Хотят ли на Украине разделения Русской церкви (неюбилейные заметки)

0
222
Время на чтение 10 минут

Недавно в Киеве известный московский священник представлял свою новую книгу. Людей на встрече было немного - журналисты, общественные деятели, члены православных братств. Все друг друга знающие не первый год. Круг собравшихся был узким, однако дружным и к вопросам жизни страны и Церкви неравнодушным.

Так уж случилось (а в нынешней непростой церковной ситуации на Украине и быть иначе не могло) разговор от презентуемой книги быстро перешёл к темам более острым. И москвичи, и особенно киевляне с болью заговорили об опасности украинского автокефального раскола для нашей Церкви.

Предложения по выходу из нынешнего кризиса высказывались горячо, взволнованно. И это свидетельствовало об одном: Русская Церковь - по-прежнему наша общая Мать. А здоровье и жизнь матери не может не беспокоить её детей.

Сегодня хочется поделиться мыслями и тревогами, которые всколыхнула встреча. А поскольку юбилей Крещения Руси ещё не наступил, решусь говорить без торжественности, о наболевшем. Как обычный православный мирянин, которому небезразлична судьба Церкви Христовой на Украине. И для которого крайне важно, чтобы она и в дальнейшем оставалась Христовой.

* * *

Первое, что волнует и удивляет. Рядовые верующие Украины, большинство священства не желают отделения от Московского Патриарха. Они воспринимают нашу Церковь (и не только умом, но и сердцем, памятью, верой) как единую для всей Руси, крещённой святым Владимиром. И при этом они ясно видят, как небольшая группа духовенства и церковных журналистов навязывает большинству идею разделения, необходимость автокефалии. Поистине ситуация противоестественная.

Каждый день нам приносит новые свидетельства того, что упомянутая группа, нарушая волю церковного народа, упорно добивается своей цели - обретения так называемой национальной церкви. А близость к начальству (церковному и светскому) лишь усиливает её активность и многое делает безнаказанным.

Хотя в разделении нет никакой жизненной необходимости. На землях Украины ничто не мешает церкви выполнять её главную миссию - проповедовать Евангелие и вести народ к спасению. Тем более в подобном деле не может «мешать» пребывание под омофором Московского Патриарха. Правда, это справедливо только в том случае, когда, кроме указанных, не преследуются иные цели. Те, которые навязывает нам окружающий мир. Например: «создание национальной церкви для национальной державы», «продвижение Украины в Европу», «борьба с возрождением русской империи». Словом, если в церковную среду не протаскиваются эти и другие политические спекуляции.

Похоже, церковный народ Украины лучше понимает, что такое единая, соборная и апостольская церковь, чем отдельные духовные лица (включая, к сожалению, и епископов). Для нас, мирян, Русская Церковь - это не российские политики, не «Кремль», а общий данный нам более тысячи лет назад корабль спасения.

Замечу, здесь осознанно не упоминаются конкретные имена украинских «автокефалистов». Они всем известны. Да и важны не имена, а дела и читаемые за ними тенденции. А дела обстоят, мягко говоря, странно.

Важнейшие информационные ресурсы УПЦ МП на сегодня фактически контролируются сторонниками отрыва от Москвы и автокефалии. И что характерно: нигде прямо к расколу не призывают, но намерения для всех очевидны. В публикуемых материалах - общий холодный (если не враждебный) тон, когда речь заходит о России и русских. «Ненавязчиво» цитируют авторов, оскорбляющих Московского Патриарха (это, дескать, не мы, это нехорошие люди так говорят). Размещают статьи «авторитетных специалистов», где с учёной миной ставятся под сомнение: необходимость соблюдения постов, погибельность гомосексуальной ориентации, преступный характер формирований УПА и даже историческая подлинность деяний святого Владимира.

Подчеркнём: на должности этих «авторитетных советников» и штатных «богословов» руководство УПЦ привлекает в последнее время бывших марксистов-атеистов или нынешних «евроатлантистов-оранжистов». Главное, чтобы обличал Москву, признавал мифическую историю Украины и критически (или по-хамски) относился к Святейшему Патриарху Московскому.

