itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Рядом с Небесами, или Два дня в Косово. День первый

Новости Косово 
0
224
Время на чтение 11 минут

Косовская земля У каждого человека есть места, где он особо чувствует Бога. Душа словно лицом к лицу встречается с Творцом. Это похоже на то, как Савл от явления ему Господа был ослеплен Божественным Светом. Несколько дней он не мог ни говорить, ни есть, и те, кто был с ним, вели его под руки. Так и здесь, в многострадальном Косово: такое чувство, что земля сближается с Небом настолько, что душа слышит звуки, запахи Горнего Царства. Открывается внутреннее знание, что есть другая жизнь, другие законы восприятия и ощущения окружающего мира. В душе от этого многое меняется. Как бы оглушенный от сильного потрясения, ты перешагиваешь внутри себя через какие-то пристрастия, ты словно переходишь на другой уровень. То, что тебя волновало еще пару дней назад, оказывается совершенно не важным, как будто это проживал другой человек, а не ты.

В Косово мы уже второй раз. Вообще, когда едешь туда, то всегда думаешь, что это последняя твоя поездка. Например, в прошлом году мы до последнего не были уверены, что сможем туда доехать. На ближайшей границе были устроены баррикады, и следовало ехать другой дорогой. Но внутри чувствовалась уверенность, что за молитвы святого Стефана Дечанского, батюшки и сестер мы все же будем у святыни. По всем обстоятельствам мы практически не имели шансов оказаться там. Мы позвонили игумену монастыря Высокие Дечаны отцу Савве, объяснили ситуацию, и, несмотря ни на что, он дал благословение на дорогу, и мы двинулись в объезд, через другую границу. Так что во всем нужна доля дерзновения. Так состоялось наше первое знакомство с древними косовскими обителями и их насельниками.

В этом году наша поездка в Косово имела конкретную цель - передать собранные пожертвования в женский монастырь Девич. Надо сказать, что акцию по сбору пожертвований в Косово наша обитель начала совместно с московским Сретенским монастырем. Именно благодаря их инициативе мы стали думать, как можно организовать помощь. На это мы получили благословение епископа Рашко-Призренского Феодосия и духовника нашего монастыря протоиерея Андрея Лемешонка.

Монастырю Девич за свою историю пришлось пережить многое, но, наверное, одним из самых тяжелых периодов был март 2004 года, когда толпа албанцев устроила погром, в результате которого почти весь монастырь был сожжен. И сейчас, когда обитель восстановлена, она нуждается в поддержке, так как находится в одном из самых опасных районов Косово. Итак, с Божией помощью, мы стали потихоньку собирать средства. Акция нашла большой отклик в сердцах людей. Это показало, что людям очень дорого и близко все, что происходит в Сербской Церкви. Они звонили, писали письма, говорили о своей поддержке сербскому народу. Каждый жертвовал столько, сколько мог.

После погрома албанцев 17-19 марта 2004 г. После погрома албанцев 17-19 марта 2004 г. Оскверненное надгробие прп. Иоанникия Девичского

Стенд нашего монастыря на белградской выставке книг в 2012 году И вот настал день, когда нам надо было ехать в Сербию. Впереди почти три дня пути: разные страны, люди, впечатления. По мере приближения к Сербии климат становился теплее, и мы не заметили, как попали в лето, хотя на дворе был конец октября. В Белграде нам предстояло провести целую неделю: наш монастырь участвовал в международной книжной выставке.

Епископ Рашко-Призренский Феодосий Примечательно то, что на этой выставке большое внимание оказывалось Косово и Метохии: проходили различные круглые столы, пресс-конференции. Был организован большой стенд Рашко-Призренской епархии. Благодаря этому нам удалось встретиться с владыкой Феодосием и лично обсудить с ним некоторые моменты нашей поездки в Косово. Особой радостью для нас было снова увидеться с игуменом и братией Дечанской обители. Именно благодаря их помощи нам суждено было во второй раз оказаться на святой косовской земле.

Быстро, словно один день, пролетела неделя. Жалко было расставаться с людьми, которые окружали нас все эти дни. Мы попрощались, чтобы ровно через год снова встретиться здесь, и отправились дальше. Самое главное было впереди - нам предстояло провести два дня в Косово.

День первый

Первый день, пожалуй, оказался самым напряженным и ответственным. Нам надо было как-то доехать до Косовской Митровицы, чтобы встретиться там с дечанцами и вместе с ними отправиться в женский монастырь Девич, куда мы везли пожертвования.

