Запечатленные ангелы

Интервью с художником Еленой Черкасовой

Новости Москвы 
0
770
Время на чтение 8 минут

Живопись Елены Черкасовой, сегодняшней гостьи "Религаре", не имеет аналогов в современном искусстве. Глубоко личное восприятие Христа в контексте многовековой иконописной и реалистической традиций делает ее картины уникальными. Живое и радостное богословие художницы уже много лет не перестает удивлять искушенных искусствоведов и бывалых зрителей глубиной прочтения евангельских сюжетов и образов и чистотой цвета. Нам удалось побеседовать с Еленой Черкасовой о том, как рождаются ее картины, о творческом пути и о приходе в Церковь.


Е.Черкасова. "Вхождение праведной души в рай"

- Елена Игоревна, у Вас очень необычный и сложный творческий путь. Я знаю, что когда Вы пришли в Церковь, на какое-то время перестали рисовать. Это ведь очень распространенная ситуация: пришедший к вере человек резко бросает свои прежние занятия искусством и наукой. Как бы Вы изнутри собственного опыта объяснили, почему это происходит?

- Мне это стало просто скучно. Открылся совершенно новый, глубокий, интересный мир. прежнее все оказалось таким пустым, опавшей шелухой. Впрочем, и раньше казалось, а теперь я окончательно убедилась, что настоящий смысл - в христианстве, в православии. И только спустя много лет поняла, что этот смысл совместим с творчеством, его можно поместить в картины. Тогда и начала опять писать.

- Совершенно по-новому?

- Да. Раньше мои картины были какими-то по-юношески выдуманными. Хотелось каких-то смыслов, но я их придумывала, и сама понимала, что это глупо. А когда открылось христианство - в виде Евангелия и литургии - захотелось это воплощать в красках. Меня всегда особенно трогало богословие. Его глубокая красота просто захватывала по мере того как оно мне открывалось. Потом, спустя лет 15 только, я стала опять заниматься писать. Когда я пришла в Православную Церковь, мне был 21 год, а вернулась к живописи, - уже 36.

Е.Черкасова. "Райская птица"

- 15 лет - это же много. А почему вновь возникли картины? Появилось желание поделиться открытиями?

- Да нет. Просто можно стало рисовать, то, что самой хотелось видеть. Я стала рисовать прежде всего себе, а не другим.

- Критики часто называют Ваши картины "Живопись-проповедь"...

- У меня нет желания проповедовать. Нет, это не проповедь..

- А что же?

- Песня, которую поёшь самой себе, и вдруг оказывается, что она ещё кому-то нравится.

- У Вас же еще часто текст - евангельский, библейский - является частью картины?

- Да, это древняя христианская традиция - и в живописи, и в иконописи. Это естественно.

- Если продолжить разговор о традиции, кого считаете своим предшественником? Кто на Вас ощутимо повлиял?

- В библиотеке моего отца были альбомы: Пиросмани, фаюмский портрет, египетское искусство, армянская книжная графика. В детстве я часто их рассматривала. Все это отпечаталось в подсознании. Вообще очень важно, что ты видишь в детстве, эти впечатления не стираемы. А в юности я еще полюбила Шагала и Руссо-таможенника. Все они очень сильно повлияли.

- Это заметно - в смысле формы. А откуда такое интересное восприятие цвета? Оно очень радостное, моим маленьким детям так нравятся Ваши картины...

- Я сама вижу как раз свое цветовое несовершенство. У меня нет живописности, которая присуща многим художникам. Использование цвета скорее схематично.

- Но цветовые доминанты каждой картины очень запоминаются .Мне кажется, везде есть свой символический цвет, который задает главный смысл. "Вхождение праведной души в рай" - золотой, "Водружение куполов на храм" - синий, вкрапление красного в практически черно-белых евангельских иллюстрациях, красные огненные крылья монахини и синие крылышки, которые раздает детям в раю Богородица. Такие серьезные сюжеты, и яркие чистые цвета. Райские такие... Можно сказать, что тема обретенного Рая - одна из основных в Вашем творчестве?