* * *

При таких установках и пристрастиях уже не покажутся удивительными и дела, которые творятся внутри УПЦ. Хотя на трезвый взгляд верующего они буквально вопиют к небу.

Не раз приходилось читать и самому писать о новости, пришедшей из Ужгорода. Здесь в богословской академии, возглавляемой лицом в сане архимандрита, процветает молитвенная поддержка сторонников УПА и других пособников Гитлера. По ним служат панихиды, оскверняя пасхальные дни, поскольку каноны запрещают вообще поминовение усопших в это время (к тому же большинство бандеровцев были не православными, а униатами). О них говорят прочувствованные речи и пишут безграмотные, но пламенные статьи. Например, о том, что схиархимандрит Зосима (Сокур) - активный сторонник единства Руси и в прошлом духовный наставник президента Украины - служитель сатаны. И раз уж мы вспомнили о грамотности...

В стенах упомянутой богословской академии, глава которой ныне принадлежит к группе наиболее влиятельных лиц УПЦ, часто при загадочных обстоятельствах защищаются богословские диссертации сомнительного качества и присваиваются высокие ученые степени. Возможно, не стоило бы писать об этом без конкретных имён и доказательств. Но, во-первых, эпоха доказательств тут давно миновала. Диссертанты академии и обстоятельства защиты на «взаимовыгодных» условиях давно стали у нас церковным фольклором - известно, кто, кому и за сколько. А во-вторых, разве существование подобного церковного учреждения не говорит о серьёзном недуге той части Русской Церкви, которую называют УПЦ МП?

* * *

И ещё о делах. Не вызывает сомнений резко отрицательное отношение православных Украины к извращенцам и их парадам. Об этом отношении явно говорили тысячи людей, протестовавших против глумления над нашей землёй в виде так называемого майского гей-парада. Но этот позор, несмотря на протесты оскорблённых киевлян, стал возможен не только потому, что руководству державы нужно было отрапортовать где-то в Европе. Думается, если бы от самого Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира последовало личное обращение к президенту, который является православным христианином, вероятность парада стала бы намного меньше. Но всё было наоборот. Из уст церковных спикеров либо не слышалось ничего, либо звучали туманные речения в духе толстовства с пресловутым «непротивлением». И таким образом от имени украинских верующих, и моего имени, в частности, мэру Киева и другим разрешителям мерзости был подан сигнал: содомитов запускайте, раз того требуют интересы державы и нации, в стремлении в Европу церковь с вами. Как ни горько писать подобное, но это правда. В ситуации, когда нужно было громогласно обличить пакость греха, когда нужно было защитить от растления людей, и в первую очередь молодёжь, наша (моя) церковь промолчала.

Как промолчала она и когда в центре столицы полуголая девица на глазах у демократической прессы спилила Крест - орудие и символ нашего спасения. Вернее, нечто сладкое проговорила устами пресс-секретаря Киевской Митрополии. Мол, будем, братия, смиренно молиться о заблудшей в красных трусах. Авось вразумится. И умилённые прозападные СМИ пропечатали: какой толерантный батюшка, как это не похоже на звериный оскал гомофобии в России! Одним словом, наш человек.

* * *

И, наконец, недавнее событие. Мало освещавшееся в светской прессе, однако удивительное по своему неблаголепию.

На празднование юбилея Крещения Руси в Киев приглашены уважаемые гости. Среди них - патриархи, главы поместных церквей. Но самая представительная делегация, для личного, а не почтового приглашения, направляется только к одному патриарху. Думаете, к Патриарху Московскому, за которого молимся на каждой литургии? Ошибаетесь. К Патриарху Константинопольскому. Едут управляющий делами УПЦ и зачем-то ещё секретарь Митрополита Киевского, пребывающий в сане архиепископа (и это притом, что самоуправляемость УПЦ была дарована лишь во внутренних делах). И ещё интереснейшая деталь: приглашают не на празднование Крещения Руси, а... на юбилей крещения Украины-Руси. В лучших традициях официального историка державы Грушевского. Не важно то, что святой Владимир и не подозревал, что крестит Украину. Тут другой любопытный вопрос: если крещена была Украина, то почему тогда мы должны считать Русского Патриарха главой её церкви? Нелогично выходит. Точнее, тут есть своя скрытая логика. Логика раскола.

