Польский террор на землях Белой Руси

К 150-тилетию Польского Восстания

0
418
Время на чтение 7 минут

Когда в январе 1863 года в Варшаве началось Польское восстание, вряд ли жители Беларуси могли предположить, какой трагедией оно обернется для нашего края. Да, местные поляки устраивали демонстрации. Да, открыто оскорбляли представителей власти, священников. Да, возмущало то, что власть не могла навести порядок. Но никто не ожидал такого масштаба террора со стороны повстанцев.

 

В феврале 1863 года «Временное провинциальное правительство в Литве и на Беларуси» утвердило инструкцию для повстанческих отрядов. В ней права каждого командира («довудцы») определялись всего двумя пунктами: «1. Отбирать, с выдачей соответствующих квитанций, огнестрельное оружие, которое будет обнаружено у частных лиц, а также косы, коней, продовольствие, одежду, подводы для перевозок. 2. Выносить немедленные приговоры известным предателям и шпионам, а также лицам, оказывающим сопротивление его распоряжениям». Коротко и ясно: «довудца» получал полную индульгенцию на грабеж местного населения и убийства. Для совершения акций устрашения были созданы специальные группы жандармов-вешателей и кинжальщиков.

Казни совершались с изуверской жестокостью. Когда читаешь описания зверств повстанцев в Беларуси, то не можешь отделаться от мысли, что они ставили своей задачей причинить максимальные физические и моральные страдания не только самим жертвам, но и их родственникам, друзьям, близким. Зачастую убийства производились в присутствии родных, которых заставляли смотреть на страдания умирающих.

Под горячую руку повстанцев попадались самые разные люди, заподозренные ими в нелояльности. Основную часть казненных составляли простые местные крестьяне. Большинство поплатилось жизнью за отказ присоединиться к мятежным отрядам, рыскавшим по лесам.

Калиновскому приписывают знаменитые слова «Топор повстанца не должен останавливаться даже над колыбелью шляхетского младенца». Этот наказ исполнялся неукоснительно. Палачи не разбирали ни звания, ни возраста, ни пола своих жертв.

Установлены многочисленные случаи, когда повстанцы вешали или вырезали белорусских крестьян вместе с женами. В апреле 1863 года каким-то образом в руки восставших в Россиенском уезде попалась крестьянка. Женщина была беременна и в момент повешения родила мертвого ребенка.

Жертвами террора становились и местные поляки, татары, евреи. По личному приказу Валерия Врублевского, видного полевого командира, в местечке Шерешево Пружанского уезда была произведена карательная акция. За помощь властям повесили местных евреев Абрама Найгаса, Фишель Юделевского, сожгли бровар, которым они владели. Эта карательная экспедиция стала одной из самых кровавых. Повстанцы также вырезали крестьянскую семью Седунов, а затем повесили еще пять человек.

На границе Гродненской и Ковенской губерний были схвачены десять местных старообрядцев, которые давно обосновались в Беларуси. Над ними долго издевались, выкололи глаза, а затем развесили на деревьях для устрашения местных жителей.

Публицист Виктор Хурсик описывает случай, когда «довудца» Миладовский приказал новобранцам своего отряда повесить в лесу под Новогрудком местного крестьянина и его юного сына (парню удалось убежать). Цель - повязать молодых повстанцев кровью.

Нередко палачи совершали надругательства над телами жертв. В самой Варшаве был убит надворный советник Фелькнер. Убийца отрезал у него ухо, чтобы доказать «народному жонду» факт убийства.

На территории Царства Польского под Кельцами в плен к повстанцам попал капитан Никифоров. Поляки восхищались его мужеством и уговаривали перейти на их сторону, обещая сделать генералом. Офицер отказался. Тогда разъяренные мучители стали медленно подвешивать его, наблюдая за предсмертными судорогами своей жертвы.

Не отставали от своих товарищей и повстанцы на территории Беларуси. 8 февраля в имении Невель Пинского уезда был схвачен местный пятисотский Бараневич. Сначала его подвесили на дереве, затем еще живого сняли, посадили на льду и прикончили четырьмя выстрелами.

Палачи запрещали местным жителям хоронить тела жертв. Часто на грудь казненных прикалывался листок с соответствующим предписанием, выставлялась специальная стража, следившая, чтобы трупы не предавались погребению.

Особую ненависть повстанцы питали к православным священникам, духовным пастырям белорусского народа.

23 мая 1863 года польские повстанцы ворвались во двор священника Даниила Конопасевича в местечке Богушевичи Игуменского уезда. Сначала его вместе с супругой избили, а затем повесили на воротах. К месту казни отца Даниила тянули за волосы.

В ночь с 22 на 23 мая в Сураже был замучен священник Константин Прокопович. Невозможно без содрогания читать описание последних минут его земной жизни. Отца Константина жестоко избивали ружьями, кольями, топтали ногами, прострелили ему бок, вырвали волосы на голове. Дубинами и прикладами были избиты его жена, 17-летняя дочь и 16-летний сын. Вся эта экзекуция сопровождалась поруганием православной веры. Священнику запрещали молиться. Отца Константина повесили на дереве. К трупу подвели его сына и сказали: «Теперь у нас не будет схизматиков; теперь у нас настоящая Польша».

В селе Котры Пружанского района мученическую смерть принял священник Роман Рапацкий. Как и Даниила Конопасевича, его предупреждали о грозившей опасности, однако священник продолжал исполнять свой пастырский долг. Трагедия случилась 3 июля. Схватив жертву, каратели издевательски предлагали ему водку и папиросы. А затем вздернули на груше. Рядом повесили и крестьянина Константина Шведа.

