В селе Лишня Макаровского района Киевской области - небольшой юбилей. В августе 2012 г. тут в 10-й раз прошли сессии Киевского Летнего Богословского Института. Лекции в институте читают квалифицированные преподаватели, богословы, историки, филологи, философы из Киева, Харькова, Львова, Москвы, Минска, а также из стран дальнего зарубежья. Главный организатор института - киевское издательство «Дух и литера». В этом году в институт был приглашен и русский церковный историк, живущий в Италии, Михаил Талалай.
- Михаил, о чем были Ваши лекции?
- Темой моих трех сообщений было италийские святыни - свидетельства Ранней Церкви. Дело в том, что общее слово-ключ этих летний чтений было «свидетельство». Так, вспоминали, что и мученик - мартирос, это есть в дословном переводе свидетель. Для своих докладов я стилизовал название в церковно-славянском духе - Италийские святыни. Мы, в самом деле здесь в Италии в великорусской православной среде говорим «Италийское благочиние» и проч. Однако с удивлением увидел, что на Украине, или в Украине - италийский означает просто итальянский безо всяких стилистических нюансов.
- И о чем конкурентно Вы рассказывали?
- Святыни, это в первую очередь мощи. И я очерчивал весь комплекс - начиная с имен святых, географией, обстоятельствами их появления. Мощей в Италии - бесчисленное количество. Я даже пошутил, что славу Богу, что мы с католиками разделились, ведь иначе пришлось бы поклоняться еще тысячам святых, которые они накопили за последнюю тысячу лет. Я рассказывал о мощах св. Николая Чудотворца в Бари, св. апостола Андрея в Амальфи. Внедрил полушутливо даже такое понятие как Святая Италия, то есть совокупность ее вселенских святынь.
- Что это за Лишня? Что за Ковчег?
Лишня - это село Макаровского района, где христианство поднимает архимандрит Филарет (Егоров). Некогда богатое село стало строить дом для сельсовета, успели построить только каркас. Отец Филарет его всячески насыщает. Помимо взрослых курсов Института особенно хорошо тут идет детская Академия - рисуют образа, разучивают колядки, в этом году - дети делали мультфильм. Хочу поблагодарить этого замечательного подвижника, а также тех людей, который меня пригласили туда - одного из главных организаторов Летнего института архимандрита Николая (Макара), настоятеля нашего прихода в Милане, директора издательства «Дух и литера» Константина Сигова, его научного редактора Юрия Вестеля.
- Какие были яркие моменты?
- Думаю, что всем запомнилась редкая птица, из тех все-таки перелетают Днепр. Владыка Александр (Голицын) из Православной Американской Церкви, уроженец Лос-Анделеса из русского княжеского рода. Он прилетел в Киев на тезоименитство блаженейшего Владимира в качестве председателя Отдела внешних отношений Православной Церкви в Америке и приехал к нам в Лишню. Владыка прочитал импровизированный доклад - еврейский мистицизм и Апокалипсис. Навещал нас и другой епископ - Иларий Макаровский. Это викарный епископ, с резиденцией не в Макарове, а в Киеве.
Держал аудиторию в веселом напряжении протоиерей Петр Коломейцев, с трансгрессивным чувством юмора и багажом психолога. Вечерами смотрели фильмы - некий кинофорум, а утром обсуждали просмотренный фильм. Сильная группа философов уводила к горним вершинам. Итальянская профессоресса Стефания Сини, после своих докладов о мыслителе Михаиле Бахтине, учила читать Данте на оригинале.
Яркой была поездка в соседний райцентр Макаров. Знатоки отечественной агиографии знают, что это - родина великого святителя Димитрия Ростовского. Мы посетили скромный уголок, где он родился, помолились у его памятника. Замечательное житие у Димитрия - составлял и писал жития святых, и сам сподобился оного. Теперь в честь него в Макарове стоит храм. Другая церковь в Макарове посвящена св. Пророку Илие, и мы попали на престольный праздник.
- Куда плывет Ковчег?
Да, Ковчег в смысле ветхозаветном плывет. Как сказала не задумываясь московский филолог грузинского, кстати, царского рода Ирина Леонидовна Багратион, , что плывет он к Арарату. Кто то пошутил, что сойдя на Арарате пассажиры Ковчега станут армянами. Кто на Арарате не сойдет, станет кем-то другим. В конце концов - главное это плыть, быть в движении, тем более в богоспасаемом Ковчеге.