И сегодня, и много веков назад каждый, кто осознанно или случайно переступает порог православного храма в день Пасхи, хоть краешком сердца, испытывает одно и то же чувство - радость. Радость сквозит во всём: в лицах людей, в убранстве храма, в горящих свечах, в самом воздухе пасхальной ночи и пасхального утра. О чём же радуются православные христиане в этот день?
Казалось бы, спрашивать об этом на землях Святой Руси, народ которой крещён более тысячи лет назад, нелогично. Однако жизнь подсказывает нам, что и сейчас для многих, носящих крест и осеняющих себя знамением креста, смысл праздника Пасхи остаётся неясным, непонятым и неоценённым. Да, мы - дети церковного лихолетия, времени, когда главные традиции бытия Руси были порушены. Но именно поэтому теперь, когда нет явных гонений на христиан, узнать или вновь открыть свою веру мы обязаны. И не только ради того, чтобы в этой вере найти подлинный, а не ложный смысл своего личного бытия. Но и для того, чтобы сохраниться как народ. Как единая русская цивилизация.
Что же есть Пасха Христова? Праздник? Безусловно. Его ещё называют - Праздников Праздник, Торжество из Торжеств. Почему это так и чему так радуются православные в пасхальные дни, хочется кратко рассказать тем, кто, как некогда и автор этих строк, решился глубже узнать свою веру. И понять, с Божьей помощью, что Пасха - не только и не столько освящение куличей, пасхи и яиц (хотя это тоже красиво и нужно), но нечто гораздо большее.
Слово «Пасха» в переводе с еврейского означает «прехождение, избавление». Народ Ветхого Завета, древний Израиль, празднуя Пасху, вспоминал об освобождении предков из рабства у египтян. В память об этом событии готовился пасхальный агнец (ягненок) и вкушался с горькими травами. Мы же, христиане, в Пасхе Нового Завета празднуем неизмеримо более важное - избавление всего человечества через Воскресшего Христа от рабства дьяволу и дарование нам жизни вечной и возможности вечного блаженства. А Пасхальный Агнец для нас - это Сам Господь Иисус Христос, принесший Себя в жертву для спасения и жизни мира.
Наверное, кто-то уже слышал эти слова. Однако принять их, а главное - жить в осознании заключенной в них нескончаемой радости, по-прежнему остается для нас задачей первостепенной. Скажем больше, если бы мы жили пасхальной радостью и надеждой совоскреснуть со Христом, вся наша жизнь, личная, общественная, государственная и межгосударственная, полностью изменилась бы.
Христос воскрес! С возвещения этой величайшей истины начинали своё благовестие Апостолы. Ибо: как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. И в этом смысл Пасхи - Праздника Воскресения Христова. В этом - источник постоянного торжества Церкви, постоянной радости и ликования. Христос бо воста, веселие вечное - поётся в Каноне Пасхи.
Что же произошло на земле и во всей вселенной в тот день, когда восстал Господь из гроба? Плоды воскресения Господня поистине велики и спасительны. Вот они.
Побеждены ад и смерть. Христос после Своей Крестной смерти сходит в ад, благовествует его пленникам спасение и выводит оттуда ветхозаветных праведников. Затворы ада разрушены. Сила смерти уничтожена. Отныне для любящих Христа смерть стала переходом к лучшей небесной жизни. Она теперь - явление временное, поскольку воскресением Христовым нам открылся путь к всеобщему воскресению.
Открылось великое Царство Христово на небесах. В этот Небесный Дом, в горний Иерусалим вошли благочестивые люди Ветхого Завета, первые христиане, мученики за веру, праведники, святые. И входят, и будут входить до конца времён все, кто живёт Евангелием и уподобляется Христу. Чтобы там, в Небесном Иерусалиме, вместе с ангелами и святыми предстоять перед престолом Агнца, служа Ему и прославляя Его. Чтобы соцарствовать со Христом. И в вечной радости лицезреть Бога Вседержителя.
Дух Святой сходит на Апостолов, и возникает Церковь Христова на земле. Господь по Своему обетованию после Своего Воскресения ниспосылает Апостолам Духа Святого Утешителя. Апостолы не только получают особые дары в виде исцелений, пророчеств, дара языков, но и благодатные силы, которые позволяют вести верных Христовых к спасению. Возникает Церковь Христова и священство, связанное через цепь рукоположений с самими Апостолами. А полученные благодатные дары и поныне пребывают в Церкви как средства нашего освящения и спасения. И, конечно, первый и драгоценнейший из даров - Тело и Кровь Спасителя, причащение Которых есть залог прощения грехов и жизни вечной.
