О религиозной жизни современной Эфиопии

0
300
Время на чтение 3 минуты
28 февраля  архиепископ Иерусалимский Абуна Матиас был избран патриархом Эфиопской Церкви. Абуна Матиас сменил почившего 16 августа 2012 г. в Аддис-Абебе 76-летнего патриарха Абуну Павла. В этой связи редакция «Седмицы.Ru» обратилась к ведущему специалисту по дохалкидонским Церквям доктору богословия протоиерею Олегу Давыденкову с просьбой рассказать о религиозной жизни современной Эфиопии.
- Отец Олег, как бы Вы могли прокомментировать религиозную ситуацию в Эфиопии, сложившуюся на момент избрания нового патриарха?

- Прогнозировать возможные изменения в Эфиопской Церкви достаточно сложно. В связи со смертью патриарха Абуны Павла в Эфиопской Церкви, скорее всего, произойдут существенные изменения, поскольку при жизни он управлял Церковью практически единолично. Он вникал во все мелочи, без его личного разрешения не делалось никаких более-менее серьёзных дел. То есть налицо был вполне восточный тип деспотичного управления. Пока трудно сказать, сохраниться ли такой характер управления Эфиопской Церковью при новом предстоятеле, или же она станет более свободной внутренне, более соборной.

- Каково положение Эфиопской Церкви в той политической ситуации, которую мы наблюдаем сегодня в Эфиопии?

- В современной Эфиопии Церковь находится по большей части вне политики. Власти страны подчёркнуто дистанцируются от всяких религиозных организаций. Сейчас у власти находится «левое» правительство, поэтому первые лица государства не появляются вообще ни на каких церковных мероприятиях. Если, например, проводится какое-то церковное торжество в Аддис-Абебе, то в лучшем случае на него может прийти мэр города. Из представителей центральных властей не появляется практически никто и никогда. 

Но в целом отношение к Церкви у властей Эфиопии достаточно неплохое. Однако в стране сегодня сложилось весьма непростое положение, связанное, с одной стороны, с экспансией ислама, а с другой - с очень быстрым распространяем западных неопротестантских деноминаций и сект. Особенно сильные позиции в стране имеют     «Адвентисты седьмого дня» - это связано с почитанием субботы, которое очень распространено в Эфиопии. «Субботствующие» адвентисты выглядят вполне привлекательно для многих эфиопов.

Согласно последней переписи населения, христиан западных исповеданий - католиков, униатов и представителей протестантских деноминаций - уже более 20% населения страны. В первую очередь, к протестантам переходят эфиопы-монофизиты.

Таким образом, удельный вес традиционной монофизитской Эфиопской Церкви уже сократился до 40-45 % населения, не больше.

- Ислам какого толка распространяется в Эфиопии?

- В Эфиопии существуют разные формы ислама. Хотя, конечно основными спонсорами распространения ислама и деятельности радикальных исламских группировок здесь, как и в других регионах, являются саудиты. Но даже при больших инвестициях извне рост мусульманского населения не слишком велик, как показывают и социологические опросы, и последняя перепись. По-видимому, отчасти рост ислама компенсируется распространением протестантских учений и за счёт более эффективной христианской миссии среди язычников. В южных районах Эфиопии ещё не так давно было много языческого населения. Например, в одной из 9 провинций Эфиопии - Южной - в основном проживает хамитское население, т.е. чисто африканское, никак исторически не связанное с Эфиопией. Там было достаточно много язычников, но сейчас по современным данным, язычники сократились до 2-3 % населения страны благодаря христианским миссиям, которые оказались тут более эффективны, чем мусульманские. Это конечно способствует сохранению мирного баланса между христианами и мусульманами.    

- Каковы взаимоотношения Эфиопской Церкви с соседней Церковью Эритреи и монофизитской Коптской Церковью?

- Уже с начала 1990-х гг. Церковь Эритреи стала автокефальной, и ее отношения с Церковью Эфиопии с тех пор нельзя назвать дружественными. Враждебные отношения между двумя странами не способствуют и добрым отношениям между двумя Церквями.

После того, как Коптская Церковь поддержала автокефалию Церкви в Эритрее, и Коптский патриарх возвёл эритрейского предстоятеля в патриаршее достоинство, долгое время отношения между Коптской и Эфиопской Церквями были очень натянутыми, но в последнее время они постепенно нормализуются. Поскольку в обеих Церквях недавно сменились патриархи, то, скорее всего, процесс нормализации отношений неизбежно ускорится.  

Беседовал Олег Влади

http://www.sedmitza.ru/text/3528039.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Олег Давыденков
Все статьи Священник Олег Давыденков
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07