Протестантизм и Православие на Балканах. Часть I. Протестантская экспансия на Востоке

Афанасий Зоитакис 
0
13.08.2012 252
Еще с периода латинского господства (Четвертый Крестовый поход) католики распространили свое влияние на многие населенные греками территории, так что в некоторых областях составили преобладающую часть их населения (Кикладские острова, Ионические острова, Хиос).
Дворец Магистра, остров Родос
Дворец Магистра, остров Родос
Папская пропаганда

Декларируемые католиками и униатами «дружеские отношения» православных и латинян в годы османского владычества в большинстве случаев были не более чем мифом и обуславливались внешним давлением завоевателей на православное население контролируемых ими регионов. Об этом свидетельствует резкий отток от унии при любом ослаблении латинского господства.

Тем не менее, некоторое влияние католицизма на православное сознание несомненно имел место, чему способствовала пассивная, а зачастую соглашательская позиция значительной части высшего духовенства. Показателен случай православного митрополита Севастийского Иосифа (XVIII столетие), который своим указом поручил духовное окормление населения и ведение среди него миссии католическим монахам из ордена капуцинов!

Катакомбы ордена капуцинов
Катакомбы ордена капуцинов
К началу Греческой революции 1821 года населявшие греческие земли католики были хорошо организованы и пользовались значительной зарубежной (прежде всего французской) поддержкой. Главным орудием миссионерской деятельности латинян в этот период продолжали оставаться школы.

В годы революции греческие католики сохранили нейтралитет, что позволило им добиться более снисходительного отношения со стороны османских властей и получить определенные преференции для своей прозелитской деятельности на территории Балкан и Восточных патриархатов.

Что касается территории самой освобожденной Греции, здесь католики в соответствии с третьим протоколом Лондонской конференции (3 февраля 1830 года) получили прямое покровительство со стороны властей нового государства. Им гарантировалась полная свобода вероисповедания и сохранение всех существовавших раннее привилегий. Католики предоставили доступ ко всем государственным постам и гарантировали полное равноправие с другими гражданами Греческого государства. Решение конференции было формально подтверждено 10 апреля 1830 года греческим Сенатом.

Греческий король Оттон (Вительсбах)
Греческий король Оттон (Вительсбах)
С приходом к власти нового греческого короля Отто Вительсбаха (ревностного католика) Латинская Церковь и контролируемые ей учебные заведения были формально поставлены под контроль государства (Указ 3-4-1833). На деле этот контроль оказался лишь усилением государственного покровительства и помощи. После ухода короля Оттона было принято несколько законопроектов, декларировавших ограничение прав католиков, но на деле они продолжали пользоваться полным покровительством и защитой со стороны государства.

Протестантская экспансия на Востоке

Девятнадцатый век стал временем новой встречи православия и протестантизма. Окончание наполеоновских войн и восстановление порядка в Средиземноморье облегчили прозелитическую деятельность «англоамериканцев» (как греки называли всех без исключения протестантских миссионеров), опиравшихся на поддержку и покровительство западных держав. Помимо Балкан их основными плацдармами стали территория Константинопольского и Иерусалимского патриархатов, и особенно Кипрской архиепископии. На этом острове протестантская миссия действовала под покровительством английских колонизаторов.

Протестантская миссия имела характер хорошо организованной кампании. Во многом она была плодом мощного пробуждения англо-американского методистского протестантизма второй половины XVIII столетия, противостоявшего «скептицизму, рационализму и догматизму». Пришествие протестантских миссионеров на Восток с самого начала представляло собой хорошо организованную попытку по «христианизации» и «окультуриванию» православного мира и прививки ему господствующих в английском и американском обществе религиозных, культурных и политических идеалов.

Протестантские миссионеры
Протестантские миссионеры
Миссионеры имели огромную финансовые возможности, а планы их действий разрабатывались на уровне высшего руководства различных течений протестантизма. При этом кальвинисты, лютеране, англикане и другие протестантские течения не соперничали друг с другом а выступили в своей миссионерской деятельности единым фронтом.