Косовская Митровица находится на территории современного Косово. Этот город разделен мостом через реку Ибар на две части: сербскую и албанскую. Это будто два государства, объединенные одним географическим названием, каждое из которых живет своей жизнью. С одной стороны - сербские триколоры, узнаваемые надписи на домах, православные храмы, а с другой - минареты мечетей, красные флаги с черным двуглавым орлом, - все чужое и не близкое... От одного только взгляда по ту сторону моста душу сковывает какой-то леденящий холод. Но среди этого холода и отчуждения есть островки благодати и чистоты, хранители веры - православные монастыри.

Косовская Митровица Мост через реку Ибар в Косовской Митровице

До Митровицы мы доехали на обычном рейсовом автобусе. Единственное, чем отличалась эта поездка от обычного междугородного маршрута, -переезд через границу, разделяющую Сербию и Республику Косово, а также находящиеся там миротворцы, внимательно изучающие всех проезжающих.

Мы, кстати, сразу попали в их поле зрения. В основном, на рейсовых автобусах ездят местные, и их лица миротворцы давно уже запомнили, а тут вдруг две инокини, да еще неизвестно откуда. Их удивление стало еще сильнее, когда они увидели наши паспорта: «Россия?! Белоруссия?! Как вы сюда попали? У вас есть приглашение?» По правде говоря, мы немножко растерялись от такой реакции. Но, слава Богу, это продолжалось недолго. Мы с уверенностью ответили, что для граждан России и Беларуси никаких приглашений не надо и вообще, нас уже давно ждут в Косовской Митровице дечанские монахи. После небольшой паузы и вопросительно-удивленного ответа «Да?!» миротворцы забрали наши паспорта и в скором времени вернули нам их в целости и сохранности.

Отец Серапион В Митровице нас уже ждал отец Серапион. В монастыре он уже около 17 лет. Нужно немножко рассказать о нем. Отец Серапион пришел в Высокие Дечаны, когда ему было 24 года. Он один из немногих среди братии, кто имеет священный сан, поэтому одним из главных его послушаний является несение череды богослужений. А еще он трудится в иконописной мастерской монастыря - пишет замечательные иконы. Это была наша первая встреча с ним, но возникло ощущение, что мы уже давно друг друга знаем, и поэтому наше дальнейшее общение шло достаточно просто и естественно. Надо сказать, что отец Серапион оказался очень живым человеком, с тонким чувством юмора. Это помогало быть открытой в общении с ним, не иметь каких-то дистанций.

С отцом Серапионом были еще два брата. Мы сели в небольшой микроавтобус, или, как они говорят, «комби», и направились «по ту сторону». Проехав немного, остановились. Наш водитель быстро выскочил из машины и засуетился вокруг нее. Мы сначала не поняли, но потом догадались: он ставил косовские номера, так нужно здесь в целях безопасности. И вот, когда все условности были позади, наш «комби», «растворившись» в общем потоке местного транспорта, смело направился к монастырю Девич.

Введенский храм Когда мы подъезжали, даже не верилось, что вот то, к чему мы столько времени готовились и стремились, сейчас окажется совсем близко. Надо сказать, что монастырь находится в одном из самых опасных мест. В 2004 году во время мартовского погрома он был сожжен албанскими экстремистами. И сегодня матушки не чувствуют себя в безопасности, хотя и находятся под охраной косовской полиции. Поэтому ворота монастыря всегда держат закрытыми. Когда мы подъехали, нам открыли не сразу. Отцу Серапиону пришлось не раз звонить по телефону, чтобы сообщить о нашем приезде.

Ворота открыла матушка Анастасия. На ее лице были удивление, радость и одновременно тревога. Она пригласила нас войти. Она ничего не говорила, ничего не спрашивала, только смотрела в глаза и, честно сказать, от этого становилось как-то неловко. В голове мелькнула мысль: «Неужели так и должно быть?» Настолько неожиданной была наша встреча. Я, признаюсь, ожидала, что нам начнут задавать какие-то вопросы, выражать какие-то эмоции. А здесь просто глаза, смотрящие прямо в душу, и ни одного слова. Чтобы как-то эту ситуацию изменить, я стала рассказывать, кто мы, откуда приехали. Матушка улыбнулась и повела нас в храм.

