О посте: раздели с голодным хлеб твой

Марина Бирюкова 
0
15.08.2013 113

Начался Успенский пост - короткий, но строгий, строгостью своею равный Великому посту. И вновь встанет перед нами вопрос: что и как нужно делать, чтобы установленный Церковью пост не сводился для нас к ограничению в питании? Чтоб само это ограничение стало не просто соблюдением запрета, но именно средством к достижению цели духовной?

Книга «Вот пост, который Я избрал», составленная кандидатом богословия Василием Черновым, - это своего рода хрестоматия, которая поможет найти ответы на многие наши вопросы о посте. Она посвящена всем постам Православной Церкви, и однодневным, и многодневным; содержит историю установления каждого поста, рассказывает о событиях Священной истории, с которыми этот пост связан. В книге много фрагментов из святоотеческих творений, много пастырских наставлений и проповедей. Мы узнаем, что писали и говорили о посте, о его смысле и целях, о почитаемых постом событиях такие служители Церкви, как святители Григорий Палама, Иоанн Златоуст, Лев Великий, а также столпы Русского Православия: святители Димитрий Ростовский, Иннокентий Херсонский, Тихон Задонский, более близкие к нам во времени Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, протоиерей Валентин Амфитеатров, митрополит Сурожский Антоний...

Очень важным представляется то, что книга подробно знакомит нас с богослужением постных дней. Церковнославянские тексты приводятся с переводом.

Поскольку мы стоим на пороге Успенского поста, остановлюсь на главе, посвященной именно ему и празднику Успения Пресвятой Богородицы. На земле нет Ее останков: первая по воскресении Ее Сына Она была воскрешена телесно. Успение Богоматери - это тоже праздник победы над смертью, как и Пасха. Стихиры, которые поются на вечерне, накануне дня Успения, свидетельствуют об этих событиях: Егда изшла, Богородице Дево, ко из Тебе Рождшемуся неизреченно, бяше Иаков, брат Божий и первый священноначальник, Петр же, честнейший верховник, богословов начальник, и весь Божественный апостольский лик, явленным богословием песнословяще Божественное и страшное Христа Бога смотрения таинство и живоначальное и богоприятное Твое тело погребше, радовахуся, Всепетая. Это было на земле, а вот что происходило в мире горнем - воспользуюсь на сей раз приведенным здесь же переводом на современный русский: ...величайшие из Сил небесных, со своим Владыкой прибывшие (...) превыше мира шествовали, и невидимо взывали высшим их полкам: «Вот, пришла всех Царица, Божия Отроковица, возьмите врата и Ее превыше мира поднимите, эту Матерь вечно существующего Света, ибо через Нее совершилось спасение всех поколений смертных...». Как это все же плохо - то, что мы зачастую не находим в себе сил быть внимательными во время богослужения или не даем себе труда познакомиться с праздничной службой заранее. Книга, о которой здесь речь, поможет нам в этом.

А что касается ее названия - это из книги пророка Исайи: Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу (...) раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся... (58, 6-7).

Неспособность спрятать крест

На страничке «Святые и подвижники» нашего епархиального сайта «Православие и современность» среди других значится и мирянин Николай Фиолетов. Немногие в Саратове сегодня помнят об этом замечательном человеке, ученом, которого так и не смогла сломить и поставить себе на службу безбожная власть.

Меж тем в наших церковных лавках и магазинах православной литературы можно сегодня купить его книгу «Очерки христианской апологетики» под редакцией доктора геолого-минералогических наук, профессора, протоиерея Глеба Каледы. Отец Глеб Каледа (1921-1994) происходил из той (совсем небольшой, увы) части русской интеллигенции, которая ни до революции, ни после нее не теряла связи с Церковью, хранила веру, передавая ее из поколения в поколение. Именно к такой интеллигенции принадлежал и профессор-юрист Николай Николаевич Фиолетов (1891-1943). Его отец был священником и очень хотел видеть сына в священном сане. Николай Фиолетов-младший учился в Саратовской семинарии, но покинул ее стены из солидарности с товарищами, несправедливо, по его мнению, исключенными из нее. Впоследствии он окончил юридический факультет Московского университета и стал специалистом по каноническому церковному праву: ярко выраженные духовные интересы по-прежнему определяли его жизненный путь. Николай Фиолетов оказался самым молодым из делегатов Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов, восстановившего в России патриаршество; ему было 26 лет, и он стал секретарем отдела «Правовое положение Церкви в государстве». Символично и одновременно трагично то, что он много работал над проблемами взаимоотношений Церкви и государства в годы, когда «молодая республика Советов» топила Церковь в крови.

