Самобытность и эпигонство

Когда видишь по «ящику» тетеху лет 30, только что взявшую автограф у свихнувшейся поп-дивы, в помрачении именующей себя Мадонной... когда видишь в ее трясущихся руках CD-диск с заветным росчерком и слышишь произнесенное дрожащим голосом: «Вы знаете, мне кажется, что это самый счастливый день в моей жизни!»... то не оторопь даже берет, а ужас.

 
Хочется воскликнуть: Бедная, бедная! Да что ж у тебя за жизнь такая горбатая и неказистая... что же у тебя за представления такие о счастье?

Одна надежда - что это сгоряча, может быть, сказано, в порыве, так сказать, экстатического обожания... И то не весело, но все-таки еще оставляет надежду, что все не так запущено. Что, может быть, поулягутся эмоции и поймет человек: есть еще хоть что-нибудь в жизни счастливого и радостного, что может хоть немного приблизиться к радости обладания автографом эпатажной поп-дивы.

Знаете, честно скажу... все чаще охватывает меня чувство, будто я оказался в сумасшедшем доме, где все улыбаются, шутят, болтают без устали, но все - решительно все - сумасшедшие. И ты понимаешь это с ужасом и невольно оглядываешься: не попадется ли кто-нибудь, может быть санитар или врач, кто скажет тебе по-дружески, с грустной, но доброй улыбкой: «Да они ведь больны, дружок... Что поделаешь?» И руками разведет бессильно, но так утешительно.

Но самое страшное то, что нигде этого санитара или врача не видно, и еще с большим ужасом начинаешь догадываться, что их именно потому и не видно, что они-то как раз и считаются сумасшедшими, и потому держат их подальше где-нибудь. В каком-нибудь чуланчике, откуда им лучше и не вылезать, и даже для их же пользы...

Я, конечно, утрирую, и много, много в нашем отечестве глубоко порядочных, здравомыслящих, чистых, честных и добрых людей, но ведь и это ощущение «массового безумства», думаю, посещает не меня одного.

Может быть, совсем молодым людям это не так заметно, но для старшего поколения очевидно, что в нашем отечестве наступило время всецелого и поглощающего обнищания, причем не духовного, а именно душевного, нравственного.

Совершенно безумные, невменяемые декларации, поступки, модели девиантного поведения входят в норму, пропагандируются и тиражируются повсеместно, так что само понятие нормы приобретает порой какой-то извращенный и пугающий смысл.

Как перед идолом, обмираем мы в благоговейном трепете перед священным понятием либерализма. Боимся, чтобы нас как-нибудь не посчитали недостаточно демократичными, стараемся угодить и потрафить тем, кто в силу каких-то необъяснимых обстоятельств считается хранителями и носителями этой самой демократии, чуть ли не жрецами, так что им страшно и противоречить. Что вы... Спорить со жрецами все равно что покуситься на истину в последней инстанции!

И вот мы уже с головой погрузились в бессмысленное и беспощадное подражание каким-то нелепым «демократическим стандартам». Подражание самозабвенное и безоглядное. Но если в хороших вещах подражание может быть даже полезно, как полезно для молодого художника копирование картин великих мастеров, то в худших случаях такое подражание губительно и очень быстро выметает из жизни всякую самостоятельность и самобытность. Причем это относится к самым разным областям жизни, начиная с политики и заканчивая бытовыми привычками.

Из детства помню газетные карикатуры, где в бесконечных вариациях изображался толстый буржуй во фраке, с цилиндром и с большим мешком, на котором был изображен знак доллара. Забавно... Но сейчас понимаешь, что за этими карикатурами стояло предупреждение о серьезной опасности. Об опасности, которую мы, несмотря на все предупреждения, увы, проглядели. Это опасность тотального рабства золотому тельцу. Рабства настолько глубокого, что сами рабы уже не осознают своего действительного положения и в бесконечной погоне за сверхприбылью наивно считают себя свободными и неистовствуют, если кто-то смеет посягать на их «свободу» рабства. Невиданного размаха рабовладельческий строй, где рабы яростно борются за свое право оставаться рабами.