Деятельность миссионеров основывалась на четких и единых идеологических установках и очевидных предубеждениях западного мира к восточному Православию. Оценивая положение дел сквозь призму своего мировоззрения, они полагали, что Православная Церковь погружена во мрак предрассудков, невежества и "византизма", иными словами, навязчивого традиционализма и духовной спячки. На православных, сохранявших верность своему церковному преданию, они смотрели как на язычников. Особенно непонятно для них было восточное богослужение, которое они описывали как излишне театрализованное и невежественное. Во всем в жизни православных они видели искажение древнего христианства, которое, естественно, отождествляли со своими собственными Церквями.

Особое отвращение протестантские миссионеры испытывали к народному благочестию, которое оценивали как откровенное язычество и мракобесие. Прежде всего их отвращало почитание святых, которое казалось им проявлением высшей степени невежества. Полной предрассудками они полагали и учебную программу греческих школ, а греко-православный клир называли "безграмотнейшим".

Миссионеры полагали, что греки находятся в глубочайшем упадке не только в церковном, но и в культурном отношении. В вину им вменялось отсутствие хороших манер (в частности, варварством они называли их непосредственность и искренность).

Протестантские миссионеры
Протестантские миссионеры
Именно поэтому они считали себя "спасителями Востока", и не только верили в это сами, но и постоянно об этом заявляли. Путешественник Эмерсон хвалил миссионеров за то, что они пришли в Грецию, чтобы "улучшить моральное состояние" ее жителей. Большинство протестантских миссионеров искренне верило, что лишь только одна (их собственная) вера является истинной. При этом они игнорировали (да и не знали) глубину православной традиции, действуя так, словно проповедуют среди аборигенов Полинезии или Новой Зеландии, без всякого уважения к грекам и их традициям.

Религиозные задачи протестантских миссионеров шли рука об руку с интересами западной политики на Востоке. Они всегда оставались послами своих национальных интересов и были проводниками государственной политики своих стран (зачастую наряду с миссионерской деятельностью сочетаю тайную (шпионскую) или явную (дипломатическую) активность. Вестернизация Востока могла способствовать и использованию этого региона в политико-экономических целях. По словам оного из американских миссионеров «проповедь Евангелия была одновременной пропагандой американского взгляда на мир и образа жизни».

Приоритетное внимание представители всех протестантских течений уделили пропагандистской деятельности в сфере образования. Основание и курирование школ для греков было основополагающим элементом их программы. «Протестантские школы столь много дают для успеха нашей цели, что, я надеюсь, вскоре мы увидим Малую Азию и Грецию, покрытыми сетью учебных заведений», - писал миссионер Б . Баркер.

Каталог публикаций общества Tract society
Каталог публикаций общества Tract society
Протестанты впервые переносят на Восток и институт катехизаторских (воскресных) школ. Первая из них была основана на греческом острове Керкира (Корфу) в 1825 году. С появлением подобных учебных заведений вводился вид «катехизации», далекий от православной традиции: вера рассматривалась как нравственная категория, а спасение человека - как путь индивидуального морального совершенствования. Кроме того, проповедь и катехизация переносились из храмов в аудитории и отрывались от литургической жизни Церкви (что также было нонсенсом для Православия).

Все без исключения миссионеры наряду с общеобразовательными учреждениями обязательно курировали и воскресные школы, чтобы иметь возможность на легкую и беспрепятственную религиозную пропаганду. Стоит отметить, что ее успеху способствовала и жажда греков к религиозному просвещению, сочетавшаяся с невежеством некоторых представителей духовенства. По свидетельству миссионера Ливза православные клирики Керкиры сами приводили учеников греческих государственных учебных заведений в протестантские катехизаторские школы.