- Можно, говорите (смеется).

- А почему так? Откуда? Многие почему-то боятся о Рае говорить и тем более - на эту тему богословствовать...

- Это "Хроники Нарнии" повлияли. У Льюиса в конце повести настолько яркий и очень понятный лично мне образ Рая. Еще книги Толкиена многому научили. Я, когда вернулась к живописи, достаточно быстро поняла, что не хочу писать иконы. Попробовала и убедилась, что там нужна особая тщательность, которой у меня просто нет в характере. Это не мое. А что же мое? Как вот изобразить Рай? Как-то случилось мне остаться в деревне со старенькой мамой и с чужими детьми. Я помогала молодому священнику - всю службу одна читала и пела на клиросе, больше просто никого не было. Замечательный опыт, волей-неволей сосредотачиваешься на сути богослужения. А по ночам я читала Толкиена, мне его дали почитать и я вдруг в него влюбилась. И неожиданно нашла там множество богословских параллелей с нашим богослужением. И поняла, что хочу эту параллель рисовать.

- Совершенно неожиданно... Через литературу, совмещенную со службой...

- Да, абсолютно. Толкиен и Льюис, столкнувшись со службой, разбудили творческое воображение. И оно заработало! Я просто плакала тогда от счастья этих открытий: вот оно, вот то, что я искала! Так надо рисовать, как они пишут! Правда, я за 15 лет почти утратила навык, мне пришлось практически заново учиться рисовать. Но постепенно что-то стало получаться. И Рай на картинах появился.

- Известных картин на эту тему вообще много: "Адам и Ева снова в Раю", "Вхождение праведной души в Рай"...А как появилось полотно, которое обычно просто потрясает тех, кто начинает знакомиться с Вашим творчеством - "Богородица встречает детей в Раю и дает им голубые крылышки"?

- Ангелы с синими крыльями есть на иконах. Их много в католической средневековой живописи. Обычно это очень бросается в глаза и запоминается. Синие крылышки оттуда. А идея возникла после прочтения каких-то статей о детских хосписах и детских смертях. Я почему-то задумалась именно о том, как же в Раю всех этих детей встречают. И мне показалось, что они могут приходить прямо с крестами в руках и превращаться в ангелов. Богородица дает им синие крылышки и говорит: "Летай!" И вся радость уже с ними навсегда...

- Я вот еще помню в картине "Благовещенье" у ангела в разноцветных крыльях как раз больше всего синих перышек...

- Ну, это уже Джотто проявился!

- Еще обычно зрителей потрясает лик новомученика - "Анфас и профиль. Тюремный портрет, преобразованный в икону". Святость, возникающая прямо на глазах...

- Когда смотришь на фотографии наших новомучеников, понимаешь, что перед тобой уже фактически икона. Здесь получилась голая идея. Быть может, я к ней еще вернусь, напишу ее получше. На мой взгляд, гораздо лучше в той же стилистике удались "Монахи последнего монастыря"...

- А откуда этот замысел?

- А это навеяли знаменитые слова Хрущева "Я вам покажу по телевизору последнего попа". Я вот тоже решила попробовать показать, какими были монахи в то время, прошедшие огонь и воду...

- А "Домашняя молитва", где люди и святые вместе молятся?

- Это просто я читала дома "Акафист Иисусу Сладчайшему". Давно не читала, а тут очень захотелось вдруг. И после сразу и очень быстро написалась картина. Это был еще такой момент подготовки к выставке, когда все вдохновенно получалось, картины сами собой заканчивались. Хорошая картина!

- Мне тоже очень нравится! А у Вас бывает, что Вы прямо сразу видите всю картину, какой она должна в итоге быть?

- Очень редко. Но бывает. Чаще пишу очень долго. Начинаешь на холсте одно, заканчиваешь совершенно другое.

