Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ
Церковный год начинается первого сентября. Первый из двенадцати наиважнейших и главных наших праздников – Рождество Пресвятой Богородицы. Заканчивается церковный год Успением Божией Матери. Этими праздниками Богородица как бы обнимает наш календарь, замыкает его этими событиями.
Завершались прощальные земные дни Богородицы. Излюбленным местом Ее молитвы в Иерусалиме был святой гроб Ее Сына, Спасителя мира. Там проводила Она Свое последнее время. Там было Ее сердце! В одно из таких посещений Архангел Гавриил возвестил Ей о скором переселении из жизни временной – в жизнь вечную. И в залог вручил пальмовую ветвь!
Апостолы со всех концов света, не сговариваясь, по внушению свыше слетелись, по словам преподобного Иоанна Дамаскина, «подобно облакам и духовным орлам, чтобы послужить Матери Божией»! И не нужна была им ни мобильная связь, ни фейсбук… Они, как говорит преподобный Паисий Афонский, «работали на духовной частоте»! Дух Святый собрал их в этот таинственный благословенный час.
Успение Божией Матери – глубочайшая вселенская тайна! Какое человеческое око вместит в себя тот свет, который воссиял в горнице, где лежала Богородица? Какое сердце поймет смиренное ликование Девы Марии, когда Она, преисполненная благодати Божией, восклицала: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем!» (Лк. 1: 46-47)
«О, чудо подлинно сверхъестественное! – возглашает преподобный Иоанн Дамаскин. – О, дела, наполняющие изумлением! Смерть, прежде отвратительная и ненавистная, ныне прославляется и ублажается. Прежде приносившая скорбь и печаль, слезы и подавленность, ныне оказалась причиной радости и полного торжества. …О, прекраснейшее отшествие, которое дарует к Богу пришествие! …какое же имя дадим Таинству, совершившемуся над Тобой, Богородице? Смерть? …хотя Ты на некоторое время покрываешься телесной смертью, однако щедро изливаешь на нас непрерывные, чистые и неиссякающие потоки беспредельного света, бессмертной жизни и подлинного блаженства, реки благодати, источники исцелений, вечное благословение… Поэтому не смертью назову священное Твое Успение, но преставлением или отшествием, или точнее сказать, водворением. Ведь, выходя из тела, Ты водворяешься у Господа».
И если на большинстве Богородичных икон Пресвятая Дева держит на руках воплотившегося Бога, то на иконе Успения – наоборот, Господь на Своих руках держит душу Девы Марии в виде младенца в пеленах, родившегося уже не для временной, но для вечной жизни!
«…Гроб Ее, – замечает святой праведный Иоанн Кронштадтский, – бывший для Нее дверью к Небесному Царствию, скрывает в себе много радости для христианина; из этого гроба, как и из гроба воскресшего Господа, веет и на нас небесным нетлением, или лучше сказать – этот гроб непреложно обещает и нам бессмертие по душе и нетление по телу, истребляя в нас страх смерти».
В народе часто праздник Успения Пречистой Девы Марии называют еще Богородичной Пасхой, потому что мы в эти дни торжествуем воскресение Богородицы и вознесение Ее на Небо! Слова Ее Сына «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин.11: 25) в первую очередь относятся к Ней. Она ожила после смерти силой Божественной благодати и ныне пребывает в обителях райских Своего Сына и Бога нашего!
Успение Божией Матери – это праздник бессмертия! Торжество бесконечной любви и веры! И если Господь сказал, что Он есть путь и истина и жизнь (см.: Ин. 14: 6), то Богородица неукоснительно прошла этим благословенным путем в вечную жизнь.
Этим же спасительным путем пытаемся идти и мы. Он очень труден и узок – этот путь Христов! И не всегда похож на ту дорожку из живых цветов, по которой мы будем идти на чине Погребения Пресвятой Богородицы сегодня вечером. Терния и колючки, искушения и соблазны устилают жизненный путь человека. Но, как очень глубоко и точно говорит преподобный Иустин Сербский: «…мир и успокоение даются тому, кто мучается над страшной тайной жизни и …по-великомученически упорно несет ее бремя».
