itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Энрико Карузо: как нужно петь

В Италии открылся музей великого певца

0
283
Время на чтение 5 минут

Недалеко от Флоренции, среди тосканских холмов, усеянных кипарисами, раскинулась вилла Беллосгуардо, окруженная великолепным парком с причудливыми скульптурами. В 1906-м ее приобрел Энрико Карузо, который оставался здесь хозяином вплоть до своей смерти в 1921 году.

К моменту покупки виллы Карузо был уже всемирно известным певцом, кумиром публики Европы, Северной и Южной Америк. Он владел и другими виллами и домами, но именно с этим местом, находящимся рядом с маленьким городком Ластра-а-Синья, был связан особенно яркий и запоминающийся период его жизни, наполненный любовью, ревностью и болью измены.

После смерти певца вилла перешла его потомкам, затем поменяла несколько хозяев, и в 1995 году была куплена муниципалитетом Ластра-а-Синья.

Мэр городка Карло Наннетти захотел сделать виллу Карузо центром туристического притяжения и не побоялся вложить в проект немалые деньги, твердо веря в то, что «культура является нашим подлинным богатством, которое никакая глобализация не сможет разрушить».

В последнее время к судьбе и творчеству великого певца проявляется немалый интерес. Жизнь Энрико Карузо была яркой, насыщенной событиями и короткой. Он родился в 1873 году в бедной семье в Неаполе, начав певческую карьеру в церковном хоре и распевая с друзьями песни на улицах. Большой удачей для юного Карузо стала встреча с профессором пения Гульельмо Верджине, который не только занимался с ним вокалом, но и за свой счет устроил его в школу, чтобы дать Энрико общее образование.

Восхождение к славе Карузо, вопреки распространенному мнению, отнюдь не было быстрым и простым. Певец, с чьим именем впоследствии стали ассоциироваться красота и мощь человеческого голоса, познал и сомнения, и горечь поражений. Его дебют в Неаполе прошел безо всякого успеха, многие критики считали, что у него не тенор, а баритон, и он поет не свои партии. Забегая вперед, скажем, что родной город так и не признал своего сына. В 1901 году певец был освистан в театре Сан-Карло и поклялся перед статуей св. Януария, покровителя Неаполя, больше никогда не петь в нем.

Постепенно Карузо начинает выступать во многих итальянских городах, едет с гастролями в Египет, но настоящий успех к нему приходит в миланском театре Ла Скала, где он встречается с выдающимся дирижером Артуро Тосканини. Его приглашают европейские театры, в 1899-1900 годах Карузо с триумфом поет в России.

Он выступал в Петербурге зимой, и, несмотря на 36-градусный мороз, на улице после спектаклей его ожидала толпа восторженных поклонников.

В феврале 1901-го Карузо поет партию Фауста в Ла Скала в опере «Мефистофель» Арриго Бойто, возобновленной после почти двадцатилетнего перерыва. За дирижерским пультом стоит Артуро Тосканини, а партнером Карузо оказывается молодой Федор Шаляпин, который блестяще исполнил роль Мефистофеля. Это становится первым зарубежным выступлением русского баса, которое открыло для него двери театров всего мира. С Карузо его на долгие годы связали дружеские отношения, и они неоднократно выступали вместе.

В 1903 году неаполитанский певец завоевывает Америку и с огромным успехом много сезонов подряд поет на сцене нью-йоркского театра Метрополитен-опера. Его гонорары неуклонно растут, но он щедр и занимается огромной благотворительной деятельностью, не забывая помогать и своим соотечественникам, приехавшим в Америку в поисках фортуны. Одновременно он много записывает на пластинки не только отрывки из опер, но и любимые им неаполитанские песни.

Карузо был удивительной и многогранной личностью, напоминающей по масштабу своего дарования Шаляпина. Он был не только уникальным певцом, «со слезой в голосе», но и автором нескольких песен и книги «Как нужно петь», великолепным карикатуристом, акварелистом, скульптором. Все эти качества помогали ему создавать на сцене образы, которые глубоко проникали в сердца слушателей.

Ф.И. Шаляпин писал о своем выдающемся коллеге: «Карузо внес в оперный театр подлинную душу итальянских мастеров. Он достиг таких идеалов, каких не удавалось достичь ни одному певцу».

Карузо действительно обладал феноменальным голосом, позволявшим ему исполнять не только обширный теноровый репертуар, но и баритональные и даже басовые партии. Однако именно яркость его личности и широта культурных интересов позволили ему стать фигурой такого масштаба, интерес к которой не угасает до сих пор.

