В тени большого города

0
450
Время на чтение 6 минут

Юрьев-Польской - маленький городок, затерявшийся в бескрайних просторах Владимирского Ополья. Вообще-то во всех энциклопедиях и даже в Википедии написано Польский, но мне больше нравится Польской - такое название точнее характеризует место, негласной столицей которого являеся город. 

Феномен Русского Ополья уходит своими корнями в глубокое прошлое, когда на территории, заселенные чудью, пришли славянские племена, вырубили дремучие леса и начали осваивать и распахивать землю. Земля эта оказалась столь плодородна и обильна, что активно осваивается и в наше время: на протяжении всей нашей небольшой поездки мы видели вспаханные, засеянные, ухоженные поля. На фоне всеобщего упадка сельского хозяйства в стране это выглядит очень обнадеживающе.

 

 

 

 

 

Рассвет мы встречаем в Юрьеве-Польском. Туман висит над городом. Солнце пробивается сквозь густую пелену, делает картину совершенно фантастической. Дворники в рыжих фуфайках метут улицы, торговцы на площади разворачивают палатки, многочисленные таксисты предлагают отвезти вас куда угодно. Город оживает. С городского вала открывается вид, ставший уже классическим, - многие помнят его по фильмам «Золотой теленок» с Сергеем Юрским и «Юрьев день».
 

Юрьев-Польской всего на пять лет моложе Москвы. Основанный в 1152 году князем Юрием Долгоруким, город довольно долгое время находился в центре грандиозных исторических событий, потрясавших Русские земли с постоянством, достойным лучшего применения. Город помнит кровавые междоусобицы русских князей, многочисленные набеги монголо-татар. В Смутное время не обошли стороной его и войска Лжедмитрия II. После польско-литовского разорения город потерял свой исторический статус и превратился в заштатное провинциальное поселение в составе Московской губернии.

   

Несомненно, главной достпримечательностью города, его жемчужиной является Георгиевский собор, памятник белокаменного зодчества домонгольского периода, коих в современной России осталось - по пальцам пересчитать. На стенах собора Евангельские события соседствовали с изображениями языческих символов, разнообразных львов, грифонов. Есть даже изображение слона с заячьими ушами, столь любимое милыми музейными барышнями и туристами. «Каменная роспись» собора была для того времени уникальной и, пожалуй, нигде более не повторялась.

Впрочем халтурить строители умели, видимо, не только в наше время. Красавец-храм простоял чуть более двухсот лет и, как пишут в некоторых источниках, «внезапно разрушился». Произошло это печальное событие в середине 1460-х годов. На восстановление собора московский князь Иван III отправил своего лучшего мастера Василия Ермолина, который из обломков старого собора собрал новый. Восстановить собор в прежнем облике не удалось, новый собор стал гораздо ниже, получился приземистым, как будто врос в землю. Нарушился и узор каменной резьбы.

Мы спешим на встречу с отцом Афанасием, игуменом Михайло-Архангельского монастыря, в стенах которого расположился музей. Монастырь этот заложен был Святославом Всеволодовичем, в 1238 году разорен ханом Батыем и долгое время пребывал в запустении. Свой современный вид он приобрел в конце XVIII, начале XIX века. В советское время монастырь был закрыт, часть помещений отдали под музей. В 2008 году обитель вновь была открыта. Его братия сейчас -всего-то три насельника вместе с игуменом, да еще несколько трудников.

Отец Афанасий говорит, что проблем с музеем у них нет, места хватает всем, туристы, приезжающие в музей, заходят и в храм, что само по себе уже немаловажно. Да вот и директор музея, женщина воцерковленная, поет в церковном хоре. Только службы проходят очень редко - по большим праздникам и в выходные дни. Да и прихожан мало: монастырь стоит, в «историческом центре», да только центр этот расположен на окраине, и жителей здесь крайне мало.На наш вопрос, как в провинции реагируют на события, что сотрясают сейчас Москву, серьезно отвечает, что здесь и без взбалмошных девчонок проблем хватает -пьянство, безработица, нищета, социальное расслоение захлестнули провинцию, и выхода из этой ситуации не видит никто.

На выезде из города наше внимание привлекла огромная колокольня - практически все, что осталось от некогда существовавшего Петропавловского монастыря. Присмотревшись, в густых зарослях можно рассмотреть остатки стен стоявших когда-то на этм месте церквей и соборов. Местные краеведы рассказывали нам, что монастырь этот восстанавливает практически в одиночку монахиня матушка Серафима.  

Наш путь лежит в Городище - небольшую деревушку недалеко от Юрьева-Польского. Считается, что здесь, на берегу реки Липица, в 1216 произошла битва между новгородскими, псковскими, смоленскими князьями, ставшая знаменитой потому, что была, возможно, самым кровавым и жестоким сражением славян со славянами. После него ослабленные славянские дружины не смогли уже противостоять нашествию Батыя.

На месте древнего городка - одинокая колокольня, ров да земляной вал. Возле сельского магазина тусуется подвыпившая молодежь. Создается впечатление, что печальные последствия той далекой битвы сказываются до сих пор.

 

 

А мы отправляемся в старинное княжеское село Подолец. В селе с более чем восьмисотлетней историей стоит необычный храм, построенный в XVII веке князьями Милославскими, сподвижниками Ивана Грозного. В подолецком храме два этажа и четыре придела - для сельского храма это большая редкость. Здесь захоронены князь Сергей Михайлович Милославский и две супруги князя Михаила Васильевича. Но давно уже никто не помнит, когда вынесли из храма надгробия и куда они подевались.

В храме ведутся реставрационные работы. Но сам храм закрыт, попасть в него невозможно. Только по большим праздникам проходят здесь службы, на которые собирается достаточно много народу.

По дороге из Юрьева-Польского в Переславль останавливаемся в Симе. Здесь, на территрии храма Димитрия Солунского, недавно был открыт памятник Петру Багратиону, герою войны 1812 года, который скончался в имении князей Голицыных.

 

 

 

Возвращаемся в Москву. Небольшое село на нашем пути. Разрушенная церковь, деревянный магазин - словно картинка из советского прошлого. Бдительная продавщица, увидев фотоаппарат, выскочила из-за прилавка и, не дав опомниться, взяла в оборот:  а вы кто такие, а вы зачем тут, а кто разрешил фотографировать. Еле отбились. Пустые полки магазина  - как эхо прошлого. Одинокая бабуля сидит на лавке - то ли время пришла скоротать, то ли купить чего.

Полную версию фоторепортажа смотрите тут

Фото автора

За предоставленные автомобили благодарим ЗАО "Крайслер РУС" 


http://www.foma.ru/v-teni-bolshogo-goroda.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Ештокин
Сидеть им еще много лет - но души их уже на свободе
Фоторепортаж с праздника Покрова в Бутырской тюрьме
20.10.2015
Никто не знал, что они - монахи
Выставка «Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря в 1920-1950-е годы»
08.09.2015
Все статьи Владимир Ештокин
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
22.11.2024 19:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Сергей из НН
22.11.2024 19:01
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
22.11.2024 17:53
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от влдмр
22.11.2024 17:23
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Апографъ
22.11.2024 16:54