Нерушимый столп православия - так говорят о твердынях Вселенной, церквях, прочно стоящих на нашей земле и в то же время возносящихся над ней, уходя в бесконечность. На крымской земле таких твердынь, снискавших мировую известность, много. Одна из них - севастопольский Владимирский собор, отличительная особенность которого, делающая его уникальным - он служит ещё и усыпальницей достойнейших сынов Отечества.
Повелением императора
Владимирский собор был воздвигнут на центральном городском холме города русской славы более ста лет назад. Это один из немногих сохранившихся со второй половины XIX века храмов города. Началась его история с посещения Севастополя в октябре 1825 года Александром I. Император высказал пожелание увековечить знаменательный факт отечественной истории - крещение великого князя Владимира - возведением величественного храма. Был объявлен конкурс на создание проекта. «Храм предполагалось построить на добровольные пожертвования, поэтому был объявлен всероссийский сбор средств. Пожертвования шли от разных слоёв населения России», - рассказывает настоятель храма отец Алексий (Тупиков).
Первое место в конкурсе занял проект архитектора Константина Тона, знатока церковного зодчества, сторонника русско-византийского стиля. По его замыслу храм-памятник предполагалось построить на территории Херсонеса, на месте базилики, в которой принял крещение Владимир. Были утверждены план, фасад и профиль храма. Но в течение нескольких лет распоряжений о начале строительства не поступало. С мёртвой точки дело сдвинуло обращение командира Черноморского флота адмирала Михаила Лазарева в июне 1842 года к императору Николаю I, в котором он испрашивал позволения «воздвигнуть храм во имя святого Владимира не в Херсонесе, а в центре Севастополя, где он с пользой для жителей может быть, как драгоценный для каждого россиянина памятник, чаще посещаем, нежели за несколько вёрст от города». Через месяц было получено разрешение. Император сам указал на плане города место для строительства собора - на вершине Центрального городского холма.
«Адмирал Лазарев до кончины от тяжёлой болезни 11 апреля 1851 года уделял большое внимание строительству, - продолжает рассказ отец Алексий. - Он заказал в Италии иконостас, мраморные детали для отделки и иконы на медных досках. Вместе со святителем Иннокентием разработал порядок расположения икон. Многое из заказанного адмиралом было доставлено в Николаев при его жизни, но во время Крымской войны 1853-1856 годов оказалось утрачено. Адмирал скончался в Вене, было решено доставить тело в Севастополь для погребения в склепе на территории строящегося собора».Собор-памятник
Первым захоронением в усыпальнице было погребение адмирала Лазарева. А 7 марта 1855 года на Камчатском люнете близ Малахова кургана был убит преданный ученик Лазарева контр-адмирал Владимир Истомин. Адмирал Павел Нахимов предложил похоронить его в склепе будущего собора. На панихиде сказал: «Есть место ещё для одного, лягу хоть в ногах у своих товарищей». А в письме брату Владимира Истомина Константину написал: «Три праха в склепе Владимирского собора будут служить святынею для всех настоящих и будущих моряков Черноморского флота». 28 июня 1855 года его положили в то место, где он стоял при погребении Истомина, им самим себе уготованного в предчувствии, что падёт за Севастополь. Так ещё не достроенный собор стал усыпальницей выдающихся адмиралов Российского флота, памятником героям обороны Севастополя 1854-1855 годов.
Позже в нижней церкви во имя святого Николая Чудотворца с 1869 по 1920 годы захоронили ещё девять адмиралов флота: П. Карпова, И. Шестакова, П. Перелешина, С. Тыртова, Г. Чухнина, В. Шмидта, И. Дефабра, И. Дикова и М. Саблина. И стал собор памятником.
Церковная служба в соборе всегда имела свои особенности. Вот как о них рассказывает отец Алексий:- Прихода в храме не было, поэтому все необходимые работы выполняли матросы. В соответствии с высочайше утверждённым регламентом, богослужения проводились только по воскресеньям, в дни церковных праздников, в дни рождения и дни тезоименитств императора и членов императорской семьи, а также в дни памятных событий, связанных с историей Крымской войны и обороны Севастополя 1854-1855 годов, в дни важнейших исторических дат в истории России. На богослужении присутствовали командование Черноморского флота и севастопольского гарнизона, офицеры флота и крепости, представители городского самоуправления и местной аристократии. На службу приходили и жители близлежащих кварталов центральной части города.