И вот уже недавно, ратуя за разделение Русской Церкви, один видный священнослужитель делает открытие в области экклесиологии: не может Московский Патриарх быть главой украинской церкви, поскольку он - гражданин иностранного государства. Дальше ехать некуда. А ведь с этим надо как-то жить и что-то делать.

Налицо явное искажение самой сути Церкви, подмена её главных целей. Церковь - не человеческий, но Богочеловеческий организм. Она возглавляется Христом и ведёт к Нему. И если вдруг церковь или её часть, именуемая УПЦ, вместе со светским государством хочет встроиться в мировой порядок, беспокоится о том, насколько она демократична и хорошо ли воспринимаема «мировой общественностью», то тогда она начинает напоминать филиал украинского МИДа времён оранжевых или нечто иное свидомо-национальное. И тогда мы уже не верные, собранные вокруг Чаши (что, собственно, и есть Церковь), но собранные вокруг ЕС и МВФ «европейцы». А значит, нас выставляют за церковную ограду, за пределы Церкви. Изменение роли и миссии церкви означает измену её Создателю... И так чувствую не только я, но, полагаю, и большинство моих единоверцев, православных Украины.

* * *

Видя подобную опасность, разумно и правильно обратиться за помощью к нашему Предстоятелю. К тому, кого мы называем и считаем Великим Господином и Отцом, к Патриарху Московскому и всея Руси. Чтобы он своей властью остановил сползание в раскол, вразумил, а если надо, то и наказал тех, для кого в церкви Кобзарь и европарламент заслоняют Христа. Однако здесь мы встречаем новое препятствие. Нам говорят: в уставных документах УПЦ, ещё от самого начала, от времени предоставления УПЦ самоуправляемости и широкой автономии не были чётко прописаны положения, касающиеся безусловного приоритета Московского Патриарха в делах украинских. А за два с лишним десятилетия после образования УПЦ в эти самые документы внесли такие изменения, что уже можно не вспоминать того, что УПЦ часть Русской Церкви. Можно не испрашивать благословения Патриарха Московского, принимая важнейшие решения. Можно всюду подчёркивать, что у нас с Русской Церковью единство молитвенное, каноническое, и мы (то есть УПЦ) через неё связаны с мировым Православием. Но, как говорится, и не более того.

Что же получается? Круг замкнулся? Нас, православных Украины, хотим или не хотим, нынешние лидеры УПЦ поведут к автокефалии, а затем, вместе с державой, железной рукой к «европейскому счастью»?

Но какими могут быть последствия отделения той части Русской Церкви, где ныне пребывает как минимум треть её приходов и прихожан? Последствия эти понятны и, несомненно, губительны.

* * *

Создание при поддержке политиков, как украинских, так и западных, отдельной национальной украинской церкви может привести к возникновению неканонического образования, то есть фактически «нецеркви». Ведь очевидно, что незаконное образование не будет воспринято всем мировым Православием, а, значит, таинства, совершаемые в новой церковной организации, станут безблагодатными - украинцев ни крестить, ни венчать, ни отпевать не будут. И то, что происходит у того, кто зовёт себя «киевским патриархом», будет (не допусти, Господи) происходить по всей Украине.

Впрочем, не по всей. Уверен ряд монастырей, приходов, понимая, что раскол уводит от спасения, не признают отделения и перейдут под прямое руководство Московского Патриарха. А это будет означать противостояние в обществе на религиозной почве с неизбежными в нынешней ситуации озлоблением и насилием.

Новая «поместная церковь», полностью зависимая от националистического государства и разделившая его антирусскость, фактически даст «благословение» на создание на территории Украины антирусского, пронатовского государства (собственно, ради этого и поощряется внешними кураторами наше церковное разделение).

«Церковная» поддержка украинского национализма усилит отрыв Украины от великой русской культуры и будет способствовать дальнейшему сползанию к «цивилазации хутора», где провинциальный псевдоевропейский гламур смешается с откровенной бандеровщиной.

