Неспособность к свободе

Сергей Худиев 
0
25.09.2012 116
Скандал вокруг ролика про «невинность мусульман», как и готовящийся закон об усилении ответственности за оскорбление религиозных чувств, вызвал живую полемику на тему «свобода самовыражения vs уважение к религии». Люди, которые с негодованием требуют себе свободы всех оскорблять, немного не понимают, что такое вообще свобода и каковы ее необходимые условия. Поэтому попробуем рассмотреть этот вопрос подробнее.

Британский мыслитель XVII века Томас Гоббс известен как один из основателей теории общественного договора. Пережитый им опыт гражданской войны в Англии побудил его задуматься об истоках государственной власти. Согласно Гоббсу, природное состояние человека - это «война всех против всех», при которой «жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна». Чтобы избежать этого, люди передают власть над собой государству, которое железной рукой поддерживает мир и наказывает нарушителей. В этой мрачноватой картине выведены два полюса - либо хаотическое насилие, при котором «каждый является врагом каждого», либо упорядоченное насилие тиранического, по сути, государства, «держащего людей в страхе и под угрозой наказания, принуждающего их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов». К счастью, картина, нарисованная Гоббсом, слишком мрачна. В реальности есть и третья сила, сдерживающая взаимное насилие и войну - то, что можно было бы назвать «цивилизованностью», способность людей добровольно воздерживаться от агрессии по отношению друг ко другу, не по страху перед государством, которое держит наготове свои «бичи, темницы, топоры», а по моральному убеждению в том, что следует уважать законные права других и стремиться к миру.

Благовоспитанность и вежливость - это не устаревшие и вызывающие насмешку добродетели давно прошедших эпох, это непременное условие мира и свободы. Свободы прежде всего, потому что там, где люди необузданны и грубы, единственное, что способно поддержать мир и обеспечить хоть какую-то безопасность - это суровое государство. Благовоспитанность граждан является необходимым условием свободы; к буйным хамам приходится приставлять сурового полицейского с крепкой дубиной, люди кроткие и воздержанные в этом не нуждаются.

Людям благоразумным и воспитанным в голову не придёт наносить своим ближним тяжкие оскорбления - непристойно браниться в храмах или глумиться над почитаемыми религиозными фигурами. Просто потому, что цивилизованные люди себя так не ведут.

Им не нужно, чтобы над ними стояло государство и принуждало их к этому. Но свобода - очень хрупкая и уязвимая вещь. Бывают люди, у которых внутренние ограничения не развиты, и которых может удержать от зла только внешнее принуждение. Не видя такого принуждения, они с радостью провоцируют конфликты и оскорбляют своих ближних - по разным мотивам. Кто-то жаждет внимания, кто-то - денег, большинство - того и другого, кто-то движим вполне бескорыстной злобой и презрением к другим людям.

Более того, провозглашается принципиальное, идейное нежелание поддерживать мир и уважать своих ближних. В качестве «свободы» постулируется именно свобода бесчинства и провокации; в качестве «прав человека» провозглашается только одно «право» - право гадить своим соседям.

Парадоксальным образом, носителями продвинутой цивилизации объявляют себя именно люди, тяжело одичавшие, творческими («креативными») - люди, совершенно творчески бесплодные, а борцами за свободу - люди, неспособные жить в условиях свободы.

Когда свобода таким образом употребляется во зло, государству, в целях поддержания мира, приходится сужать ее границы. Это печально, от этого сужения неизбежно страдают не только сами провокаторы, но и вполне мирные люди, по которым эти меры ударяют косвенно. Но провокаторы ставят государство перед жёстким выбором - или они успешно доводят дело до насилия и крови, или государство принимает меры к тому, чтобы их остановить.

Требование свободы хамить и провоцировать есть требование, неизбежно ведущее к ограничению свободы. Когда видеохостинг отказывается удалить оскорбительный ролик, журналы печатают хамские карикатуры, поп-звезды выступают в поддержку плясок в храмах, это не борьба за свободу. Это борьба против свободы. Это воззвание к государству - «посмотрите, какие мы бессмысленные дикари, неспособные уважать своих ближних и жить в мире! Если нас не принуждать рукою крепкою, мы живо сбросим общество в состояние войны всех против всех».

Это весьма печально, что многие у нас неспособны вести себя прилично и благовоспитанно без принуждения со стороны государства. Но мы имеем то состояние нравов, которое имеем, и государство должно поддерживать мир в тех условиях, которые есть. Для свободы нужны люди, способные жить в условиях свободы - ответственные граждане, которые ведут себя прилично и хранят мир. Те, кто требуют себе свободы провоцировать и оскорблять, увы, такими гражданами не являются. Они неспособны к свободе. И как-то обуздать их по закону - значит сохранить максимум свободы, который возможен при текущем состоянии нравов.

http://www.radonezh.ru/analytic/16922.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии
Русская эмиграция и коллаборационизм
Новый комментарий от Максим Михайлов
05.05.2021 21:41
О христианском смысле ковида
Новый комментарий от Vladislav
05.05.2021 21:38
Коммунисты сохранили в народе способность верить
Новый комментарий от Игорь Федоров
05.05.2021 20:19
Куда движемся?
Новый комментарий от Saha
05.05.2021 20:01
Исход человека из экономики
Новый комментарий от Saha
05.05.2021 19:54
Белое, красное и жёлтое
Новый комментарий от Игорь Бондарев
05.05.2021 16:48