Без шума и эпатажа
Не
стоит бояться сослагательного наклонения. Оно иногда помогает понять,
что по-настоящему важно и что никак нельзя потерять. Среди нас,
сегодняшних, находятся те, кто не стыдится с экранов телевизоров,
эпатируя друг друга и рисуясь перед публикой, рассуждать о Крещении Руси
как о факторе регресса; не страшится показаться невеждой, пытаясь
отделить многовековую русскую культуру от ее христианской составляющей;
не обременяет себя тактом, вспоминая советские гонения на Церковь и
подсчитывая стоимость облачений и церковной утвари, озвучивая свои
«экспертные» суждения об «этом институте», «клирикализации» и
«клирикалах». Но дают ли эти люди себе труд по-настоящему задуматься и
представить, что было бы с нашей страной на ключевых поворотах ее
истории, если бы не свет Православия, озарявший ее путь сквозь столетия?
Вряд ли большинство из них настолько глубоко знают предмет, чтобы и
задумавшись составить действительно авторитетное мнение. А между тем вот
уже 1025 лет какими мы только не были: сильными, слабыми, милосердными,
враждующими, терпеливыми, разрозненными, растерявшимися и будто все
растерявшими, воспрявшими, поверившими, возложившими надежду,
беспечными, не благодарными, согрешающими и кающимися. Но вот уже 1025
лет мы - Христовы.
Возможно, именно с такими мыслями выходили 1 июня из Твери участники многодневного Большого Волжского Крестного хода, посвященного юбилейной дате Крещения Руси. Их всего двенадцать человек, трое - священники. Пешком, на автобусе, по Волге они следовали через русские города, неся с собой ковчег с частицей мощей святого равноапостольного великого князя Владимира.
В Саратове Крестный ход встретили 3 июля в Духосошественском кафедральном соборе. Всех, кто пришел помолиться у мощей святого Владимира, крестоходцы считают самыми настоящими своими соучастниками.
-
Наша цель - пройти по Великому Волжскому пути и дать верующим
возможность поклониться мощам великого князя, крестителя Руси, -
рассказывает клирик Тверской епархии, протоиерей Александр Шабанов,
сопровождающий мощевик. - Мы надеемся, что эта святыня станет духовным
связующим звеном между чадами единого Тела Христова - Русской
Православной Церкви.
Равный апостолам
«Вознесох избранного от людей Моих», - возглашает протодиакон Олег Дроздовперед чтением Евангелия на молебне святому равноапостольному князю Владимиру. Эти слова в переводе на русский означают: «Я вознес избранного от народа Моего» и в данном богослужебном смысле относятся к святому князю Владимиру.
- Святой равноапостольный Владимир - из числа тех святых, которых Господь выбирает для совершения определенной миссии, - поясняет отец Александр. - Господь призвал этого государственного деятеля, для того чтобы сохранить чистоту Православия, потому что для хранения христианства был нужен новый народ.
Почему исполнение такой миссии было доверено именно русскому князю Владимиру - тайна Промысла Божия. Отец Александр подчеркивает, что иногда орудием этого Промысла становится человек, вроде бы не отличающийся какими-то особыми добродетелями или заслугами. Однако нельзя забывать, что только Господь - сердцеведец. Видно, в личности Владимира Красное Солнышко было что-то такое, что позволило ему стать таким избранником Божиим и понести труд, равный апостольскому.
Нетленные
мощи этого угодника Божия были почти полностью утрачены во время
татаро-монгольского разорения Киева. Чудом удалось спасти лишь несколько
частиц. Одна из них оказалась на тверской земле, в Нило-Столобенской
пустыни. Десять с лишним лет назад Нило-Столобенская частица передана в
Княже-Владимирский собор города Удомли Тверской епархии. Именно эту
святыню принесли участники Волжского Крестного хода в Саратов.
Дар наследства
И вот стою я сейчас в толпе прихожан, пришедших поклониться мощам Владимира, и как бы со стороны смотрю на нас, унаследовавших веру во Христа, вступивших в права этого наследства без каких-либо собственных усилий. Мы в большинстве своем рождаемся в этой стихии, берем ее просто как родной язык, впитываем как национальную культуру, пусть даже не в чистом виде, пусть со множеством самых диких примесей. Но при этом думаем, что так и надо, что именно так и должно быть. Разве?Чем я, например, заслужила это счастье стоять под куполом православного храма, и носить на груди крестик, и прикасаться к святыням, и причащаться Тела и Крови Христовых для жизни вечной в Царстве Творца всего сущего?! Да ничем. Это дар - неправдоподобный и самый правдивый, невероятный и самый реальный. Дар, которому уже 1025 лет, а на самом деле еще больше. Его нельзя измерить ни прогрессом, ни регрессом, потому что он за гранью каких-либо земных систем координат. Можно только постараться быть достойным его. Впрочем, достоинство - тоже не вполне земная мера.
Газета «Саратовская панормама» №28 (905)
http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-07-25-23-46-59-missiya-vypolnima