В российской начальной школе нет уроков истории. А нужны ли такие уроки? Как закладывается фундамент патриотизма, как осознать себя наследником нашего многообразного прошлого? Необходим ли курс «Рассказов по истории Отечества» для начальной школы?
Пётр АЛЕКСАНДРОВ-ДЕРКАЧЕНКО, председатель Русского исторического общества:
- Первоначальные сведения об истории нашей родины я, как и другие мои сверстники, получал из книг. Детская литература в советское время была превосходной! Из книг, которые мне запомнились тем, что я их постоянно перечитывал, могу назвать «Книгу будущих командиров» Анатолия Митяева - прекрасную развивающую книгу по военной истории. Это не единственная работа Митяева и не единственная книга по истории для детей, но для меня - самая памятная.
Без уроков истории в школе постижение нашего прошлого получается обрывочным. Изучение истории, на мой взгляд, только и может быть системным. Потому и надо начинать в первых классах. Система эта должна развивать у детей чувство ответственности за свою страну. И уж, конечно, для детей эта система должна быть увлекательной, использующей эффектные художественные приёмы. Рассказы, стихи, фильмы - всё нужно использовать.
По мне, насущной идеологией для русских в XXI веке является идеология «сбережения народа». Всё, что помогает сбережению, - хорошо, всё, что не помогает, - плохо. Вот этому, думаю, и стоит учить граждан России сызмальства, в том числе и на исторических примерах.
Ольга ЕЛИСЕЕВА, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН:
- Поддерживаю и рассказы, и комиксы, и мультфильмы по истории. Любая форма, которая позволит фактам из нашего прошлого «застрять» в голове у сегодняшнего школьника, хороша. Лишь бы не было слишком назидательно. Ведь современный человек подсознательно рассматривает нравоучение как форму наказания за ещё не совершенные им плохие поступки, отсюда и нежелание слушать.
Наши западные коллеги давно отчаялись «всучить» своим школьникам знания только в учебниках, таблицах и задачниках (ведь ныне и в гуманитарных дисциплинах есть задачи). Например, в Англии лет десять назад сняли несколько мультфильмов по пьесам Шекспира, чтобы хоть как-то заставить молодёжь читать.
Есть одно существенное «но» - объём рассказов по истории. Подходят только короткие. Наши дети способны освоить гораздо больше информации, чем мы, но не могут долго концентрировать внимание на одном и том же. Перескакивают, ищут опоры - отсюда стремление к картинке, визуальному символу. Сочетание краткости и иллюстрированности, на мой взгляд, - ключ к успеху.
Павел ДАНИЛИН, историк, политолог, директор Центра политического анализа ИТАР-ТАСС:
- Я убеждён, что уроки истории в начальной школе необходимы. Базовое изучение истории начинается с пятого класса - поздновато! По сути дела, дети лишены комплексного понимания истории. Образы истории Отечества возникают только эпизодически - на уроках чтения или на факультативах. Это неправильно. А ведь у нас есть прекрасные пособия по истории для детей - в картинках, в стихах. Там дельно описаны события русской и мировой истории. «Сто рассказов по русской истории», «Наша древняя столица» Натальи Кончаловской - всё это талантливые книги, и их вполне можно было бы объединить в цельный курс истории для начальной школы.
Я за изучение истории с первого класса. Сначала - стихи, рассказы. А с пятого класса - уже не в виде занятных анекдотов (использую этот термин в первоначальном смысле!), а в виде продуманной программы, которая учит пониманию исторических процессов.
Наши дети и без уроков истории впитывают обрывки исторических знаний - их нужно систематизировать. Как отец, я наблюдал, что и в детском саду ребята обсуждают исторические темы. Спорят о Ленине и Сталине... Это неправильно. Существуют методы системного обучения младших школьников и старших дошкольников, и грех не воспользоваться ими. Повторюсь: нужно системное знание!
Помню, родители подарили мне красочную книгу «Страницы истории СССР» С. Сырова. Они не сомневались, что меня такая книга заинтересует. Запомнился даже год издания - 1979-й. Книга давала представления об истории нашей страны с древнейших времён, написана она увлекательно, полиграфическое исполнение и иллюстрации тоже были на высоте. Эта книга (кстати, она была предназначена главным образом для иностранцев, изучающих русский язык и нашу страну) во многом открыла для меня историю. Читал я и книги издательства «Детская литература», среди которых многие были посвящены эпизодам нашей истории - в особенности героическим. А кто из нас в детстве не читал лермонтовское «Бородино»? Это тоже урок истории.
Со второго класса я по собственной инициативе штудировал учебники истории старших классов. Мне это было интересно. Повлияли на историческое сознание и такие книги, как «Легенды и мифы Древней Греции», «Илиада» и «Одиссея». И русские былины, эти памятники мировой литературы, меня увлекали. Кстати, в середине 80-х годов русский эпос - былины, сказания - издавали неплохо, в том числе и в виде адаптаций для школьников. А уж потом я с увлечением читал Карамзина, Ключевского...
http://www.lgz.ru/article/-25-26-6420-26-06-2013/syzmalstva/