Испокон веку в русском народе, в русской душе главным было чувство правды, справедливости - за нее боролись, ее отстаивали, за нее шли на смерть. Теперь же во главу угла у нас поставлена защита эгоизма, самолюбия, причем во всех его отвратительных и непотребных проявлениях. Что это, откуда? Вся мощь государственной машины, власти и силы заискивает перед мерзостью, чуть ли не извиняется, лебезит перед ней только потому, что где-то когда-то было решено, что высшая ценность жизни - это неприкосновенность мерзости. Господи, да что же с нами происходит? Как получилось, что мы обезумели так легко по какому-то заранее скроенному разрушительному шаблону?

Образование, вместо государственной заботы о всестороннем и гармоничном развитии ребенка (причем заботы именно стратегической и дальновидной), отдано на откуп частной инициативе, которая если и сохранила где «прекрасные порывы», то эти порывы, их проведение в жизнь требуют материального обеспечения и... опять все сползает в брутальное зарабатывание денег, в конкуренцию, цель которой - привлечение «денежного мешка»... О воспитании уже речь не идет, так что не редкость современный школьник, совершенно лишенный духовных, нравственных ориентиров, без которых знания становятся лишь мертвым (в лучшем случае) грузом, а в худшем - опасным. Так приходят на память те витебские ребята, которым вдруг взбрело в голову взорвать в метро людей... так... из любопытства... И ведь не дураки же они были, и много, много специфических знаний им пригодилось и из области химии и физики... только ради чего? Сколько людей они погубили, погибли сами и в душе родных навечно оставили страшную, незаживающую рану.

Конечно, первая ответственность за воспитание ребенка лежит на семье. Но где она - семья? Сохранилось ли у нас и само понятие о ней? Говорится ли о подлинном значении и смысле семейных отношений так же широко и масштабно, как о пресловутых сникерсах и памперсах? Нет. Вместо этого внедряется в сознание молодежи совершенно чудовищный шаблон «гражданского брака» - свободных отношений, основанных на эгоизме, на «праве» всемерного угождения собственным страстям и похотям, в жертву которым с легкостью приносятся дети, миллионы человеческих душ, которые оказываются всего лишь побочным продуктом «свободной любви», случайным и нежелательным.

В искусстве - в этом рупоре модных идей - та же ситуация. Большинство современных отечественных фильмов скроено по нескольким лекалам, единственное, но зато проверенное преимущество которых в том, что они «работают», то есть приносят барыш. А все сейчас делается преимущественно и явно для того, чтобы заработать побольше денег. Деньги, барыш, куш - вот что стоит во главе всех предприятий, и вот именно это страшно, что и добро даже только служит обогащению, служит в той степени, насколько может служить. Так что если мы и находим в современном искусстве какие-то отблески добра, то это только те отблески, которые могут отозваться сентиментальной слезой, ни к чему не обязывающим минутным умилением и... привлечь потенциального потребителя. А вот то добро, которое не ограничивается только приятной сентиментальностью, но ломает греховную волю человека, обличает, будит его совесть, не дает покоя и, может быть, ранит с беспощадной, но целительной силой, - это все не входит в сферу интересов современного искусства. А почему? Да потому, что не потакает «ветхому человеку» и, стало быть, плохо или даже совсем не продается. Вот от чего идет мороз по коже: от того, что и добро разделяется на «товарное» и «нетоварное», продаваемое и непродаваемое.

Как получилось, что мы согласились стать угодниками «нового мирового порядка»? И речь здесь идет даже не о каких-то новых геополитических реалиях. Хоть и в этом мы послушно исполнили все положенные «предписания». Но даже геополитика в данном случае всего лишь производное от изменения внутренней жизни, следствие утраты подлинной самобытности. А основу самобытности в отечестве нашем всегда составляло не что иное, как глубочайшая вера. И если мы утратили веру в Бога, а затем утратили веру в государство, то теперь «без Царя в голове» с непостижимой легкостью приняли новую веру - веру в обезбоженного, разъедаемого страстями, гибнущего человека как в последнюю истину и высшую меру всех вещей. Мы стали уже частью этого «нового мирового порядка», и если что-то еще противится этой обреченной и гибельной системе, то это Православие, вера в ее сознательном и деятельном измерении.

