Что делать? Служить Литургию

Марина Бирюкова  Священник Михаил Богатырев 
0
21.02.2013 119

Настоятель - храм - приход. Как строятся взаимоотношения в этой маленькой вселенной? Что требуется для того, чтобы пастырь и паства не просто любили друг друга «в душе», но реально друг друга поддерживали? Что такое приходская жизнь, что мы должны вкладывать в это понятие? Что самое трудное в жизни настоятеля и как мы можем ему помочь?

В прошлом номере нашей газеты вы могли прочитать беседу с настоятелем саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» игуменом Нектарием (Морозовым). А теперь прихожанка храма во имя святого равноапостольного князя Владимира Марина Бирюкова беседует с настоятелем этого храма иереем Михаилом Богатыревым.

- Отец Михаил, с чего начался приход для меня, я знаю, и момент этот очень хорошо помню. До Вашего появления здесь, во Владимирском, я уже довольно долго ходила в этот храм, вернее, в приспособленное помещение рядом со стройплощадкой. Но когда Вы впервые позвали нас на помощь, попросили отмыть и подготовить к чину положения антиминса новый храм, я почувствовала себя совершенно иначе, чем все это время. Храм сразу стал моим; я стала ему нужна; я ощутила ответственность за него, собственную личную ответственность. Но это для меня, а для Вас - с чего начинается приход?

- Приход начинается все-таки не с веников и не с тряпок, он начинается с молитвы и богослужения. Люди, приходящие в храм, очень хорошо чувствуют отношение священника к богослужению и в зависимости от этого решают: их это храм или не их. Иногда бывает так, что жизнь в новом храме только начинается, нет еще хора, нет настоящего благолепия, много чего нет, но люди чувствуют, какой здесь настрой, и поэтому ходят сюда. Первоначальное недоверие, с которым приходится сталкиваться, проходит, когда люди видят любовь священника к богослужению, его отношение к исповеди, к исповедующимся: исповедь каждого, кто подходит к аналою, должна быть для священника свята.

Я всегда знал, что если я буду нормально работать - потому что для священника это именно нормальная работа - то все наладится.

- Но должны же люди что-то храму отдавать, что-то в его жизнь вкладывать, а не просто - отстояли службу и ушли?

- Это очень хорошо, когда человек что-то для храма делает. И не только тогда нужно делать, когда священник просит. Собственная инициатива должна быть, самому нужно видеть, где требуется помощь. В этом тоже проявляется отношение христианина к храму, к месту, в котором мы готовимся к вечности. Слава Богу, у наших прихожан это есть! Храм стоит третью зиму, и я уже привык к тому, что мне не приходится никого просить: выпал снег - прихожане сами приходят, разбирают лопаты, расчищают дорожки. Это простое дело, оно не требует особых согласований. Более сложные вещи иначе решаются. Но и здесь - люди проявляют инициативу, приходят, предлагают: мы хотим сделать для храма то-то и то-то.

Когда я сюда пришел, мы служили в маленьком приспособленном помещении. Там крыша протекала, летом жарко было, зимой холодно, и я перед собой поставил задачу: как можно скорее достроить новый храм. И сразу понадобилась помощь людей, и они стали предлагать помощь. Только благодаря прихожанам, готовым работать круглые сутки, нам удалось встретить Пасху 2010 года не в том маленьком домике с голой кирпичной кладкой внутри и крышей, протекавшей в десяти местах, а в новом уже храме. А потом люди пришли и попросили благословения на то, чтобы цветочки первые посадить вокруг храма. Земля была такая, что ничего бы не выросло, - мы завезли два самосвала чернозема и попросили прихожан раскидать лопатами этот чернозем. Трогательно было видеть, как взрослым помогали дети с маленькими лопаточками.

- А потом меняли иконостас - временный, фанерный, на постоянный, красивый, резной. И тоже торопились - к Рождеству. 31 декабря - в храме горы опилок, стружки, все покрыто бурой древесной пылью. Вы предложили добровольцам прийти ранним утром первого января и привести храм в порядок. Я про себя подумала: ну, придут полторы бабушки. А пришла такая бригада! И женских, и мужских рук хватило: к вечерней службе все сверкало и светилось... Все-таки это ведь от настоятеля зависит! Я знаю священников - и отнюдь не плохих, которые жалуются на эгоизм прихожан: никто, дескать, не подойдет, не спросит, чем помочь...

- Конечно, это зависит от настоятеля, но и от самих людей тоже. Ведь и у нас далеко не все спешат к лопатам и веникам, много людей по-прежнему ходит только на богослужение. Я и к ним обращался с какими-то просьбами, но они старались побыстрее все сделать и уйти. Настаивать и требовать я не могу, конечно. Мы с этими людьми вместе молимся Богу, и этого достаточно. Такова сегодняшняя жизнь, что не у всех хватает времени, сил - многие заняты собственными проблемами. И потом, это вообще специфика городского прихода - как правило, формируется костяк, это люди, готовые помочь, откликающиеся на все просьбы, но при этом много других людей, тех, которые просто приходят сюда помолиться.

- Я так понимаю, что никаких претензий к этим людям у Вас нет...

- Обрастать претензиями к людям - это совершенно неправильно. Надо четко понимать, зачем ты здесь находишься. И помнить, что ты в храме не хозяин. Ты человек, Самим Богом приставленный к этому делу. Твоя задача - не делить людей на приходе на хороших и плохих, способных помочь и неспособных помочь. Твоя задача - принять каждого. Потому что в Церковь человека приводит Господь, и мы не должны здесь никакого контроля устанавливать. Нужно помочь человеку войти в храм, а не обличать: не так сделал, не то надел... Меня никто не ставил сюда обличать людей. Ведь даже Христос сказал: кто поставил Меня судить или делить вас? (Лк. 12, 14).