- А можно говорить о том, что Ваша живопись находится между иконописью и реалистическим искусством?

- Наверное. Не мне говорить об этом. Раньше я считала себя наивным художником, но один известный искусствовед отверг такое мнение. Я очень люблю наивных художников, но меня почему-то туда не берут.

- Сейчас прийти в храм легко. Но Вы пришли в Церковь в начале 80-х. Как там оказались? И почему протоиерей Алексий Уминский считает, что Вы его туда привели? Можете немного рассказать об этом времени и об этом знкаомстве?

- Да мы просто были в одной молодежной тусовке. Сначала Алёша меня привел, а я его. Он первым крестился и стал уговаривать всех ходить в храм, ну хот зайти. Я помню, как он конкретно позвал меня поприсутствовать на крещении одной нашей знакомой. А через год я оказалась в этом же храме уже с другой подругой и встретилась со священником, который стал потом моим духовным отцом.

- А Вы можете его назвать?

- Отец Сергий Романов. Это наш общий с отцом Алексием духовник. До этого Алёша столкнулся с каким-то очень серьезным непониманием со стороны священника и очень от этого страдал. В этот момент мы созвонились, и я ему рассказала об отце Сергии. Он почему-то очень обрадовался и сказал: "Ой, приведи меня к нему!". И мы стали ходить к отцу Сергию вместе, прилепившись к нему всем сердцем. Отец Сергий всегда был крутым. Всех молодых сразу ставил на клирос: можешь - не можешь, а пой. А Алеша всегда пел очень хорошо, ему понравилось. И вот куда его это пения завело!

- В то время надо ведь было иметь определенное мужество, особенно людям образованным, чтобы открыто ходить в Церковь.

- Я опасности не чувствовала. С настоящими сложностями и опасностями сталкивались активные молодые священники. Нашего отца Сергия за то, что вокруг много молодежи крутится и приход большой, много раз внезапно переводили из храма в храм. Даже старались упрятать подальше в Подмосковье. Однажды ему вечером позвонил о.Аркадий Шатов, теперь владыка Пантелеимон, и загадал загадку: "Что значит, мы с тобой идём по местам боевой славы?" Оказалось, что их в один день перевели: о.Сергия в Виноградово, о.Аркадия в Гребнево. А в этих приходах служил прежде о.Дмитрий.Дудко... А потом, в 90-ые годы вернули обратно в Москву и даже разрешили самому выбрать закрытый прежде храм, чтобы его восстановить и в нём служить. О.Сергий выбрал храм Святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садах. А заодно поручили восстанавливать ещё и.Ивановский монастырь и храм Троицы в Хохлах.. Отец Сергий уговорил тогда о Алексея Уминского приехать из Каширы и с тех пор о.Алексей служит в Хохлах.

- Вы все общаетесь до сих пор?

- Конечно! Приход давно стал семьей. Сколько раз приходилось наблюдать, как вырастают дети, учится в гимназии, венчаются, рождают детей, отдают в ту же родную гимназию... И многие батюшкины духовные сыновья, сами ставшие священниками, своего родного прихода не забывают, приезжают, когда смогут, послужить.

- А где в Москве в ближайшее время можно увидеть Ваши работы?

- Меня пригрел культурный центр "Покровские ворота". Я им очень благодарна. Там уже который год перед Рождеством проходит моя персональная выставка. Надеюсь, в этом году она тоже состоится. А несколько моих картин до середины июня находятся в выставочном зале "Росизо" (по адресу Люблинская улица, 48) на выставке "Образ иконы". Кстати, очень интересная выставка, религиозная живопись последних пятидесяти лет.

http://www.religare.ru/2_101514.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Галанинская
Театр как братство
Интервью с Михаилом Щепенко
22.03.2014
Уроки Ивана Великого
Интервью со скульптором Виктором Воробьевым
17.03.2014
Память места
Интервью с активистом общины преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле Павлом Митрофановым
13.02.2014
Все статьи Светлана Галанинская
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06