- Каково сочетать иерейское служение с работой фоторедактора? Это тоже часть Вашей священнической проповеди?
Семья священника Тимофея Куропатова |
- Кто придумал "Славянку"?
- Эта идея пришла в голову именно главному редактору - Сергею Владимировичу. Ехал он однажды по какой-то трассе, и увидел рекламу: девушка оголяет ногу, а под этим всем надпись: "Каждый должен согрешить!" К сожалению, современный человек все чаще проповедует ценности, которые не соответствуют уже не только христианским заповедям, но и просто нравственным идеалам, это уже на каждом углу, на каждом телеканале. Надо что-то делать. И он принял решение создавать журнал, привлек к этому меня.
- Можно сказать, что "Славянка" - ответ на этот вызов?
- Да, многие СМИ пропагандируют иные ценности, но наша задача - это несение доброты, света, радости. Даже когда мы выбираем девушку на обложку, для нас самое главное - и я это говорю всем фотографам - чтобы она излучала счастье. Счастливое лицо - первая задача. Потому что если мы посмотрим на светские журналы, девушки там зачастую демонстрируют другие эмоции. Характерные скорее для тех, кого принято называть "стервами". А это угрюмые, холодные лица. Наша задача - показать, что в мире есть и свет, есть чистые, светлые, красивые люди. Нужно дать читателю лучик света. Но вместе с тем мы стараемся соответствовать основным медийным критериям. Не только обсуждать православные или семейные проблемы, но и на высоком уровне держать визуальный план: фотографии должны захватывать.
- В большинстве СМИ не любят размещать фотографии пожилых, инвалидов, больных - тех, кому в первую очередь нужно христианское милосердие. Предпочитают реальность, откорректированную "Фотошопом". "Славянке" удается быть объективной и не приглаженной?
- Мне кажется, да. Мы берем такие темы и оформляем их не очень приятными на взгляд обывателя картинками. И это вполне оправданно. Но есть случаи, когда такой подход не бесспорен.
- Например?
- Когда речь идет об алкоголизме, наркомании и других пороках. Хотя это бывает редко, и такие материалы, как правило, очень сложны для оформления.
- Почему?
- Православной публике эти темы надо подавать не так, как подал бы светский фоторедактор. Он взял бы алкоголика, положил куда-нибудь на лавочку и снял, а мы так не можем. Потому что если мы фиксируем человека в ужасном состоянии, мы невольно это пропагандируем. Ведь когда по ТВ показывают ЧП, убийства, тоже не говорят, что это хорошо. Но ежедневная фиксация на такого рода "натуре" приучает к мысли, что она вокруг нас, что это нормально. Такой подход нас не устраивает.
- И как выходите из положения?
- Приходится искать картинки, которые показывают явление, но не вызывают каких-то сильных чувств. Мой знакомый фоторедактор, который работает в "Русском репортере", говорил: "Да, сложная у вас задача. Я вам как профессиональный фоторедактор скажу: чернушных фотографий много, а счастливые и улыбающиеся я бы "выбрал" целиком за два дня. И дальше не знал бы, чем оформлять".
- Сегодня герой медиа - молодой, здоровый, успешный, звездный персонаж, говорящий слоганами. Утрачена культура беседы. Зато появился феномен колонки - своеобразного гетто, где дозволяется философствовать и эту самую культуру проявлять. У вас в журнале нет колонки, но во всех материалах происходит эта самая беседа с читателем. Как удалось сохранить живые интонации и смыслы?
- Это и минус и плюс. В какой-то мере мы действительно похожи на альманах. У нас нет сверхоперативных новостей: что-где-когда случилось. Конечно, мы реагируем на происходящее, на инициативы патриарха, например. Но в относительно свободном режиме. Приглашаем епископа, который обсуждает нравственные и социальные проблемы. Но следить за новостями - не наша задача. Знаете, убиенный отец Даниил Сысоев говорил: "У Церкви нет своего мнения, у нее есть мнение Бога". И мы стараемся передать голос Христовой правды, а не чье-то мнение или видение. В этом основное наше отличие от светских СМИ.
- Но женский журнал изначально сугубо светский, а теперь уже глянцевый формат. Вы - православное издание. "Православный глянец" тоже имеет право на существование?
Беременность |
- О православной журналистике всегда спорили. Всегда задавали вопрос: живет ли она по собственным законам или как все другие медиа.
