«Не отбивайся от Оптиной. Верую в то, что каждый, приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности, найдет удовлетворение милостию Божией и за молитвы великих отец наших! Они весьма многих и многих воспитали духовно для Небесного Отечества! Не перестают и теперь воспитывать и призирать особенно на тex, которые приходят в Оптину на поклонение их святым мощам. Не отбивайся от Оптиной». Эти слова, этот прекрасный духовный завет, обращенный к каждому из нас, оставил нам преподобный оптинский старец Иосиф.
Сегодня в Оптиной загорелось не одно светило, а семь светил! Сегодня над Оптиной распростерлась яркая седмичисленная духовная радуга! Ныне мы празднуем память обретения мощей семи великих Оптинских Старцев.
У их скромных хибарок можно было «увидеть в сокращении целую Россию». Под их намоленной епитрахилью плакали и статские советники, и фабриканты, и купцы всех гильдий, и крестьяне с обветренными лицами, и калики-перехожие в стоптанных лаптях...
Кто такие оптинские старцы? Kем они являлись для матушки России, и кем они являются для нас, людей XXI скоростного, сверхтехнологического века, сейчас?
В чем неуловимый духовный аромат их святости? Почему эти народы - тульские, орловские, московские, брянские, австралийские, сербские, на дилижансах и пешком, на «Икарусах» и автостопом, - так стремились и стремятся на святой Оптинский порог, в этот благодатный духовный пчельник?
Оптинское старчество - это целая Вселенная. Сто долгих лет, от момента, когда старцы Моисей и Антоний своими руками построили Предтеченский храм в Скиту и до тех страшныx лихих дней, когда богоборцы сбросили с оптинской колокольни ее огромный громогласный колокол, который будил всю Россию, в Оптиной не угасала старческая свеча.
«Из полы в полу», от сердца к сердцу передавалась неугасающая старческая харизма. Оптинские Старцы боролись за душу человеческую. Они вымаливали удрученную, измученную Россию! Они утешали и великого Достоевского, потерявшего любимого сына, и несчастную крестьянку, у которой мерли гуси. Каждый из приходящих сюда, в белоснежную Оптину, получал духовный совет, разрешение своих недоумений, оставлял у аналоя свои страшные, кровоточащие грехи. Никто не уходил необласканным, неутешенным, несогретым!
Преп. Лев показывал на больного, страждущего, покрытого струпьями человека: «Посмотрите на этого человека. Видите - у него все члены телесные повреждены, поражены. Господь наказал его за нераскаянные грехи. Он сделал то-то и то-то, и за все это он теперь страдает - он живой в аду. Но ему можно помочь. Господь привел eго ко мне для искреннего раскаяния, чтобы я его обличил и наставил. Могу ли я его не принять?»
Там, в толпе человеческого горя, в океане сердечной скорби, который колыхался у старческих хибарок, рядом стоял вельможа и нищий, генерал в расшитом золотом мундире и странник в заплатанном зипуне. И сейчас у мощей прославленных старцев молятся и монах, и мирянин, профессор и токарь, известный политик и спортивный рекордсмен. Козельская сгорбленная старушка и утонченный московский интеллигент...
Все мы - Церковь. Все мы - Тело Христово. Все мы приходим сюда учиться у наших Старцев. Учиться Любви. Учиться молитве. Жертвенности. Исканию воли Божией. Учиться «жить нелицемерно»!
Старцы - это духовные маяки, Православные веры светильницы. Они напоминали и сейчас напоминают каждому из нас, что есть «единое на потребу»: очищение сердца, спасение души, стремление к познанию Бога!
Душа - драгоценнее царских палат! Душа - прекраснее и выше самых величественных гор! Изящнее самых удивительных произведений искусства! Душа может заблистать немерцающим Фаворским светом и может превратиться в зловонную сточную яму. Может убелиться и украситься, как Heвестa Христова, а может добровольно соделать себя мрачным притоном самых мерзких и самых низких страстей. Вся борьба в мире - за человеческую душу!
«Сердце - не щепка, - восклицал преп. Анатолий Оптинский, - и душа человеческая - вещь не дешевая, она дороже всего мира. Все сокровища земного шара и вся Вселенная - не стоят одной души христианской».
Когда преподобный Амвросий, будучи еще молодым Александром, однажды гулял по лесу, то в журчании ручья услышал таинственные, глубокие, сокровенные слова: «Хвалите Бога, храните Бога!» В этих словах заключается вся суть, вся сердцевина, золотая нить Оптинского старчества. Они учили и учат неустанно славить, хвалить Бога. Бережно, трепетно и нежно хранить Его в своем сердце...
«Значение старцев, - замечал Евгений Поселянин, - благословлять и ободрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо, и помогать им нести выпадающие на их долю тягости и скорби, в чем бы они ни состояли». Оптинские Старцы и сейчас своими молитвами, как искусные врачи, находят для каждого из нас свое лекарство. Как премудрые архитликлины, умело распределяют искрящееся вино Оптинской благодати! И как трудолюбивые гончары, сотворяют из невзрачной глины человеческого сердца прекрасный, крепкий духовный сосуд.
Скитской иеромонах Даниил Болотов, который в миру был маститым художником, вспоминал свой далекий детский сон. «Мне было тогда лет 6 или 7. Вижу я однажды во сне, как Ангел берет меня и уносит на небо. И прилетели мы вместе с Ангелом к какому-то таинственному великому дубу, и остановились около него для отдыха. Впоследствии, когда я приехал в Оптину и вошел в келию блаженного старца Амвросия, увидел его полулежащего на своей кроватке, то сразу же вспомнил свой детский сон, и какой-то внутренний голос подсказал мне: «Вот он и есть тот самый дуб, который ты видел тогда во сне».
И сегодня мы, люди третьего тысячелетия по Рождестве Христовом, укрываемся и находим успокоение под могучей кроной Оптинского старчества. Мы приносим сюда, к этим благоухающим ракам свою боль, свою скорбь, свои незаживающие раны, свою надежду и свою любовь, и слышим в своем истерзанном, трепещущем и живом сердце:
«Не отбивайтесь от Оптиной».
http://www.stoletie.ru/obschestvo/oni_vymalivali_izmuchennuju_rossiju_223.htm