- Обличать, конечно, ни к чему, но... Храм расположен в парке, в зоне отдыха, рядом стадион, зимой каток, летом какие-то аттракционы действуют, оттого в храме - много спонтанных визитеров, подчас плохо понимающих, что такое православный храм. Понятно, что никто у нас не выгонит женщину в брюках; но когда в шортах заходят, да еще и в одних шортах (мужчины, конечно),- тут уж возникает некоторое возражение. А недавно мы втроем не могли уговорить молодого человека снять лыжную шапочку: он заявил нам, что это его право - стоять в шапке.

- Скажу больше: на днях во время полиелейной службы в храм зашел человек на коньках. Катался, видимо, на катке, потом в парке по дорожкам обледенелым, и вдруг - решил зайти. Чудно было... Конечно, правила поведения, в том числе и определенные нормы в одежде, должны соблюдаться. Но в то же время следует помнить: здесь не монастырь со строгим уставом, здесь обычный городской приходской храм. И мимо него проходят, и в него заходят очень много людей, не знающих практически ничего о вере и Церкви - как это ни странно даже сейчас, в эпоху информации. Они входят в храм, подчиняясь подчас неясному для них душевному порыву. И не всегда задумываются при этом о своей одежде. И наша задача - не выпроводить этих людей, а сделать так, чтобы и они тоже в храме остались, остались на всю жизнь.

Я ведь неслучайно ящик на входе придумал: кидаешь деньги в щель и сам, без свечницы, берешь свечку. Чтобы человек ни от кого не зависел, чтобы он, хотя бы на какие-то минуты, мог остаться с Богом наедине.

- Кстати, о деньгах. Не хватило бы ведь этого ящика и прочих приходских доходов даже и на сотую часть того, что Вами за эти три года в храме сделано. Вы сказали как­то раз полушутливо, что стали за эти годы профессиональным нищим. Но почему Вам подают? Они что, сплошь верующие, православные - эти Ваши жертвователи?

- Нет, конечно. Среди них разные люди есть. И я прошу у них по-разному. К кому-то обращаюсь потому, что это мой давний хороший знакомый. К кому-то потому, что это известный благотворитель. А в ком-то действительно чувствуется вера. Кто-то соглашается помочь воскресной школе, чтобы дети занимались в хороших условиях; кто-то оплачивает поездку детей и родителей в Троице-Сергиеву Лавру; кто-то берет на себя часть наших коммунальных платежей (а всего около 30 тысяч в месяц приходится платить), а кому-то действительно важно благолепие храма. Но отмахиваются из тех, к кому я обращаюсь, немногие. И в конечном счете, это для меня тайна - почему нам помогают. Тайна души человеческой, тайна действия Бога в ней.

- Финансовые, хозяйственные, административные проблемы отнимают у настоятеля массу сил, нервов, времени. Иной священник от этого выгорает, утрачивает любовь, перестает чувствовать себя пастырем, духовником. О ком можно уверенно сказать: нет, ему это не грозит? Не знаю... Но вот, я вхожу в Ваш кабинет и вижу, что Вы завершаете долгий, по всей видимости, разговор с молодой женщиной. Вы протягиваете ей листок бумаги с Вашим телефоном: «Когда тебе опять захочется выпрыгнуть из окна - ты сразу позвони мне, хорошо?». Вопрос: откуда у вас силы на сострадание каждому, на соучастие в каждой судьбе?

- Сил не хватает, на самом деле. Иногда они кончаются совсем.

Положение священника у нас не совсем нормально, конечно. В норме он должен только служить и духовно окормлять свою паству, а строительство и благоукрашение храма, финансы и прочее - это дело общины, прихода. Но об этой норме у нас уже никто не помнит давно. Необходимость строить и благоукрашать - это объективная сторона нашей церковной жизни сегодня. Мы восстанавливаем то, что разрушалось семьдесят лет «до основанья, а затем...». Чтобы не забыть о людях при этом, чтоб на них хватило времени и сил,  нужно искать какую-то золотую середину. Не знаю, удается ли мне ее найти. Конечно, внутреннее, душевное, духовное, да просто физическое состояние настоятеля остается для большинства прихожан тайной, так, наверное, и должно быть. Но на вопрос: «Что делать?» - есть ответ вполне определенный: служить Литургию. Когда служишь Литургию, чувствуешь чисто физически, как силы в тебе восполняются. И раны исцеляются, и откуда ни возьмись возникают какие-то приемлемые пути решения... У меня лично только так.

Фото Юлии Ракиной

Газета "Православная вера", № 4 (480), февраль, 2013 г.

Беседовала Марина Бирюкова

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-02-19-00-00-01-chto
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Священник Михаил Богатырев
Все статьи Священник Михаил Богатырев
Последние комментарии
«Вакцинация населения - вопрос суверенитета России»
Новый комментарий от Vladislav
11.05.2021 00:08
О христианском смысле ковида
Новый комментарий от В.Р.
10.05.2021 23:56
Для чего готовится война?
Новый комментарий от Vladislav
10.05.2021 22:23
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Константин В.
10.05.2021 21:07
Писатель Иван Шмелев и нацисты
Новый комментарий от Русский Сталинист
10.05.2021 19:20
«Этот величественный подвиг совершил именно советский народ»
Новый комментарий от Русский Сталинист
10.05.2021 19:03