- Сейчас православная журналистика довольно разнообразна. Есть, скажем, "Правмир", а есть ваш портал, есть "Фома" и "Наследник". "Славянка" ориентирована на консервативные взгляды, но не в журналистике, а в самом православии. Этот проект с самого начала был сделан не столько журналистами, сколько православными людьми. И для нас не очень-то важно отвечать стандартам журналистики как науки. Потому что мы отталкиваемся не от журналистики, а от жизни. Я слышал от некоторых журналистов, что "Славянка" не совсем "медийный" продукт. Но я считаю: если хотите что-то делать лучше - делайте то, что считаете нужным. А "Славянка" живет уже семь лет, мы постоянно увеличиваем тираж и получаем благодарности.
- Почему журнал направлен в первую очередь именно на женскую аудиторию?
- Мы прекрасно знаем из Житий, что многие святые были воспитаны своими благочестивыми матерями. Если не останется целомудренных, порядочных и богобоязненных женщин, то наше общество, скорее всего, умрет. Задача мужчины - обеспечить семью, а женщина занимается в основном воспитанием детей. От матерей, можно сказать, зависит наше будущее и будущее наших детей. Именно поэтому наш журнал направлен на женскую аудиторию, поддержку нравственности и всего того, что ждет от нас Господь.
- Но работа в православном женском журнале, наверное, требует ответов на непростые вопросы.
- Например?
- Насколько я знаю, не одно поколение новоначальных "феминисток" обижалось на известную фразу "жены ваши в церквях да молчат" (ап. Павел) .
- Я никогда с этой проблемой не сталкивался. Вот скажите сами, кто считается "Честнейшей Херувим и Славнейшей Без Сравнения Серафим"?
- Божья Матерь.
- А это высший ранг в ряду святых. И не через мужчину, а через женщину Христос пришел в мир. Конечно, есть разные правила поведения мужчин и женщин в церкви, обусловленные традицией, но вряд ли это что-то меняет по существу. Вот, например, в исламе женщина не может попасть в рай, если туда не попадает мужчина, а муж может дать развод без определенных условий, просто сказав "разведена" три раза, и все. В христианстве женщина выступает равноправным участником в жизни семьи, и путь к Богу мужчины и женщины один и тот же. В древней Церкви - и это осталось у католиков - были диакониссы, которые занимались социально-хозяйственными делами наравне с дьяконами. А в русской Церкви огромное количество женщин-святых. Когда мы заходим в храм, мы всегда видим, что женщин там больше, чем мужчин. Я бы сказал, что православие - самая демократичная в этом плане религия.
- Вам 31 год, и у Вас уже четверо достаточно взрослых детей. Что дал Вам собственный опыт семейной жизни?
- Я много думал о том, когда лучше создавать семью. По-моему, раньше все-таки лучше. В молодости люди легче притираются друг к другу, многие проблемы решаются проще. И наоборот, когда затягивают с выбором второй половинки, потом бывает труднее принять верное решение. Конечно, в браке есть и радости, и трудности... Но если спросить: "Хочешь ли иметь семью, детей?", почти любой двадцатилетний уже ответит: "Хочу". И тогда возникает вопрос: а зачем затягивать?
- Иногда говорят: я поднакоплю немного денег, заработаю квартиру, машину, дачу, а уж потом семью заводить стану.
- Первый ребенок у меня родился в 21, когда я и сам еще был не сильно взрослый. А вот смотришь - рядом уже маленький человек, которого ты понимаешь даже больше, наверное, чем если бы тебе было 40. Жизнь - она диктует свои условия, конечно. Но чем жестче условия, тем быстрее учишься преодолевать трудности. Если отодвигать семью на неопределенное время, этого стимула нет. С годами человек становится консервативнее, у него складываются житейские привычки, их потом куда труднее ломать, нежели приобретать. В общем, утверждение, что "семья - это малая Церковь" - не просто красивые слова. Думаю, любой православный человек чувствует это на себе. И вполне возможно, что наибольшая в том заслуга - нашей прекрасной половины.
- Что-нибудь хотели бы сказать напоследок?
Апостол Павел писал: "Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите, сия бо есть воля Божия в Вас!" Мне кажется, что эти слова должны быть девизом каждого христианина.
Помощи всем Божией!