Деятельность миссионеров была тесно связана с печатью и выпуском различны брошюр и книг. Католическая литература стала появляться в греческих землях еще в период турецкого владычества, а пик публикации протестантских изданий пришелся на XIX столетие. Все без исключения западные миссионеры пользовались простым, понятным народу (разговорным, а не книжным) языком.

Современная штаб-квартира Tract society
Современная штаб-квартира Tract society
После лихих годин греческой революции особо остро на Востоке стоял вопрос с нехваткой учебной литературы. Этот вакуум и постарались прежде всего восполнить протестантские миссионеры. Для перевода и распространения религиозной и учебной литературы в 1799 году в Лондоне было основано общество Tract Society. В декабре 1824 года аналогичная организация появилась и на острове Керкира.

Особо отличились на стезе перевода миссионеры Вилсон и Лоундес. Для реализации издательской программы была создана сеть типографий. К 1830 году на острове Мальта существовало три издательских центра (Church Missionary Society, London Missionary Society и американской А.В.С.F.М.) Одна только последняя организация за семь лет (в период с июля 1822 по 31 декабря 1829) издала 180.650 книг на новогреческом. На территории независимого греческого государства действовало еще несколько типографий, крупнейшие из которых были на острове Сирос и в городе Пирей.

Образец детской миссионерской литературы
Образец детской миссионерской литературы
Издания протестантских проповедников имели большое разнообразие и покрывали все потребности их миссии. Это были книги: а) показывающие заблуждения православных (например: «Опасность язычества» - о вреде поклонения иконам, «Послание к греческому священству и народу» - о необходимости церковной реформы в протестантском духе) б) свидетельствующие о сути христианства в) учебная литература (азбуки, пособия по истории Церкви, Греции, Средневековья, географические учебники) и г) книги морально-назидательного характера («Советы детям», «Добрые детки проверьте себя» и т.д.). Параллельно существовала особая категория изданий, имевшая прямое отношение к учащейся молодежи. Речь идет о книгах "Гимнов и песен". Они использовались как в общеобразовательных учебных заведениях, так и в воскресных школах и издавались огромными тиражами. С помощью подобных «песен» протестанты добивались повсеместного распространения в легко усвояемой музыкальной форме важнейших положений своего вероучения. Кроме того, протестантские песнопения были призваны вытеснить и дискредитировать византийскую музыкальную традицию монофонического пения.

Афанасий Зоитакис

http://www.agionoros.ru/docs/296.html

"Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter."

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Афанасий Зоитакис
Как Афонский монах стал апостолом Африки
О православной миссии иеромонаха Космы Григориатского в Африке рассказывает кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Афанасий Григорьевич Зоитакис
17.05.2019
Недопустимо извращать истину в вопросе церковной автокефалии
Греческий богослов протопресвитер Георгий Металлинос призывает взять за образец предоставление самостоятельности Элладской Церкви
06.12.2018
«Греция фактически теряет национальный суверенитет»
Беседа с Афанасием Зоитакисом, заместителем главного редактора издательства «Святая Гора»
24.08.2015
Все статьи Афанасий Зоитакис
Последние комментарии
Царство ближних
Новый комментарий от Полтораки
13.10.2021 14:28
Зачем России феминизм?
Новый комментарий от В.Р.
13.10.2021 14:04
Будущее России – розовый ГогаМагог?
Новый комментарий от С. Югов
13.10.2021 14:01
Глумление над русской культурой…
Новый комментарий от Людмила Московская
13.10.2021 13:24
УМК «Приходская Школа “под ключ”» или Ключ от ящика Пандоры?
Новый комментарий от Владимир С.М.
13.10.2021 13:24
Антиваксеры как пособники мировой закулисы
Новый комментарий от Русский Сталинист
13.10.2021 13:10
О риске возникновения тромбоза при COVID-19
Новый комментарий от Наблюдатель
13.10.2021 13:07