Едва не сравняли с землейПосле революции Владимирский собор, как и тысячи других православных храмов, постигла трагическая судьба. Все они стали официально именоваться «культовыми учреждениями». Осуществлялся лозунг: «Церкви сравняем с землёй». В 1918 году, когда церковь была отделена от государства, главный адмиралтейский собор Севастополя из Морского ведомства перешёл в ведение Таврической епархии Московского патриархата. Военно-морское духовенство было ликвидировано, праздники отменены. Военное духовенство стало возрождаться с созданием Белой армии на контролируемых ею территориях. При штабе главкома Вооружённых сил Юга России генерала Антона Деникина «для обслуживания духовных потребностей в войсках армии и флота, поднятия в них религиозно-нравственного сознания и развития в защитниках Родины чувства патриотизма и преданности долгу» было образовано военно-церковное ведомство. Возобновились богослужения, которые сопровождались проповедями священника. Особой торжественностью отличалось служение во Владимирском соборе литургии 24 марта 1920 года - в день назначения главнокомандующим всеми вооружёнными силами на Юге России генерал-лейтенанта барона Петра Врангеля, который находился среди молящихся.
После установления в декабре 1920 года в Севастополе советской власти, которая проводила государственную политику воинствующего атеизма, начались кражи церковного имущества. А позднее по постановлению президиума ЦИК Крымской АССР от 4 мая 1932 года собор и вовсе был закрыт, а церковное имущество передано в Гохран.
- Более трёх десятилетий шло возведение храма Святого Владимира, неповторимого по архитектуре и внутреннему убранству, и почти столько же времени - с 1932-го по 1965 год собор подвергался разрушению, - говорит отец Алексий. - В 1931 году, когда здание передавали Осоавиахиму, был вскрыт склеп и уничтожены останки адмиралов. В храме долгое время размещались мастерские авиационного спортивного общества, склад. В период обороны Севастополя 1941-1942 годов в соборе располагались госпиталь, бомбоубежище и даже корректировочный пост первого гвардейского отдельного артдивизиона, который корректировал огонь по позициям противника на Северной стороне. Храм очень пострадал во время бомбёжек и обстрелов города. К счастью, прямых попаданий бомб не было, но был разрушен северный фасад, изуродован купол - от него остался лишь металлический каркас, осколками иссечены стены и колонны, утрачена большая часть настенной росписи, повреждены мраморные плиты на стенах и утрачены тексты на них, полностью разрушен мозаичный пол и иконостасы верхнего и нижнего храмов.
Глумление над прахом адмиралов продолжалось и после войны. В 1950-е годы не раз поднимался вопрос о дальнейшей судьбе собора. Решали: взорвать его, превратить в музей или, сняв купол, открыть здесь церемониальный зал для вручения знамён, чествования отличившихся передовиков.
- К счастью, возобладал разум?
- Да, специальным решением в январе 1965 года было решено собор восстановить. Что и было сделано в 1971 году.
Музей и храмВ 1973 году собор решением Севастопольского горисполкома был передан Музею героической обороны и освобождения Севастополя, стал его филиалом. С этого времени всеми научно-реставрационными работами занимался музей. Деньги собирали всем миром. В середине 1990 года офицеры Черноморского флота создали православную общину собора. Она была зарегистрирована решением исполкома Севастопольского городского Совета народных депутатов 1 октября 1991 года. А уже 20 октября верхний храм собора был вновь освящён.
При обследовании склепа среди мусора были обнаружены обломки костей адмиралов. 29 февраля 1992 года священному праху великих адмиралов были отданы воинские почести, и после торжественного молебна, который провел владыка Василий, епископ Симферопольский и Крымский, в присутствии командующего Черноморским флотом адмирала Игоря Владимировича Касатонова, ветеранов флота, тысяч севастопольцев, потомков славных адмиральских фамилий, они были перезахоронены во вновь оборудованной усыпальнице.
Одиннадцать захоронений в нижней церкви объединяет общее надгробие в виде большого креста из чёрного мрамора. На внутренних стенах храма записаны имена офицеров, особо отличившихся при обороне и удостоившихся ордена святого Георгия. Фрески Владимирского собора расписал известный художник академик А. Корнеев, орнаментальная роспись стен и свода выполнена швейцарским художником Р. Изелли, а мраморные работы (иконостас и клиросы, облицовка колонн) - В. Бонанни, скульптором из Италии.
Продолжаем беседу с настоятелем храма отцом Алексием.- Восстановление храма продолжается до сих пор?
- С Божьей помощью, при содействии руководства города. Используем собор совместно с музеем, вместе и восстанавливаем. Возрождаем традиции морского храма. Освящали кортики выпускников школы мичманов и прапорщиков, благословляли их на дальнейшую службу. 12 июня 1997 года были освящены Андреевские флаги и вымпелы кораблей Черноморского флота России. Каждый год в день рождения Черноморского флота в соборе в присутствии командующего Черноморского флота РФ и командующего ВМС Украины служится панихида по погибшим в оборонах Севастополя. В соборе отмечаются все скорбные даты.
Может ли быть иначе, ведь Владимирский собор-усыпальница неразрывно связан с героической историей легендарного Севастополя.
_________________Фото - http://hersones.org.ua/ и автора