itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Харьковский Пикассо» и его белгородский ученик

Новости Москвы 
0
147
Время на чтение 10 минут

В этом году в Москве состоялось подлинное «пришествие» творчества харьковчанина Василия Ермилова (1894-1968), русского человека, которого вместе с харьковским коллегой Борисом Косаревым (1897-1994) называли отцами украинского авангарда, поскольку пик их художественного авангардно-поискового взрыва, экспериментаторства пришелся на 1920-1930-е, когда Харьков был первой столицей Советской Украины. Оба родились, жили, скончались и похоронены в Харькове.

Эта пара - яркое свидетельство того, что «новое украинское» левое искусство, активно насаждавшееся и поддерживавшееся большевиками, создавали, между прочим, «дети разных народов». Если взять Харьков, то к Ермилову и Косареву следует добавить в литературе Мыколу Хвылевого (на поверку оказывающегося Николаем Фитилевым) и Майка Йогансена, а в скульптуре назовем Матвея Генриховича Манизера, который не только знаменито оформил московскую станцию метро «Площадь Революции» и другие, но и создал харьковский многофигурный монумент Т. Шевченко. Ставший, как говорят, самым знаменитым в мире памятник Кобзарю создан двумя евреями и одним русским (скульптор М. Манизер, архитектор И. Лангбард, инженер П. Рудяков, как гласит гравировка на памятнике), да и отлит памятник был в Ленинграде. Но это так, к слову.

Однако вернемся к Ермилову. Именно он, чья выставка с 5 июня по 22 июля триумфально экспонируется в московском Мультимедиа-артмузее, сто лет назад, в 1912 году, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился в одном классе с В. Маяковским и Д. Бурлюком, затем в студии И. Машкова и П. Кончаловского. Участник Первой мировой войны, георгиевский кавалер Ермилов, по рассказам знакомцев, полвека прожил на харьковском чердаке (улица Свердлова, 33, ныне Полтавский шлях), расписанном им в конструктивистском стиле.

В. Ермилов. Агитационно-рекламная установка-трибуна для юбилейной выставки к 10-летию Октябрьской революции. Харьков. 1927 год

Конструктивизм Ермилов исповедовал вместе со своим другом и соратником поэтом Валерианом Полищуком. Из их непримиримо левой прокламации для объединения «Авангард»: «Форма поэзии неоклассиков, этих назадников содержания, идеологов мещанской грязи, поэтических жаб, которые с удовольствием квакают, сидя в болоте хуторянщины, и форма их поэзии вполне тому соответствует». Кстати, Полищук, написавший книгу о Ермилове, был в 1935-м арестован, а книга изъята.

Молодой В. Ермилов на фоне своих работ

Считают, что Ермилов был одним из основателей Художественно-промышленного института в Харькове в 1922 году и преподавал в нем, правда, с большим перерывом в 1935-1963 годах. Ермилову же - было поручено, как утверждает бывший харьковчанин Э. Лимонов, оформить советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже.

Известный исследователь творчества поэта Велимира Хлебникова А. Парнис (ныне москвич, а в прошлом киевлянин, одно время литературный секретарь прозаика В. Некрасова), выпустивший в этом году в Москве фолиант о Ермилове, рассказывает в «Новой газете», что харьковского отца украинского авангарда называли «украинским Татлиным», «Пиросмани формализма», «украинским Пикассо».

В. Ермилов. Проект памятника «Председателю земного шара» В. Хлебникову. Эскиз. 1965 год

Ермилов дружил с Хлебниковым в продолжительный харьковский период поэта, оформлял его книги, выходившие тиражами по 50 экземпляров на обойной бумаге, однако стихи о Ермилове, боготворившем Пикассо, оставил нам другой поэт, уроженец Харькова Борис Слуцкий, нашедший свой образ для именования художника, назвав стихотворение «Харьковский Иов». Это одно из последних стихотворений, опубликованных Слуцким при жизни:

Ермилов долго писал альфреско.
Исполненный мастерства и блеска,
лучшие харьковские стены
он расписал в двадцатые годы,
но постепенно сошел со сцены
чуть позднее, в тридцатые годы.

