Что мы чувствуем, когда слышим горькое слово «Чернобыль»? Что вспоминаем? Аварию, трагедию, беду. Общую беду России, Украины, Белоруссии. В те времена, когда всё у нас было общее - и радость, и беда. Теперь вот радости порознь, а беда осталась.
Скажут: о Чернобыльской катастрофе всё известно. Подсчитаны тысячи умерших ликвидаторов - пожарных, милиционеров, солдат, врачей, шахтёров, работников станции. Учтены десятки и сотни тысяч инвалидов и просто подорвавших здоровье из миллиона тех, кто работал в 30-километровой зоне.
Скажут: о Чернобыльской катастрофе уже всё написано. Достаточно ежегодных официальных речей, торжеств, заявлений, памятников. Не нужно ворошить прошлое.
И всё это потому, что, оглядываясь назад, мы видим только горе. Только измученные лица ликвидаторов, оставшихся в живых, с их проблемами пенсий, болезней, обид на государство. И соотечественнику, живущему по новой западной философии (успех, деньги, свобода удовольствий), не хочется думать о печальном. Хочется отвернуться поскорей от Чернобыля, как от пугающей чёрной пропасти, где только боль, страх, смерть. Жаждущие успеха спешат отодвинуть, вычеркнуть из своей жизни всё неприятное. В том числе и чернобыльцев. Они воспринимают их как неудачников, которым катастрофически не повезло. О которых не нужно думать, чтобы не омрачать наслаждение жизнью. А то, что Чернобыль - это мрак, для них несомненно. Темнота, роковые ошибки, ложь. И нет никакого света.
Так думают и чувствуют люди без веры. Но в свете веры, в свете Евангелия всё выглядит иначе.
В нынешнем году день памяти о Чернобыле предваряет один из двунадесятых праздников Православной Церкви - Вход Господень в Иерусалим. И в этом видится знак, символ, а не совпадение (кто верит в случай, не верит в Бога). Как нет совпадения и в том, что единственный в Киеве храм Входа Господня в Иерусалим посвящён именно памяти жертв Чернобыля. Нас будто призывают увидеть и понять смысл события, случившегося в апреле 1986 года, в свете Божьей правды. Потому что только в этом свете и открывается его подлинный смысл. И отходит тьма...
Заметим: в Боге, в Церкви, в вечности нет времени. Нет вчера и нет завтра, но всё - ныне. А значит, сегодня Господь входит в Иерусалим - город Его Великой Жертвы. И сегодня приносят в жертву свой труд, жизнь, здоровье труженики и спасатели Чернобыля. Приносят в вечности, навсегда. Ради того, чтобы жили мы и наши дети.Но вернёмся к празднику. Его суть раскрывается в тропаре, который поёт в этот день Церковь: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне».
Прежде, чем войти в город Своего страдания, чтобы удостоверить апостолов, окружавший Его народ и нас, христиан, в возможности общего воскресения, Христос воскрешает из мёртвых Своего друга Лазаря. Весть об этом доходит до Иерусалима, где многие знали и о других великих делах Спасителя. Дети, ликуя, встречают Его. Высоко поднимают зелёные ветви финиковых пальм, воздавая почести как Мессии. И мы в этот праздник, вместе с ними, тоже величаем Его - победителя смерти.
Однако, несмотря на всё торжество, праздник Входа Господня в Иерусалим - один из самых трагических. Потому что ни ученики, ни народ не знают и не понимают, что Христос входит в Свой Град, чтобы добровольно принять поругание и смерть. Чтобы принести Себя в жертву за грехи мира. Хоть Он и говорит об этом апостолам прямо: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк.10:33,34).
Но ведь сотни и тысячи известных и неизвестных чернобыльцев так же, как и Господь, часто не понятые ни современниками, ни нынешним поколением, принесли себя в жертву. Добровольно отдали здоровье, жизнь ради других. И в этом сходстве со Христом, в этом подлинном следовании Ему - величайшая надежда. Потому что здесь мы видим исполнение главных Его заповедей.
Вспомним: когда спрашивают Христа, какая заповедь наибольшая, Господь называет две заповеди. И вторая из них «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). А в другом месте говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Но именно это и сделали герои Чернобыля.
Ещё мы помним, что на следующий день после входа в Иерусалим, в Страстной понедельник, Господь проклял смоковницу, не давшую плода и не послужившую Ему - «вера без дел мертва» (Иак.2:26). Но они, чернобыльцы, дали плод, имели дела любви, а значит, послужили Ему - «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его» (Ин.14:23). И там же у евангелиста Иоанна: «и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:40). Запомним это последнее обетование.
А ещё, выходя из Иерихона и направляясь в Иерусалим, Господь говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И они, чернобыльцы, тоже ведь послужили.
Было ли страшно Господу? Было. По человеческой природе Ему было страшно. Мы знаем Его просьбу о чаше, обращённую к Отцу. Но любовь Христа к людям оказалась больше и выше страха. И они, простые труженики Чернобыля, тоже преодолели страх. И в этом - их подвиг.
Их подвиг опровергает привычное обывательское благополучие, ищущее только выгоды. Но ведь и Господь, войдя в Иерусалим, показал, как ненавистны Ему искатели выгоды. Как презирает Он торгашество - в прошлом и поныне. Помните, как Он изгнал торговцев и менял из храма? И в этом их, чернобыльцев, тоже духовная близость ко Христу.
Итак, Господь обещал: «Я воскрешу Его в последний день».
Что это за день? Это - день Страшного Суда. Мы верим, что Господь придёт снова. Придёт не в образе раба, но как Царь, Содетель мира и Судия. И все народы, включая и нас с вами, воскреснут и станут перед Ним, чтобы узнать свою судьбу в вечности. И одни станут по правую Его руку и услышат: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). А другие...
Кто же будут те, кто услышит слова радости неизреченной? Господь не скрывает этого и всё говорит в Евангелии. Те, кто сотворил милость, кто хоть в чём-то похож на Него, кто уподобился Христу. Они в воскресении обретут вечную жизнь в Нём.
И в этом надежда наших чернобыльцев. Неоценённых сегодня и часто обижаемых. В этом их величие в будущем. Ибо сказано: «Многие же будут первые последними, а последние первыми» (Мк.10:31).
После праздника Входа Господня в Иерусалим наступает Страстная седмица. Неделя мук. Предательство Иуды. Крики «Распни!» (того же народа, который кричал «Осанна!»). Арест, неправый суд, крест, гвозди, мучительная и позорная смерть.
Несомненно, и чернобыльцам уготован Крест - болезни, непонимание, унижения, обиды, забвение их подвига.
Но за Крестом брезжит свет. Это - свет Пасхи. Свет Воскресения Господня. Свет нашего упования на то, что любящие Христа, исполнившие заповедь любви, воскреснут с Ним и будут жить в Его Царстве, которому не будет конца.
Без веры в вечную жизнь всё теряет смысл. С верой всё преображается. И подвиг, и Крест чернобыльцев видится не напрасным, но спасительным. Только те, кто не отказался от своего креста, будут радоваться там, где Вечная Пасха. А они, чернобыльцы, не отказались. И не отказываются. И в этом - главная истина о Чернобыльской трагедии. И в этом её свет. И нет в ней никакой тьмы.
___________
Фото - http://www.panoramio.com/photo/31883327, 51715145
http://rusedin.ru/2013/04/27/krest-chernobylya-i-radost-pasxi/