itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О фрондерстве, о подвигах, о славе

0
180
Время на чтение 4 минуты

Мысли, которые мне хотелось бы высказать в этой статье, возникли не сегодня и не вчера - речь идет о довольно устойчивом явлении, которое встречается и в гражданской, и в церковной жизни. Явление это не новое, и у него есть устоявшееся название - фрондерство. Французское слово «fronde» отсылает к детской игре, и словарь определяет фронду как «непринципиальную, несерьезную оппозицию, гл. обр. по мотивам личного или группового порядка». Для фрондера принципиально бранить любое начальство вообще, и священноначалие в частности; церковный фрондер может быть крайним либералом, требующим от Церкви пересмотреть заповеди Божии (особенно седьмую) или крайним фундаменталистом, который не может перенести, что Патриарх сказал что-то хорошее о католиках. Это не принципиально - есть примеры суровых опричников, эволюционировавших в либералы, и либералов, перешедших в опричники. Что остается неизменным - так это ворчливость по отношению к Церкви, как несообразной возвышенному идеалу.

Фрондера не надо путать с двумя другими типами - революционером и социальным реформатором. Фрондер может мимикрировать под революционера (и даже иногда искренне верить в то, что он - революционер), но принимать его за такового неверно. Революционер - это фанатик, у него Великая Идея, он готов развязывать террор ради утверждения всеобщего братства, вести опустошительную войну за мир и, поскольку в ходе войн такая необходимость обязательно возникает, пытать пленных ради прав человека. Революционеры ходят по трупам, думая о том, как благодарное человечество будет слагать песни в их честь. К своей смерти революционеры часто относятся также спокойно как к чужой - они готовы убивать и быть убитыми.

Фрондер если и кровожаден, то чисто виртуально - а бывает, что и виртуально не кровожаден. В отличие от революционера, он не рвется убивать и умирать; он ценит личный комфорт и безопасность, с него станется в самый исторический момент оставить бури революционных лон, чтобы поехать на Гоа или в Нормандию, и сменить эпические битвы с московским омоном на не менее эпические скандалы с персоналом европейских гостиниц.

Революционер, по своей склонности к насилию, опасен, и требует решительного подавления; фрондера не надо пугаться, и давить его незачем - это совершенно другой типаж, который даже полезен для стабильности политического режима, так как немало способствует выпусканию пара в пронзительные, но совершенно безвредные свистки.

Фрондера не надо путать и с социальным реформатором. В отличие от революционера, который всегда является бедствием, социальный реформатор может быть благословением - вспомним, например, Мартина Лютера Кинга. Социальный реформатор желает изменить порядки и нравы в обществе на те, которые он находит более гуманными и справедливыми; мы можем с ним соглашаться или нет, но обзывать его революционером несправедливо. Он не склонен к прямому насилию, и действует отчасти путем пропаганды своих взглядов, отчасти путем лоббирования их в органах власти. У него есть дело, ради которого он старается, цель, которую он себе ставит, он точно знает, какие перемены он хочет произвести. Фрондер легко подхватывает лозунги, которые мы могли бы услышать от социального реформатора, но это, как и в случае с революционером, нечто чисто внешнее, маскарадное. У фрондера совсем другие предпочтения.

И социальный реформатор, и фрондер, могут, например, находить положение дел в отечественном здравоохранении неудовлетворительным. Но для первого важно добиться каких-то реальных перемен, и его деятельность подчинена этому. Он будет внятно формулировать, что именно плохо, какого положения дел он хотел бы добиться, и обращаться к тем, кто может поддержать его в этом - к представителям общественности, прессы, властей, да хоть к Президенту лично. Его интересует результат, он хочет помочь конкретным людям.

Фрондера результат не интересует совершенно. Спросите его - чего именно он хочет добиться, и как его действия способствуют достижению этой цели, и он вам не ответит. Спросите, как именно прыжки и обсценная брань под сводами храма помогут устроению более свободного, справедливого и гуманного общества - и вы убедитесь, что этот вопрос фрондер никогда себе не ставил. Более того, совершенно очевидно, что целям, которые фрондер, теоретически, заявляет, такие эскапады могут только вредить, отталкивая потенциальных сторонников. Но вред, который фрондер наносит делу, которое он теоретически полагает своим, его просто не интересует - потому что его не интересует дело вообще.

Поэтому фрондер часто бывает откровенно враждебен к социальным реформаторам. Люди, которые хотят что-то изменить, воздерживаются от бессмысленных оскорблений и от скандалов. Они готовы вести мирный и уважительный разговор со всеми, в частности, с представителями власти, входить в их кабинеты и пожимать их руки, навлекая на себя крайнее презрение фрондеров. Например, нехватка необходимых лекарств для фрондера - повод возопить о том, какие кругом мерзавцы и негодяи, ироды и пилаты; социальный реформатор будет бегать от ирода к пилату и говорить с ними вежливо и по делу, потому что его не интересуют крики - его интересует, чтобы больные получили лекарства.

Социальный реформатор понимает ценность отношений и не ищет ссор; он старается не подводить других людей. Фрондер не видит своих обязательств по отношению к другим - его не волнует, как его поведение отразится на их интересах или их репутации.

Фрондер также не является критиком; критик вникает в проблему, тщательно рассматривает все обстоятельства, и не только порицает то, что плохо, но и предлагает, как это исправить. Критик принимает на себя определенную ответственность - фрондер никакой ответственности на себя не принимает в принципе. Что-то делать, за что-то отвечать - значит подвергать себя опасности сесть в лужу, на что ни один фрондер не пойдет. Он критикует из стерильной безопасности ничегонеделания.

Не надо пугаться фрондеров, как будто они могут устроить кровавую революцию. Не могут они ничего устроить, да и не хотят. Это полностью и абсолютно бесплодный тип поведения - попасть в новости, привлечь (на какое-то время) внимание к своим персонам, и все. Производство свистков может быть полезно для спускания пара - но не больше.

Беда в другом. Люди, которые могли бы принести пользу Церкви и отечеству, тратят свои силы, способности, время и сетевой трафик на полную бессмыслицу. А ведь могли бы смириться, послужить и принести добрые плоды.

http://www.radonezh.ru/analytic/17810.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии
Ответ молодому романтику-коммунисту
Новый комментарий от Туляк
05.12.2022 13:43
«Мы – русские. Какой восторг!»
Новый комментарий от Валерий
05.12.2022 11:03
Глубокий аналитик – скромный, патриотичный и бесстрашный
Новый комментарий от Дмитриев
05.12.2022 10:13
Почему с русскими беда?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
05.12.2022 10:07
Ревизия государственной тайны
Новый комментарий от Наталья Сидорина
05.12.2022 08:51