...

Потом пришла война. Большая. Город обстреливали и бомбили. Взрывы росли, себя возвышая. Фрески - все до одной - погибли. Непосредственно, самолично рассмотрел Ермилов отлично, как все расписанные стены, все его фрески до последней превратились в руины, в теми, в слухи, воспоминанья, сплетни. ... В первую послевоенную зиму он показывал мне корзину, где продолжали эскизы блёкнуть, и позволял руками потрогать, и бормотал: лучше бы мне ослепнуть - или шептал: мне бы лучше оглохнуть.

В Харьковском художественном музее сохранилось всего 14 графических работ В. Ермилова, а в частных собраниях находятся несколько пейзажей, созданных в последние годы жизни; примечательно, что в них нет ни одной вещи конструктивистского периода.

Ермилов писал в одной из своих анкет: «Большая часть моих работ погибла. Работы не репродуцировались. Музеями не приобретались». В 1971 году, уже после смерти художника, в его квартире-мастерской случился пожар, погибла часть работ и почти весь архив мастера. Погиб в Великую Отечественную и знаменитый Харьковский Дворец пионеров, первый в СССР, расположившийся в здании Дворянского собрания.

В. Ермилов. Дворец пионеров и октябрят в Харькове. Проект оформления интерьеров. 1934-1935 годы

А. Парнис рассказывает: «С середины 30-х годов, когда начались репрессии на Украине и были арестованы многие друзья и знакомые художника, имя Ермилова на несколько десятилетий было вычеркнуто из истории украинского искусства. Его стали травить за формализм, в 1934 г. уволили из художественного института, где он преподавал со дня его основания, а в 1940-х его преследовали за космополитизм и в 1948 г. исключили из Союза художников... Ермилов пробыл "за бортом", как он написал одному из друзей, более 12 лет... Пятьдесят лет назад, в 1962 г., во время "оттепели", в Харькове состоялась первая и единственная при жизни персональная выставка Ермилова, приуроченная к 50-летию творческой его деятельности, но на ней не были представлены его работы конструктивистского периода».

С. Хачатуров в «Московских новостях» высказывает соображение, что благодаря новой книге А. Парниса о В. Ермилове «мы по-настоящему вводим художника в Большую Историю искусства. Огромное количество исследовательских статей дополнены интереснейшими публикациями писем художника, в которых он вспоминает о тех, с кем ему довелось общаться в Харькове в золотые годы авангарда: о своем друге Велимире Хлебникове, об их общей музе поэтессе Екатерине Неймаер, о сестрах Синяковых и прежде всего о знаменитой художнице Марии Синяковой-Уречиной. Все эти драгоценные сведения оживляют эпоху, делают ее близкой и почти родной». В книгу включен альбом вещей мастера и самый полный каталог подлинных его произведений (около 400 работ).

Посетители московской выставки рассматривают книгу А. Парниса «Василий Ермилов»

Харьков тоже сказал свое слово: 23 марта сего года (почти в день рождения В. Ермилова) в подвале Национального университета имени В. Н. Каразина открылся выставочный зал современного искусства с неожиданным названием Ермилов-центр. Напомним, что в украинском авангарде 1920-х существовали термины «ермиловский шрифт», «ермиловская школа» и шире - «ермиловский период» искусства. С 1995 года в Харькове учреждена ежегодная премия имени В. Ермилова в области дизайна.

