Забытая добродетель

0
311
Время на чтение 6 минут
post thumbnail

Наше общество мечется, обуреваемое кризисами. С одной стороны - экономический, с другой - политический, а еще наступают извращенцы с развратниками: подавай им равные права. В то же время политики твердят, что мы вымираем - медленно, но верно, и прирост мирового народонаселения обеспечивают отнюдь не христианские народы.

Здравые люди, и это понятно, обращают взоры к семье, так сказать, ячейке общества, и женщине - хранительнице этой ячейки или очага. Но вот только как его хранить, если в погоне за соответствием мировым стандартам практически утрачены основополагающие приоритеты русской семьи. Само понятие добродетель, без которой не может быть нормальных отношений между мужчиной и женщиной, в глазах многих стало анахронизмом, чем-то скучным и несовременным, мягко говоря. «Будь секси» - похоже, таков девиз современной женщины, причем независимо от возраста.

Интересно, а можно ли одновременно быть «секси» и хорошей женой и матерью? Вопрос риторический. Но давайте все же поищем на него ответ в русской церковной истории.

Наше повествование относится к началу XV века. Вяземский князь Симеон Мстиславич, его супруга княгиня Иулиания и князь смоленский Юрий Святославич в результате завоевания Смоленска Литвой были изгнаны из родных земель. Великий князь Московский Василий дал им в удел город Торжок. Казалось бы, живи и радуйся.

Так оно поначалу и было. Но князь Юрий прельстился красотой княгини Иулиании, чужой жены. Он всячески пытался склонить ее к измене мужу. Прелюбодеяние - таким полузабытым ныне словом определяется супружеская измена. Но молодая женщина была непреклонна. Она любила мужа, и связь, что называется, на стороне, была для нее неприемлема. Можно только представить себе, насколько сложной была ситуация для этой женщины - ведь жили они все, можно сказать, в одном доме. Юрий, казалось, обезумел от овладевшей им страсти. Во время пира он убил мужа Иулиании князя Симеона и попытался овладеть женщиной силой. Отчаянно защищаясь, княгиня ударила насильника ножом и попыталась убежать. Но разъяренный еще более Юрий погнался за ней, обнажив меч. Ослепленный яростью и неутоленной страстью, князь отрубил Иулиании руки и ноги, а изуродованное тело приказал бросить в реку Тверцу. Мученичество святого князя Симеона и святой Иулиании совершилось зимой 1406 года.

Ужасный поступок. И безнаказанный. Кому было карать князя Юрия? Да и жаловаться московскому князю было уже некому. О детях этой убиенной вяземской княжеской четы не сообщается ничего - можно предположить, что Симеон и Иулиания были молодыми супругами, не успевшими еще завести наследников.

Однако дальнейшие события удивительны. Протрезвев, князь Юрий ощутил нестерпимые терзания совести. Осознание собственного беззакония было настолько сильным, что он в буквальном смысле не находил себе места. Как пишет летописец, «...бысть ему грех и студ велик и с того бежа к Орде, не терпя горького своего безчестия». Но тщетной была попытка убежать от себя самого. Несколько лет скитался князь и нигде не находил покоя. Ужасные картины совершенного злодейства преследовали его днем и ночью, наяву и во сне. Наконец, пришел гонимый совестью князь Юрий в Веневский Свято-Успенский монастырь. Только искреннее покаяние облегчило боль его истерзанной души. По-гречески понятие «покаяние» переводится как «метанойя» и означает изменение, переплавку, что ли, души. Так, страсть, приведшая к страшному преступлению, перешла в иное качество - неустанные слезы покаяния.

До конца жизни оставался князь Юрий в этом монастыре, неустанно вымаливая себе прощение у Бога и своих убиенных друзей. Подвиг его был настолько велик, что со временем раскаявшийся убийца был причислен к лику местночтимых святых. Вот какова сила покаяния!

А что же княгиня Иулиания? Ее история не заканчивается вместе со смертью тела. Спустя год после жестокого убийства один болящий крестьянин увидел плывущее против течения по реке Тверце тело убиенной княгини. И услышал голос, повелевающий собрать духовенство и похоронить останки у южных дверей Спасо-Преображенского собора города Торжка. Вслед за этим последовало исцеление крестьянина от болезни.

