Сложные взаимоотношения между византийскими, местными и западными церковными и светскими властями способствовали перерастанию жизни антиохийских христиан в сложный клубок интриг и противоречий.

В 1155 году Мануил Комнин добился поставления рукоположенного в Константинополе православного патриарха Афанасия I Манасси (1161-1170). Однако после его гибели в результате землетрясения трудности с доступом православных патриархов на кафедру продолжились. Многие из предстоятелей Антиохийской Церкви назначались и проживали в Константинополе. Они поставляли митрополитов на вакантные кафедры, но сами никогда не ступали на территорию своего патриархата, оставаясь вдали от своей паствы.

С 1268 по 1517 годы Сирия находилась под владычеством мамлюков. В ходе штурма Антиохии большинство жителей города было убито, ранено или продано в рабство. Главный город Сирии потерял былое могущество и превратился в небольшое малозначимое селение. Антиохийские православные патриархи также покинули город и после многолетних скитаний обосновались в Дамаске - новом административном и культурном центре региона.

Латинский клир был изгнан из страны, однако это никак не сказалось на жизни православной общины, которая по-прежнему оставалась непростой. Многие христианские храмы и учреждения были в этот период разрушены или конфискованы. Значительная часть чиновников-немусульман уволена со своих постов. Религиозная политика мамлюков отличалась значительно большим уровнем нетерпимости, чем это было свойственно прежним правящим мусульманским династиям. Особенно жестокими были гонения в правление мамлюкского султана Али ибн Шаабана (1362-1376). Было разрушено несколько монастырей и предан смерти патриарх Михаил I (1375).

Из последующих событий достойно упоминания случившееся в правление патриарха Михаила II (1395-1412) покорение Дамаска и Халеба Тимуром, принесшее городу большие материальные разрушения.

Флорентийская Уния не была принята Антиохийским патриархом Дорофеем (представителем которого на Фераро-Флорентийском соборе и был знаменитый Марк Эфесский).

Монастырь Херувимов, Сирия
Монастырь Херувимов, Сирия
Афанасий Зоитакис
http://www.agionoros.ru/docs/787.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Афанасий Зоитакис
Как Афонский монах стал апостолом Африки
О православной миссии иеромонаха Космы Григориатского в Африке рассказывает кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Афанасий Григорьевич Зоитакис
17.05.2019
Недопустимо извращать истину в вопросе церковной автокефалии
Греческий богослов протопресвитер Георгий Металлинос призывает взять за образец предоставление самостоятельности Элладской Церкви
06.12.2018
«Греция фактически теряет национальный суверенитет»
Беседа с Афанасием Зоитакисом, заместителем главного редактора издательства «Святая Гора»
24.08.2015
Все статьи Афанасий Зоитакис
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:56
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54