Раскрыть глубину происходящего в мире и в своем собственном сердце, обрести покой внутри себя человек может, только выстраивая духовную вертикаль, только страдая от метафизических вопросов: что есть смерть, жизнь, душа, грех, любовь, свет и тьма, вечность, боль, Бог, суд, спасение… А иначе все вокруг будет казаться пустотой, случайностью, стечением обстоятельств.
«Люди для того и рождаются на свет, – говорит преподобный Симеон Новый Богослов, – чтобы прославлять Бога, так как они суть мыслящие и разумные существа». Вдумаемся – человек рождается, чтобы прославлять Бога! Не себя прославлять, не свои мнимые достижения и открытия, а восхвалять «Творца всяческих»!
Конечно, мы – немощные люди, у нас огромное множество земных проблем, и мы просим Бога помочь нам. Но если мы пришли в Церковь исключительно за здоровьем, за улучшением своего социального статуса или финансового положения, то мы пришли не туда! Мы приходим в храм для покаяния и славословия, для встречи с живым Богом!
Сейчас на дворе сверхтехнологичный XXI век. И современному человеку во всем очень важны верные и надежные алгоритмы: что следует за чем, в каком порядке, на какую кнопку нажать, чтобы получить искомое. Технологична только магия! А Христова Церковь – не технологична. Церковь – это тайна! Как замечал А. С. Хомяков: «Христианство – не учение, а переживаемое единство правды, любви и свободы».
Мало просто перешагнуть порог храма, пугливо поставить свечку, передав ее через правильное плечо, торопливо написать записку… Важно внутренне войти в это пространство благодати, свободы, истины! «… плод ваш есть святость, – подчеркивает апостол Павел, – а конец – жизнь вечная» (Рим. 6: 22).
В Откровении святого Иоанна Богослова есть такие слова: «Ты оставил первую любовь твою… вспомни, откуда ты ниспал, и покайся» (Откр. 2: 4-5). Вот что очень важно для каждого из нас: не оставлять первую любовь, помнить призывающую благодать, которая привела нас к вере!
Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что всякой богобоязливой душе предлежат два великих подвига: первый – чтобы получить благодать Святого Духа, без которой невозможно шествовать по пути спасения; и второй, более тяжелый, – чтобы не лишиться сей благодати, получаемой со многими потами и трудами. И стяжать, и сохранить благодать Святого Духа возможно только смирением! «Наши уста смердят от поста; все Писание мы знаем наизусть; …но не имеем того, чего Бог требует от нас – смирения», – учит старец из «Отечника» святителя Игнатия Кавказского.
«Перед иною мыслью станешь в недоумении, – рассуждает старец Зосима из “Братьев Карамазовых” Ф. М. Достоевского, – особенно видя грех людей, и спросишь себя: “Взять ли силой али смиренною любовью?” Всегда решай: “Возьму смиренною любовью”… Смирение любовное – страшная сила изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего».
Этой удивительной добродетели мы учимся у Пресвятой Богородицы: «Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк.1: 48). И в сегодняшний праздник Успения Пресвятой Богородицы мы вместе со святителем Григорием Паламой благоговейно восклицаем: «О, Дево Божественная и ныне Небесная! Как поведаю все о Тебе? Как прославлю Тебя, Сокровищница Славы? Чрез Тебя просветляется зрение разума, чрез Тебя просвещается дух наитием Святого Духа… Какое слово может описать боголепную красоту Твою, Богоматерь Дево? …о, Госпоже, подай обильно всему народу Твоему и этому достоянию Твоему от милости Твоей и даров Твоих… А если бы мы не могли вместить, соделай нас достойными вмещения и столько удели, чтобы мы, благодатию Твоею спасаемые и укрепляемые, прославили воплотившееся от Тебя нас ради Предвечное Слово, со Безначальным Его Отцом и Животворящим Духом ныне и присно и в бесконечные веки. Аминь».