Харьков. Ермилов-центр. 23 марта 2012 года. Фото О. Рожок

Возможно, что-то в ракурсе преемственности нам прояснит витиеватое русско-англоязычное название первой же экспозиции Ермилов-центра: «Construction. От конструктивизма до Contemporary. Харьков XX-XXI». Возможно - список имен ее участников. Кроме корифеев авангарда, собственно Ермилова и Косарева, здесь были выставлены работы современных харьковских художников: П. Макова, А. Волокитина, Р. Минина, Г. Зеньковского, А. Клейтман. В этом списке выделим ученика Б. Косарева и В. Ермилова Виталия Куликова, ныне преподавателя рисунка в Харьковском государственном техническом университете строительства и архитектуры (ХГТУСА, бывшем ХИСИ), заслуженно почитающегося современным классиком. И от Куликова сделаем переход к его однокашнику по Харьковскому художественно-промышленному институту (ныне Харьковская государственная академия дизайна и искусств), любимому, последнему ученику Ермилова Станиславу Косенкову, знаменитому белгородцу, все годы обучения в Харькове очень близко общавшемуся с Ермиловым, делавшему под его руководством диплом, оставившему интереснейшие дневники с воспоминаниями о Ермилове.

20 июня в Белгородском музее-мастерской С. С. Косенкова, хранящем и работы Ермилова, подаренные мэтром Косенкову, открылась выставка трех десятков графических и живописных работ «Формула шедевра», посвященная памяти В. Ермилова. На афише, разработанной для вернисажа и изготовленной сыном художника Артемом Косенковым, портрет С. Косенкова помещен в рамку работы Ермилова - словно прорастая, вырастая из нее, а сам фотообраз Ермилова проступает из черного поля листа.

Афиша выставки «Формула шедевра». Автор А. Косенков

«Невозможно на практике изобразить формулу шедевра. Мешали как эмоции, так и рассудок, как полученные знания, так и открывающаяся за ними темнота и пустота. И сколько раз я приходил к выводу, что сама формула неизобразима», - написал С. Косенков в статье-размышлении «Формула шедевра»... - Сколько только шедевров мирового искусства я ни сменил на своих стенах, они не содержат всей формулы, а только лишь ее частичку. В них (шедеврах) лишь часть мировой гармонии, через эту часть предугадывалась мировая гармония, но тем острей чувствовалась предопределенная ограниченность природой человека. Становилось тускло, темно и неуютно в светлой мастерской. Все системы терпели крах из-за того, что претендовали на единственно верное решение, этим они замыкались на себе, становясь догмой, и оставались только в истории, "этапом на пути"».

Фрагмент белгородской экспозиции «Формула шедевра». Прямо в кадре две работы В. Ермилова, слева - работы С. Косенкова, на столике - уникальный фотопортрет В. Ермилова

Заведующая музеем-мастерской С.С. Косенкова, вдова художника Анна Косенкова главную идею выставки определяет как поиск художником совершенства и гармонии в творчестве и подчеркивает, что в экспозиции использованы вещи, предметы, фотографии и работы Ермилова и Косенкова, создающие атмосферу тех лет, когда Станислав Степанович учился в Харьковском художественно-промышленном институте и общался с выдающимся художником, ставшим для него Главным Наставником.

А. Косенкова открывает вернисаж, на фоне этюда С. Косенкова «Деревья в Шошто». Фото А. Косенкова. 20 июня 2012 года

В экспозиции, которая продлит работу до октября, представлены как ранние работы С. Косенкова (в частности, «Вечная схватка», «Свобода слова») - это живописные холсты, картоны и графические рисунки, выполненные карандашом, углем, сангиной, литографии, где очевиден даже для зрителя-неспециалиста творческий поиск художника, эксперименты, сознательные заимствования пластических находок известных художников, так и зрелые творения - «Окно», «Неистовый Микель» (о Микеланджело), работы из трагического цикла «Чернобыль России - деревня» (1990 год) и другие.

В экспозиции участвуют и дипломные работы Косенкова «Солдаты мира», «Интернационал», собирательные портреты-образы «Больная семья», «Старая женщина» и другие. Центральное место в экспозиции занимают автопортрет художника и натюрморт «Завтрак на газете» (1963 год), созданные автором в первые годы учебы в институте. Многие работы в этой экспозиции впервые представлены широкому зрителю.

«Ермилов, или «В.Д.», или «папаша», как его в своих дневниках называл Косенков, оказал огромное влияние на формирование самостоятельного творческого мышления, на становление Косенкова не только как художника в техническом, изобразительном плане, но и как на художника-мыслителя», - утверждает А. Косенкова.