С 1922 по 1924 год Николай Николаевич преподавал в саратовском университете, участвовал в студенческом христианском движении, главным вдохновителем которого был Семен Людвигович Франк. Но атмосфера сгущалась, о вольностях такого рода нужно было забыть. В поисках пристанища - места, где можно было все же как­то жить и работать,- супруги Фиолетовы переезжают в Ташкент. Далекая азиатская окраина в тех исторических условиях становится чуть ли не центром духовной и интеллектуальной жизни России. Николай Николаевич знакомится здесь с сосланным митрополитом Арсением (Стадницким) - одним из трех претендентов на патриарший престол; со многими учеными, мыслителями тех лет, не имеющими шанса вписаться в советскую систему, но все еще преподающими в Среднеазиатском государственном университете. Здесь начинается миссионерская деятельность мирянина Фиолетова: на полуподпольных собраниях он читает лекции о христианской догматике, разъясняет молодежи Евангелие. Узбеки дают ученому русскому прозвание «мулла». В результате «мулла» остается без работы и становится «лишенцем» - изгоем нового советского общества. Недолгая работа в Душанбе (Сталинабаде), затем трехгодичная ссылка в Новосибирск. По окончании ссылки супругам Фиолетовым удается устроиться в Курске - Николай Николаевич преподает в педагогическом институте. Но здесь-то и происходит драма: во время лекции какой-то бдительный студент замечает на шее у профессора крест. Крест просто выскочил из-под воротника рубашки. На следующий день в институтской стенгазете появилась заметка о «профессоре с крестом на шее»...

Далее профессор перебивается случайными заработками и пишет свои «Очерки христианской апологетики». Что это за книга? «Апологет» в переводе с греческого - «защитник»; в первые века христианства апологетами называли тех, кто открыто и бесстрашно защищал новую веру, споря с ее античными критиками. Книга Николая Фиолетова - это, по сути, ответ той страшной атаке на христианство, которая началась не с русской революцией, нет; большевики подхватили и использовали то, что было уже наработано «прогрессивной европейской мыслью» до них, и перешли от теории к кровавой практике. Книга делится на две части: первая посвящена вопросам взаимоотношения хрис­тианской веры и естественных наук, вторая - вопросам христианской морали. «Попытки атеистической мысли опереться в своей борьбе с хрис­тианством на науку, - так начинает Николай Фиолетов первую часть, - ...покоятся не только на искажениях отдельных истин науки и истин религии, но и на извращенном понимании самой природы науки и природы религии». Надо сказать, что вопросы, которым посвящены последующие главы, - они ведь из нашего обихода не ушли и вряд ли скоро уйдут. Мы вновь и вновь слышим «А вот как же - эволюция, обезьяна, питекантроп...». Профессор Фиолетов поможет нам научиться отвечать и на эти вопросы, и на иные: о христианском видении человека, о смысле его земной жизни, об отношении христиан к труду, государственной власти, семье.

Николай Николаевич Фиолетов, человек, неспособный спрятать свою веру, как нательный крестик под рубашкой, умер от голода на одном из островов Архипелага ГУЛаг в 1943 году. Но как важно и как радостно для нас то, что его дело - исповедническое служение мирянина - не предано забвению.

Газета «Православная вера» №15 (491)

Подготовила Марина Бирюкова

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-08-15-10-48-20-o-poste
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Почему женщины «болеют» свободой
Новый комментарий от В.Р.
12.06.2021 21:10
«Слова уст человеческих – глубокие воды»
Новый комментарий от В.Р.
12.06.2021 20:49
Научатся ли «красные» и «белые» патриоты не воевать, а обмениваться мнениями?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
12.06.2021 15:06
Базовый доход как источник правовых проблем будущего
Новый комментарий от Валерий Новоскольцев
12.06.2021 13:27
«Это ростовщичество вавилонского уровня»
Новый комментарий от Наталия 2016
12.06.2021 13:23
Владислав Сурков нынче за силовое решение по Украине
Новый комментарий от Валерий Новоскольцев
12.06.2021 09:36