Встреча с матушкой Анастасией В храме пахло ладаном, - там недавно закончилась Литургия, которую, кстати, совершал отец Серапион, перед тем как встретить нас в Митровице. Мы остановились посередине храма. Было чувство, что матушка чего-то от нас ожидала, хотя ничего о нас и о том, что мы собираем пожертвования для ее монастыря, она не знала. Я от волнения сразу же стала доставать из сумки конвертик: «Вот, мы хотим передать вашему монастырю небольшое пожертвование. Это деньги, которые давали люди». И знаете, она спокойно, без всяких эмоций, благодарностей взяла этот конверт. Как будто мы заранее с ней договорились и теперь встречаемся в назначенном месте и в назначенный час. Матушка Анастасия Это было так удивительно! Ты ожидал, что человек будет благодарить, будет как-то выражать свои чувства, а здесь не было этого. И в этом усматривалось такое смирение - неподдельное... Такое может быть только у человека, который прошел большую школу смирения и скорбей, которые очистили его весь чувственный состав. И это неудивительно, ведь мать Анастасия за свою жизнь в монастыре (а она пришла сюда, когда ей было 12 лет) пережила очень многое. Одни только албанские погромы 2004 года сколько принесли потрясений и в духовном плане, и в физическом. Да и вообще каждый день в Косово для православного человека, а тем более серба, может оказаться последним. Поэтому такое постоянное напряжение и боль сердца за монастырь, за сестер, за косовскую землю наложило свой отпечаток. Этим объясняется и молчание, и тревога при нашей встрече.

И вот мы находимся в храме древнего сербского монастыря, у мощей прп. Иоанникия. Лично у меня возникло ощущение, что я уже здесь была: все казалось таким дорогим и близким. И святой как будто ждал нас: когда мы вышли из храма, то неожиданно сами по себе зазвонили колокола. Матушка растерялась, стала искать в кармане пульт, чтобы отключить звон (интересно, что у них колоколами на звоннице можно управлять дистанционно), но ничего не выходило. Она была встревожена, что они звонят, потому что это было днем и могло насторожить местное население. Тогда она пошла на «звонник» и пыталась «успокоить» колокола вручную. А для нас это было настоящим чудом! Мы радовались как дети. Матушка тоже стала улыбаться и говорить: «Что это с ними?» Вот так и произошло наше знакомство с монастырем Девич.

Иконостас Введенского храма Вход к мощам прп. Иоанникия Надгробие над мощами прп. Иоанникия

Перед отъездом из монастыря После храма матушка повела нас в корпус на так называемое «послужение». «Послужение», или угощение, - замечательная сербская традиция: когда приезжают гости, их приглашают в специальную комнату, или «салон», где предлагают сначала воду, чай, кофе, сок и что-нибудь сладкое. Во время «послужения» люди общаются, знакомятся. Так и здесь было. Мы оказались в просторной комнате. Матушка Анастасия усадила нас за большой стол. Нам предложили ароматный кофе и печенье. Признаться, у меня было желание побеседовать с матушкой, сделать небольшое интервью о том, как живут сестры. Монастырский двор Но я сомневалась, что это получится, поэтому даже не настраивалась и не готовила заранее вопросы. Но когда мы сели, я просто стала спрашивать о том, как они живут, сколько сестер в монастыре, и незаметно мы начали говорить о том, что волнует нас самих. Наш разговор перешел в совершенно другое русло. Мы почувствовали, что можем спросить у матушки о каких-то своих внутренних вопросах. Меня удивило, с какой простотой и открытостью она отвечала нам. Во время беседы она предлагала нам покушать что-то более существенное, чем чай, но нам это уже было не так важно, главное, чтобы не оборвался наш разговор, чтобы успеть напитать душу живым духовным словом. Ведь матушка Анастасия с 12 лет в монастыре, и слово из ее опыта очень важно. Это большая редкость в наше время - встретить такого человека и пообщаться с ним. Нашу беседу удалось записать на диктофон, поэтому фрагменты ее мы сможем опубликовать на нашем сайте.

По дороге в Высокие Дечаны Мы не заметили, как пролетели полтора часа и следовало уже заканчивать нашу беседу, хотя матушка ради нас готова была еще жертвовать своим временем и вниманием. Пока мы спускались во двор, а потом еще раз прикладывались к мощам прп. Иоанникия, матушка Анастасия успела сбегать в церковную лавку и принести нам небольшие подарки. Это было так трогательно! Не хотелось нам расставаться, часть сердца оставалась здесь, но надо было ехать дальше, в Высокие Дечаны...

Продолжение следует...

http://obitel-minsk.by/_oid100095226.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Косово
Косовская «баница»: рождественская мамина молитва
Сербы делятся рождественской радостью – не только кулинарными рецептами и этнографическими сведениями, но и умением хранить свет Рождества Христова в сердце
09.01.2024
Балканские шахматы, домино и напёрстки
Давление со стороны «Сербии против насилия» использовано, чтобы сделать Вучича ещё более кооперативным
05.01.2024
«Вучич на полную сдачу позиций по Косово не пойдет»
Однако сербский лидер вынужден очень серьезно маневрировать и идти на уступки Европе по целому ряду вопросов
21.12.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40