Однако такой рассказ о Пасхе кому-то, возможно, покажется лишь книжной премудростью, если мы не напомним о Пасхальном богослужении. Только участие в нём открывает сердцу подлинность слов, сказанных выше. Причём открывает в формах прекрасных и совершенных. Ведь наша церковная служба есть высшее богословие, где в каждом действии, наполненном величайшим смыслом, раскрывается тайна Пасхи Христовой и тайна нашей радости...
Ещё до наступления полуночи верующие, празднично одетые, стекаются в храм и в тишине ожидают наступления Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются в светлейшие ризы. Перед самой полуночью раздаётся торжественный благовест. Наступает великая минута Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и каждением выходят из алтаря. Вместе с народом Божиим, словно жёны-мироносицы, шедшие ко гробу, они обходят вокруг храма. Хор поёт: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Громко звонят колокола, разливая вокруг ликующий пасхальный трезвон. Сотни молящихся идут с возжёнными свечами. Шествие останавливается у западных ворот храма. Ворота закрыты, как некогда двери гроба Христова.
И тут в ночной тишине священник, как ангел, возвестивший мироносицам у гроба о воскресении Спасителя, подаёт возглас: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Это - тропарь Пасхи. Он трижды поётся священнослужителями и хором. Потом предстоятель возглашает четыре стиха древнего пророчества царя Давида: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня. Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Сей день, его же сотвори Господь, взрадуемся и возвеселимся вонь». И все христиане в ответ на каждый стих снова поют «Христос воскресе из мертвых...».
Но вот предстоятель движением креста с трёхсвечником начертал крестное знамение напротив закрытых дверей храма. Двери открываются, и радостный, ликующий народ, как некогда мироносицы вошли к Апостолам с вестью о Воскресении, входит в церковь. Здесь всё залито светом. Горят все лампады и свечи. Всё таинственно свидетельствует о том, что гроб пуст, ибо «Христос воскресе из мертвых!». Эта песнь повторяется снова и снова.
Затем наступает час Пасхальной Заутрени. Поётся Канон, составленный святым Иоанном Дамаскиным. Каждая песнь Канона разделяется многократным пением «Христос воскресе из мертвых». Во время пения канона священники с крестом и кадилом обходят храм и приветствуют всех словами «Христос Воскресе!», и верующие отвечают: «Воистину Воскресе!». Эти частые выходы священнослужителей из алтаря символизируют явления Господа ученикам Своим после воскресения.
В конце утрени после слов «друг друга обымем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением» верующие приветствуют друг друга целованием, произнося: «Христос Воскресе!» и снова отвечая: «Воистину Воскресе!».
Потом читается великое слово Иоанна Златоуста, который призывает весь мир возрадоваться и торжественно провозглашает вечную победу Христа над смертью и адом: «Где твоё, смерть, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос и ты низверглся еси, Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует...»
Признаюсь: видя это великолепие и красоту, переживая глубину и вечность происходящего, душа каждый раз ясно понимает - среди этих людей Бог и Создатель вселенной. Это Его дом. И какая радость в том, что мы - православные христиане! Мы знаем Истинного Бога, мы с полным правом поём в дни Великого поста: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!» Мы, Русь Святая, мы, православные всего мира, мы - Новый Израиль. Новые хозяева виноградника Божия. Мы - Его Церковь.
Помните притчу Христову о виноградарях, убивших сына хозяина виноградника? Так вот, нам, жителям Единой Святой Руси, вместе с другими православными народами вручил Бог Свой виноградник. Отняв его у тех, кто распял на кресте Его Божественного Сына.
И когда сегодня думаешь о трудных путях нашей Руси, понимаешь: каждый христианский народ как бы повторяет путь Спасителя. Каждый народ знает страдания, искушения, унижения и восстания (Руси, видимо, по причине её особого предназначения от Бога, испытаний выпало больше, чем другим). Но если народ не бросает своего креста, тогда его, так же как и Христа Спасителя, в конце ждет Воскресение.
А быть верным Христу в нашем падшем мире - значит непременно нести крест. Быть верной Христу при любых муках и лишениях - крест и великая миссия Руси. Откажется она от креста ради сытой, безбожной жизни, значит предаст Спасителя и отнимется у неё виноградник. Останется верной Господу - воскреснет. Так как подлинная жизнь Руси - Христос. И в Нём - её восстание и воскресение.
Христос Воскресе, братие! С Праздником!
http://rusedin.ru/2013/05/05/voskrese-xristos-i-zhizn-zhitelstvuet/