Но и это ещё не всё. Те, кто надеется устроиться под крылом Патриарха Константинопольского, не знают (или не желают знать) главного. Упомянутый патриарх испытывает мощнейшее давление Запада, от которого во многом зависим. И новая псевдоцерковь вместе со своим зависимым патриархом может оказаться под омофором совсем иного лица. Того, кто гораздо более устраивает лидеров глобального мирового порядка. Речь идёт о римском понтифике. Его костёлы в Европе пустуют. Его служители уже стараются не произносить главную евангельскую весть о Воскресении Христа (запрещено, ибо нетолерантно). Словом, с православной верой, с верой, которую наш народ принял 1025 лет назад, на землях Украины может быть покончено.

* * *

И нам, верующим Украины, перед такой угрозой уже нельзя оставаться теплохладными. Конечно, молитва к Богу о сохранении единства Его Церкви и вразумлении священноначалия - прежде всего. Но призывы к молчанию, которые иногда слышим, и упреки в «политическом православии» несправедливы. Если болит, молчать трудно. Наоборот, боль напоминает о том, что организм жив. И пусть предложения заинтересованных верующих не точны или не всегда правильны - поправьте нас. Вот, например, вполне логичное мнение, которое слышу всё чаще от многих православных: Если навести порядок в украинской церкви мешает нечёткая прописанность положений о самоуправляемости, принятых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, так, может быть, этот Собор вполне канонично и законно сам исправит ситуацию - отменит двусмыленные положения и примет чёткие и однозначные.

И пусть кто-то посмеет упрекнуть Собор в неканоничности решения. УПЦ - часть Русской Церкви.

Есть и другое мнение, в том же направлении: Если бацилла национализма проникла в церковную ограду, угрожая дьявольской подменой (вместо Христа - национальная державность как главная ценность) то, может быть, той же властью, данной Богом, вернуть церкви на Украине прежний статус экзархата, а впавшую в «ересь украинствующих» УПЦ отменить вовсе.

Такие мысли давно приходят, и не только мне. Мы понимаем, что ноша Патриарха Московского огромна и нам неведома. Что искушения и противоборство, которое он испытывает в этом больном вопросе, нашему пониманию недоступны. Однако твёрдо верим Евангелию: невозможное человекам, возможно Богу. Да и очень уж хочется жить на Руси, крещённой Владимиром, а не в «Украине-Руси», изобретённой Грушевским. Кстати, большой памятник Грушевскому в Киеве стоит именно на улице Владимирской. Памятник большой (несморя на ничтожность персонажа), доминирующий в пространстве. И в этом доминировании есть некий символ нашего украинского бытия. Таких символов сегодня немало. И все они пока не слишком радостные, неюбилейные...

http://odnarodyna.com.ua/content/hotyat-li-na-ukraine-razdeleniya-russkoy-cerkvi-neyubileynye-zametki
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ян Таксюр
Пранк на службе Отечеству. Поиск истины.
Разоблачение лжи. Русский ковчег. Гость Алексей Столяров (Лексус)
09.06.2025
Пандемия абортов. Угроза госбезопасности.
Либеральная колонна. Русский ковчег
02.06.2025
Герой России «Струна». Бог на войне. Наша Победа.
Почему Бог с русскими? Русский ковчег
10.05.2025
«Мы поздравляем наших единоверцев!»
На Буковине бандиты и ряженые бежали с позором
09.04.2025
Реквием по Европе. Путин и безопасность.
Русская душа. «Русский ковчег»
31.03.2025
Все статьи Ян Таксюр
Последние комментарии
Фарисейство, а не честная дискуссия
Новый комментарий от учитель
15.07.2025 21:31
Убого, двусмысленно и лицемерно
Новый комментарий от Константин В.
15.07.2025 20:36
Кому доверить чистки?
Новый комментарий от Vladislav
15.07.2025 20:11
«Мумия» – отвратительный фильм!
Новый комментарий от sergsmirn
15.07.2025 18:31
«Шахматист»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.07.2025 18:30
Коммунизм и революция – вовсе не слова-синонимы
Новый комментарий от С. Югов
15.07.2025 17:53