Певец находился на вершине успеха и славы, когда однажды, совершая прогулку среди долин и холмов Тосканы вместе со своей возлюбленной, певицей Адой Джакетти, увидел виллу Беллосгуардо и был очарован ею. С этим местом в дальнейшем в его сознании будет связан образ любимой женщины, матери его двоих сыновей Родольфо и Энрико-младшего. Карузо и Ада Джакетти познакомились на одном из совместных выступлений в 1897 году. Карузо без памяти влюбился в Аду, но она вначале не замечала его. Со временем, когда стала восходить звезда певца, она ответила на его любовь, оставив семью и соединившись с ним, но частые отлучки Карузо, его непрекращающиеся гастроли и ревность Ады к его мимолетным увлечениям охладили их отношения. Ада не только оставила его, сбежав с их личным шофером, но и подала на певца в суд, пытаясь добиться денежной компенсации.

Об этих счастливых и горестных моментах жизни великого Карузо теперь напоминают многочисленные фотографии на вилле Беллосгуардо, где в этом году открылся музей певца. Мы видим Карузо с Адой Джакетти и с сыновьями, затем вместе с адвокатами, которые защищали его в суде, а позже с новой семьей - женой Дороти и маленькой дочкой Глорией.

Особенно любопытна одна из ранних фотографий, на которой певец, не имея подходящей к случаю рубашки, обернут в занавес. На вилле выставлены личные вещи артиста, переданные Ассоциацией-музеем Энрико Карузо в Милане. Среди них - письма, открытки, которые великий тенор посылал близким из многочисленных турне, театральные костюмы, карикатуры...

Восстановлена спальня Карузо с подлинной мебелью и огромным чемоданом, с которым он путешествовал по всему миру. На комоде находится серебряный образок Помпейской Мадонны - к ее святилищу больной Карузо совершил свое последнее паломничество незадолго перед смертью. Интересна также обширная коллекция пластинок певца и старинных граммофонов.

В одной из витрин обращают на себя внимание пять серебряных столовых приборов - это все, что уцелело от великолепного набора из 250 предметов, подаренного Карузо после его выступления в России царем Николаем II.

«Русскую тему» продолжает изумительное скульптурное изображение певца в роли Дика Джонсона в опере «Девушка с Запада» Дж. Пуччини, принадлежащее Паоло Трубецкому. А копия известной картины Тадэ Стыка «Шаляпин, Руффо и Карузо» переносит нас в то время, когда за этих трех самых известных певцов мира боролись лучшие оперные театры.

Всю жизнь Энрико Карузо провел в разъездах и выступлениях, но умер в родном Неаполе. Ему было всего 48 лет. Его тело было забальзамировано и выставлено в хрустальном гробу в капелле кладбища Санта Мария дель Пьянто. В 1933 году гроб пришлось закрыть, но поток поклонников певца все равно не иссякал. Люди из разных стран приезжали в Неаполь, чтобы поклониться его праху. Кое-кто даже приносил с собой граммофон, чтобы еще раз насладиться его волшебным голосом. Теперь такую уникальную возможность дарит любителям музыки вилла Беллосгуардо.

http://www.stoletie.ru/kultura/enriko_karuzo_kak_nuzhno_pet_383.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Ирина Баранчеева
Конец «мультикультурализма»?
Националисты завоевывают Европарламент
26.02.2019
Упоительный Россини
К 150-летию со дня смерти великого итальянского композитора
28.11.2018
Федор Шаляпин и Италия
К 145-летию со дня рождения великого русского певца
13.02.2018
«Помогите нам остаться!»
Несмотря на угрозы, христиане не хотят покидать Сирию
30.09.2015
Все статьи Ирина Баранчеева
Последние комментарии
Поможет ли нам «Генерал Мороз»?
Новый комментарий от Георгий Н.
30.09.2022 17:53
Пора вернуть смертную казнь!
Новый комментарий от Валерий
30.09.2022 15:44
«С той стороны идёт лавина инфернальной жути»
Новый комментарий от ОСт
30.09.2022 13:50
Сколько можно измываться над Русской армией?
Новый комментарий от ОСт
30.09.2022 13:39
О трагедии в школе Ижевска
Новый комментарий от С. Югов
30.09.2022 13:10
Диверсия на «Северном потоке» ‒ дело рук США?
Новый комментарий от Тюменец
30.09.2022 12:44
Наши задачи
Новый комментарий от Тюменец
30.09.2022 12:41