itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Зачем на Руси путешествуют весной, во дни Великого поста (II)

Новости Москвы 
0
204
Время на чтение 5 минут

Часть I

3.

Далеко не сразу наступило то охлаждение в вере и утрата смысла постничества, которое мы наблюдаем сегодня и у нас, и на Западе. У тамошних христиан пост вообще давно упразднён как «обременительный». А в светских кругах, как у нас, так и «у них», он попросту осмеивается.

Но на землях Киева и Москвы долгие столетия шло упорное сопротивление соблазнам мира и духовному расслаблению. Веками Русь в лице монахов и царей, крестьян и купцов старалась оставаться в лоне благочестия, блюсти Великий пост в его глубоком духовном значении. Понимая, что измена Великому посту есть тяжкий грех перед Богом, за который придётся отвечать.

После принятия в Х веке христианства на Руси появилось много сочинений, посвященных жизни святых Восточной Церкви, и пост как «духовное делание» был явлен русскому обществу в лучших образцах. Первые русские подвижники «обучались монашеству» и постничеству в восточных монастырях. Сам преподобный Антоний, основатель Киево-Печерского монастыря и родоначальник русского монашества, принял постриг и научился иноческой жизни на Святой горе Афон.

Стремление к святости, к небу расцвело на почве Руси необычайно. В разных местах русской земли создавались монастыри. В Киеве, Новгороде их насчитывались десятки. Летопись XII века, составленная преподобным Нестором в Киево-Печерском монастыре, сообщает, что уже первых насельников обители отличало строгое соблюдение правил монашеской жизни и, в первую очередь, поста.

Так, в XI веке игумен Печерского монастыря преподобный Феодосий во время Великого поста жил в пещере и общался с братией только в субботу или воскресение через маленькое окошко, а в остальные дни пребывал в посте и молитве, соблюдая строгое воздержание. Ему подражали не только монашествующие, но и многие миряне.

Русская история даёт нам примеры, когда почитание Великого поста прекращало кровопролитие. «Повесть временных лет» сообщает, что князь Владимир Мономах в 1116 году с сыновьями пошел походом к Минску на Глеба Всеславича. Глеб, понимая, что силы неравны, выслал послов. В летописи говорится: «Владимир же пожалел проливать кровь в дни Великого поста и примирился с ним».

То есть когда-то Великий пост на русских землях понимался очень верно - как отказ от зла, как стремление жить в духе Евангелия.

Известно немало случав, когда в период лихолетия для покаяния и привлечения милости Создателя народ прибегал к общественным, или «нарочитым», постам. К такому подвигу призывала мирян Русская Православная Церковь, когда страну поражали стихийные бедствия, болезни, неурожаи, смуты и войны. В 1395 году, когда для защиты от Тамерлана в Москву был принесен чудотворный образ Владимирской Божией Матери, во всех храмах служились молебны и соблюдался пост. Традиция соблюдать пост во время бедствий продолжалась до XX века. Православные постились в разгар Первой мировой войны в августе 1915 года и в 1918 году во время «новой смуты» по благословению патриарха Московского и всея Руси Тихона.

О том, что великопостная жизнь была органической частью русской жизни, ярко свидетельствует замечательный памятник XVI века «Домострой». И дело не только в перечислении блюд и хозяйственных рекомендациях. Из книги явствует, что постничество было делом всего народа, всей державы.

Подвиг поста несли и русские государи. Царь Феодор Иоаннович «смирением был прославлен, о духовных делах заботился, на милость был щедр». Первый патриарх Московский и всея Руси Иов писал о нем как о благочестивом самодержце, с юности обладавшем многими добродетелями и пренебрегавшем житейскими соблазнами.

Западных иностранцев, посещавших Московию, удивляло столь строгое соблюдение постов всеми слоями населения - ведь после Реформации в Европе постов уже не соблюдали. Английский мореплаватель Ричард Ченслор, пребывая в Москве в 1553-1554 годах, писал: «Во время постов русские не едят ни масла, ни яиц, ни молока, ни сыра... питаются рыбой, капустой и кореньями. Кроме постов, они круглый год свято соблюдают среды и пятницы, а по субботам едят мясо». Англичанин свидетельствует и о том, как благоговейно на Руси относились к Великому посту: «Русские убеждены, что если нарушить этот пост, то не пройдешь через небесные врата».

По традиции русские царицы в дни Великого поста принимали у себя духовных лиц из городов, монастырей и пустынь. На первой неделе Великого поста царице и царевнам приносили из монастырей по ковриге хлеба, по кружке кваса и по блюду капусты. И этот простой монастырский дар принимался с особым почитанием.

Известно также, что в 1650 году для избавления от нашествия саранчи и наводнений Великий пост на Руси соблюдался строже обычного.

При Петре I и в послепетровскую эпоху, когда связи России с западноевропейскими странами расширились, часть русской знати попала под влияние иностранной культуры и своё отношение к великопостному воздержанию изменила. И всё же основная часть народа (включая ревнителей веры и старины среди знати) оставалась верной церковным установлениям и соблюдала пост.

Иностранцы с удивлением подтверждают, что в дни Великого поста даже царские особы на Руси, как простые богомольцы, отправлялись к святым местам, отказываясь от обычной жизни. Елизавета, Петр II, Екатерина II, Павел I совершали паломничества в знаменитые монастыри, говели, причащались. Несмотря на соблазны Европы, в русском народе сохранялась неповреждённая иерархия ценностей. И Великий пост со всеми его установлениями был выше, чем власть, багатство, земные наслаждения как для царя, так и для простолюдина... В русской среде веками жило понимание того, что верность посту во многом равнозначна твёрдости в вере. А от твёрдого стояния в православной вере зависят и судьба государства, и судьба человека в вечности.

4.

И вот если при таком благочестии народа Русь постепенно, стараниями врагов внешних и внутренних, стараниями врага рода человеческого, своими грехами и ошибками всё же пришла к катастрофе, то что тогда остаётся нам, сегодняшним? На что надеяться?

Ведь ничего не изменилось. Разве что мы стали невежественнее и безразличнее. На Украине, например, по данным статистики, лишь 1% населения постоянно участвует в таинствах Православной Церкви. В Российской Федерации - примерно столько же. Появились новые напасти, новые болезни физические и духовные. Агрессивно заявляет о себе почти узаконенная мерзкая перед Богом содомия. Появился украинский неофашизм, эта крайняя форма попрания Евангелия. Ибо суть Евангелия - любовь, а суть фашизма и необандеровщины - ненависть, ведущая в погибель.

И всё же Бог терпит нас на этой земле. Терпит на земле Руси. Видимо, Он, Долготерпеливый и Многомилостивый, надеется на нас. Надеется, что и сегодня найдутся люди, которые обратятся к Нему. И в дни Великого поста начнут меняться, каяться, молиться. А таких Бог не оставляет и просьбы их слышит. Священное Писание даёт нам примеры, когда по молитве немногих праведников, любящих Бога, кающихся за свой народ и молящих за него, Бог отлагал Свой гнев.

Пусть же в этом году время Великого поста станет временем нашего общего изменения. Богатых и бедных, знатных и незначительных. Пусть вспомнится нам настоящая цель нашей жизни - встреча со Христом и жизнь там, где вечная Пасха. И если солнце по милости Божьей встаёт и сегодня, значит, у нас остаётся ещё немного времени (хотя и не знаем, сколько). Значит, нам снова открывается путь. И да поможет нам на этом покаянном пути Церковь, дарующая благодать Великого Поста.

http://odnarodyna.com.ua/node/12837

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ян Таксюр
Все статьи Ян Таксюр
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 10:29
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59