Жуткие сцены происходили 1 июня 1863 года в деревне Гать, где был замучен псаломщик Крестовоздвиженской церкви села Святая Воля Пинского уезда Федор Юзефович. В этот раз повстанцы опустились до совсем уж отвратительных гнусностей. Следует только сказать, что Федора Юзефовича повесили на глазах у всей семьи. При этом веревка неплотно сдавила шею, жертва ухватилась за дерево и смогла ослабить петлю. Тогда палачи потянули Юзефовича за ноги и умертвили его.

Даже сами повстанцы часто не могли объяснить, по какой причине убили того или иного человека. Например, в сентябре 1863 года схваченный повстанец Северин Пацевич рассказал, что в Новом Дворе Волковысского уезда была повешена «нищая женщина». Однако он так и не смог вспомнить, в чем же та «провинилась».

И вот ведь что удивительно - и сейчас находятся еще люди, которые готовы оправдать эти изуверские казни. Не так давно в журнале «Беларускі гістарычны часопіс» Виктор (Витовт) Чаропка опубликовал очерк «Выкананы абавязак Антона Трусава». В нем автор, описывая убийство Даниила Конопасевича, оправдывает действия повстанцев следующим образом: «Этот «божий слуга» выделялся особой ненавистью к повстанцам, ездил с казаками и уговаривал их «преследовать шайку». После боя под Юревичами, когда раненый повстанец попросил воды, поп насыпал ему в рот песок. Такого повстанцы не могли простить. Конопасевича повесили на воротах собственного дома». Вот как! Хочется спросить: «Виктор Кузьмич, уважаемый, а окажись Вы в тот майский день в Богушевичах, тоже не смогли бы простить? Рука бы не дрогнула?»

На самом деле эти «обвинения» взяты из оправданий самих повстанцев на следствии. Уже тогда они были подробно изучены. И никаких фактов, подтверждающих издевательства Конопасевича над раненым, не было установлено. Повторно этот вопрос изучал белорусский исследователь Гордей Щеглов, чья книга «Год 1863. Забытые страницы» выдержала уже три издания. И он подтвердил: все наветы повстанцев в адрес отца Даниила беспочвенны. Тот просто исполнял свой пастырский долг, исповедовал и причащал раненых солдат, открыто выражал неприязнь к повстанцам.

Алесь Смоленчук в одной из своих статей написал, имея в виду расправы повстанцев над мирным населением: «Но эти случаи всегда имели определенное конкретное измерение, были направлены против доносчиков, предателей или тех, кто занимался поисками повстанцев для денежной награды. Упомянутые расправы никогда не приобретали массового характера». И сколько, интересно, жертв нужно господину Смоленчуку для массовости? В Виленском Пречистенском соборе сохранились доски с именами 349 жертв террора польских повстанцев. Общее же число убитых так до конца и не известно. Разные исследователи называют цифру от 600 до 2 тысяч человек. И это всего за несколько месяцев!

Нужно сказать, что количество смертных приговоров, вынесенных повстанцами, было еще больше. Лишь вмешательство властей, белорусских отрядов самообороны спасло многих потенциальных жертв от неминуемой и жестокой расправы. Зафиксированы многочисленные случаи, когда местные жители отбивали у польских карателей уже приговоренного человека. Нет сомнения, что в случае победы Польского восстания террор приобрел бы куда большие масштабы.

Просто поражает, когда жертв повстанцев обвиняют в какой-то измене. Кому, чему они изменили? В чем предательство Даниила Конопасевича и других православных священников? В том, что они отказывались помогать людям, называвших их веру «собачьей, схизматической»? Тем людям, что поджигали православные храмы? А в чем провинились казненные крестьяне? В том, что не хотели сражаться за восстановление независимости Польши? Так польский пан был для них самым ненавистным человеком! Вот что писал известный этнограф Павел Шейн об отношении белорусских крестьян к панам: «Поляков не любят вообще, помещиков же польских просто ненавидят. В каждом поляке им представляется пан или управитель пана, которые их постоянно преследовали и угнетали».

И уж совершенно кощунственной выглядит попытка провести аналогию между белорусскими партизанами периода Великой Отечественной войны и польскими повстанцами. Разница здесь очевидна. Белорусские партизаны действительно опирались на народную поддержку, в полном смысле слова были народными мстителями. Никакие НКВД, партия и комсомол не сумели бы придать такого размаха антифашистскому Сопротивлению в нашей стране, если бы не массовая поддержка местного населения. В отношении повстанцев 1863 года все было ровно наоборот. Они столкнулись с волной народного неприятия и ненависти. Удивительно ли, что царские власти не испытывали недостатка в добровольных помощниках? Во многих сельских обществах Беларуси в отряды местной самообороны записалось едва ли не все мужское население.

В эти дни, когда исполняется 150 лет подвигу священников, отдавших свои жизни за Веру, Отечество и за други своя, не стоит ли нам, простым мирянам, возвысить свой голос к пастырям Церкви с просьбой о канонизации мучеников? Ведь их жертва была как бы провозвестницей того мученического пути, который прошла Церковь в годы богоборческой власти. Для меня нет сомнений, что Даниил Конопасевич, Роман Рапацкий и Константин Прокопович молятся на Небесах о родной Беларуси. Но ведь хочется прийти в храм и поставить свечку у иконы этих мучеников, помолиться и еще раз вспомнить их подвиг.

Да упокоятся с миром наши предки, своими жизнями и своей кровью заслонившие Беларусь от страшной беды!

 

http://zapadrus.su/zaprus/filzr/771-pamyati-muchenikov-i-geroev.html

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вадим Гигин
Союзные смыслы
Союз Беларуси и России становится одним из центров создания нового мироустройства. Состоявшийся в Санкт-Петербурге Высший государственный совет это убедительно подтвердил.
03.02.2024
Все статьи Вадим Гигин
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06