Процитируем дневники Косенкова. Его записи о Ермилове вошли как в альбом «Станислав Косенков» (СПб, 2011), к которому автору этих строк посчастливилось написать вступительную статью, так и в новую московскую книгу А. Парниса о Ермилове. Показательна запись от 15 июля 1964 года: «В.Д., глядя на забор, удивительно красивый по цвету и напоминающий русскую икону (золотистый цвет дерева и местами сохранившаяся синяя краска), сказал: «Ну на кой мне сдались эти абстракционисты, когда, глядя на это, я получаю большее удовольствие, и гораздо интереснее и содержательнее».

13 августа 1964 года Косенков в пространном рассказе о посещении Ермилова цитирует мэтра: «Вы сейчас дошли до того, что начинаете думать, как работать, и видите, что учат совсем не так, как это надо было бы. Но я за хорошую школу, а не за дилетантское лихачество... Кажется, в прошлом году вы показывали мне свои работы? Там вы, пожалуй, шли от трех художников: Сезанна, Ван Гога и Гогена. Сезанн гораздо сложнее, как художник, чем Ван Гог и Гоген, даже труднее, чем старые мастера. Но именно поэтому у него многому можно научиться. Пикассо говорил, что, когда он вышел с выставки Сезанна, почувствовал себя жалким пигмеем перед этим могучим мастером, и он взялся за его изучение. Так вот, если вас интересует Сезанн, то постарайтесь написать так, как это написал бы Сезанн, чтобы человек, не особенно сведущий, спросил: «Откуда это у вас Сезанн?» Не бойтесь, что вас будут обвинять в подражании Сезанну - вы делали это сознательно, и это вас оправдывает. Ренуару сказали, что очень много появилось подделок под него и как он к этому относится. Ренуар ответил: «Если хорошо, то это мое».

«Ермилов - вот пример честного и добросовестного подхода и отношения к своей работе, - записал Косенков 6 марта 1964 года - Его главный принцип в работе: работать «без дураков»... Рисунки у него с четким контуром и с точной моделировкой внутренних форм резинкой. Впечатление цельное и поразительное по своей точности и выразительности. О нем можно рассказывать очень и очень много... В моей памяти навсегда останется восхищение и уважение к его трудолюбивой и человечной натуре».

Рассказывают, что руководство харьковского отделения Союза художников отказалось предоставить зал для гражданской панихиды по В. Д. Ермилову, что катафалк стоял у входа в Союз художников на морозе. А по дороге на кладбище в него врезался трамвай. Уверяют, из автобуса потекла красная краска...

Могила В. Д. Ермилова на харьковском кладбище оформлена в конструктивистком стиле. 7 июня 2010 года. Фото автора статьи

Однако у истории своя логика: спустя полвека открылись ермиловские выставки в Москве, Харькове и Белгороде, вышли книги. Ермилов возвращается!

http://odnarodyna.com.ua/node/9385

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Станислав Минаков
«Споёмте, друзья, ведь завтра в поход…»
Нужен всероссийский песенный конкурс, посвящённый Русской весне
27.09.2022
На кончину поэта Виктора Коврижных из села Старобачаты
«Я со многими в жизни простился...»
08.09.2022
Как я на BelgorodMusicFest русское пение слушал
Про Тимофея, Митрофана и звонкую душу
02.09.2022
Как мы к Вампилову ездили
В августе с.г. исполняется 85 лет со дня рождения и 50 лет со дня трагической гибели гениального драматурга.
19.08.2022
Все статьи Станислав Минаков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Стрелков сегодня
Новый комментарий от Наблюдатель
04.10.2022 12:40
Крестный путь крестьянских поэтов
Новый комментарий от С. Югов
04.10.2022 12:39
Убиенной Марине Цветаевой
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.10.2022 12:23
По ситуации на фронте всё те же горькие вопросы и недоумения
Новый комментарий от Русский Сталинист
04.10.2022 12:21
Что не так со специальной военной операцией?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.10.2022 12:14
«Россия исповедует идею небесной Империи»
Новый комментарий от Наблюдатель
04.10.2022 11:58