 

Кирилло-Белозерский монастырь. Молитва инока. Фото: архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан
Кирилло-Белозерский монастырь. Молитва инока. Фото: архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан
Если бы мы только понимали, каким сокровищем мы обладаем в лице Православия! Какую силу, радость, чистоту и любовь дарует Господь всем ищущим Его! Если бы мы понимали, что единственное настоящее сокровище, единственный смысл жизни и есть Сам Бог! Если бы мы поняли это не умом только, но всем сердцем и всею душою и всем разумением - как бы преобразилась наша жизнь! Как бы неожиданно, свежо, по-настоящему самобытно, но именно в самобытности созидательной, доброй раскрыл бы себя наш народ. И не мы тогда, а у нас учились бы иные народы, нам бы подражали и с нас брали бы пример, и это было бы не зазорно и не постыдно для этих иных народов, потому что это было бы тем самым подражанием ученика мастеру, о котором мы говорили в начале и без которого невозможно никакое доброе научение.

Но для этого нам самим нужно, обязательно нужно стать подражателями и последователями Христа, не по названию только, которое мы почти все и сейчас носим, но по вере своей самой глубинной, сердечной и определяющей, по образу своей жизни, по решимости и стойкости в исполнении заповедей - вот в чем сокрыт для нас единственный источник возможной самобытности. И без этого «облечения во Христа» никакой самостоятельности, самобытности и оригинальности у нас не будет. А будет все большее катастрофическое сползание в подражание безумству этого мира, который не просто уже лежит во зле, а семимильными шагами приближается к своему моральному разложению.

Самобытность не вылепливается сама по себе, не придумывается и не выстраивается только внешними средствами. Вот почему все попытки «возродить самобытность» по прежнему образцу выглядят искусственно и неубедительно. Истоки подлинной самобытности - в глубинах духовной, а затем уже и душевно-телесной жизни. И именно нужно, чтобы эта глубинная духовная жизнь устоялась в народе, стала «фоном» повседневной реальности. Должно пройти время становления этой скрытой жизни, прежде чем ее проявления станут очевидными, прежде чем она даст свои первые всходы. Вот наше время - это как раз «неблагодарное» время сеяния. Когда наяву еще ничего как будто не происходит, и кажется, что ничего не меняется к лучшему и все тонет в безнадежной рутине.

Но пройдет время, и появятся первые всходы, а затем и плоды нашей действительной самобытности. Эти плоды привлекут внимание, вызовут удивление и интерес, заставят многих иначе взглянуть на самих себя и на окружающую действительность. Эти плоды, несомненно, повлияют на изменение и преображение нашей духовной, нравственной жизни, и тогда, быть может, станут, как это бывает во время океанского отлива, отступать воды корыстолюбия и жадности, пошлости и лукавства... Ведь все дело в соотношении, в пропорциях добра и зла, если говорить прямо. И если мы понимаем, что никогда не исчезнет из нашей жизни дурное эпигонство и подражание, то, по крайней мере, мы можем надеяться, что оно не будет больше носить такого тотального характера, как сейчас. И напротив, мы верим, что милостью Божией при нашем терпеливом участии все большее распространение получит тот самобытный дух, основу которого составляет благодать, воспринятая и творчески освоенная нашим народом.

Священник Димитрий Шишкин

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/55468.htm

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Священник Дмитрий Шишкин
Жительство наше на небесах
Памяти протоиерея Александра Шумского
25.10.2020
Берегите зрение
Отрадная новость: в России запретили АУЕ
20.08.2020
Тревожное
В Святой Софии совершили намаз
25.07.2020
Все статьи Священник Дмитрий Шишкин
Последние комментарии
В Москве откроют Ельцин-Центр
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.01.2021 11:13
Американская Павлик Морозов
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.01.2021 11:10
Житель Орла оштрафован за оскорбление чувств верующих
Новый комментарий от Александр Волков
17.01.2021 10:43
Как относиться к вакцинации?
Новый комментарий от Наблюдатель
17.01.2021 10:18
Стране нужны политологи!
Новый комментарий от Александр Волков
17.01.2021 10:12
Нас посетил Государь
Новый комментарий от Егоров
17.01.2021 04:51