Воля княгини-мученицы была исполнена, и во время ее погребения еще несколько человек исцелились от болезней. Так, гроб святой мученицы стал тем местом, куда приходили страждущие за помощью и исцелялись. Однако мощи оставались сокрытыми. Как повествует жизнеописание благоверной княгини, в 1598 году один диакон после сорокадневной молитвы и поста решил тайно открыть ее могилу. Но из гробницы вырвался огонь и опалил его лицо, так что долгое время он провел в тяжелой болезни. При этом некий голос сказал ему: «Не следует видеть тело мое, пока не будет на то воли Божией!» Через два месяца диакон получил исцеление от ожога после молитв у гробницы мученицы. Так святая Иулиания наказала согрешившего своеволием, но и исцелила его от болезни после покаяния. Наверное, своего обидчика и убийцу - князя Юрия она тоже простила и своими молитвами к Богу помогла получить ему плод покаяния - успокоение души и тела.

Необходимо отметить, что страждущие получают исцеление через мощи или чудотворные иконы по милости Божией и предстательству за них святых угодников Божиих, а более всего - по мере собственной веры во всемогущество Господа нашего Иисуса Христа.

Драгоценная рака с мощами святой благоверной княгини Иулиании пребывала Преображенском соборе Торжка многие столетия. Ее стали именовать защитницей целомудрия - целой мудрости и мудрости цельного человека. Велика ее молитвенная помощь земным сестрам - русским женщинам в ограждении их от плотских страстей и покушений на целомудрие.

Ведь хранение святыни брака - один из величайших подвигов человека, в котором супруги приближаются к восстановлению утраченного еще самой первой четой - Адамом и Евой - единства с Богом. Святыня брака - это и есть образ единства супругов в любви, это одно из призваний Святой Руси. Хранение целомудрия христианского брака было одной из главных черт древнерусской женской праведности, как великого таинства Церкви. Ведь именно целомудренная жена воспевается Православной Русью. Сколько прославлено нашей Церковью благоверных княгинь, живших в невообразимо для нас тяжелые времена, причем во всех отношениях - от бытовых до политических! И наши, русские святые княгини - это, прежде всего, верные жены и помощницы мужьям. Потому и выстояла Русь в продолжавшихся столетиями междоусобицах и вражеских набегах.

Весьма характерно, что с наступлением советского периода мощи этой святой женщины - защитницы целомудрия - исчезли. В 1918 году Преображенский собор Торжка закрыли. До 1930 года мощи благоверной княгини покоились в местном храме Архангела Михаила, и с тех пор судьба их неизвестна. Сегодня мало кто знает, что в своем начале советская власть решила окончательно освободить человека от брака вообще, т.е. ликвидировать его как «пережиток прошлого». Именно в те годы мощи святой, покровительницы целомудрия, исчезают, казалось бы, бесследно.

Возможно, напрямую связывать эти события - законодательно закрепленную на государственном уровне аморальность общества и утрату святыни - будет преувеличением. Но, согласитесь, рациональное зерно в таком предположении есть. Институт брака, несмотря на все революционные бури, устоял. Более того, в советское время моральная неустойчивость гражданина, особенно с партийным билетом, могло стоить карьеры. А что мы видим сегодня? Девственность стала неприличной, ее стыдятся. Блудное сожительство объявлено «гражданским браком» и стало нормой взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Количество разводов растет в геометрической прогрессии. Супружеская верность - нонсенс, а хранение ее воспринимается развращенным обществом как признак ограниченности. И как следствие - ширящееся мнение о том, что институт брака себя изжил. Налицо чуть ли не реинкарнация большевистского лозунга. Нужно ли после этого удивляться, что нас, русских и православных, становится все меньше?

Была ли «секси» княгиня Иулиания? Да простит она мне такой вопрос. Потомки знают, как она повела себя в ситуации, когда, казалось бы, не было выбора! А сегодня из уст некоторых женщин можно услышать о назойливых поклонниках: «Ему легче отдаться, чем доказать, что он тебе не нужен». Как говорится, почувствуйте разницу.

Похоже, мы напрочь утрачиваем само чувство стыда. Понятия целомудрия и добродетели отнесены к категории психологических комплексов. Окружающий нас мир превращается в просвещенное блудилище. И кажется, что спасения нет. Но не надо отчаиваться. Вспомним, как пророк Божий Илия жаловался Богу о том, что он единственный остался среди идолопоклонников и его хотят убить. На что ему последовал ответ о тысячах праведников, сохраняемых Богом. Несомненно, такие люди есть и сегодня. О них не говорят в популярных передачах, не пишут в статьях глянцевых журналов, о них не снимают фильмы. Да и они сами не считают свою жизнь какой-то особенной, тем более героической. Они  просто нормальные люди. Пусть их становится больше.

___________

Фото - http://days.pravoslavie.ru/Life/life6658.htm; http://smolyane.narod.ru/saint/kniaz/boldin_simeon_yuliania.jpg

http://rusedin.ru/2013/04/07/zabytaya-dobrodetel/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Федотова
Все статьи Ольга Федотова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06