itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Ладони

0
107
Время на чтение 4 минуты

«Сердце в будущем живёт; настоящее уныло: всё мгновенно, всё пройдет; что пройдёт, то будет мило»... Верно подметил в своё время Пушкин: человек то грезит о будущем, то тоскует о прошлом. А что же происходит с нами в настоящем?

Когда человек рождается, он попадает в руки времени. Вернее, не так. Когда человек, дитя вечности, приходит в этот мир - ладони времени любовно подхватывают его.

Сначала он едва чувствует их прикосновение. Сон, кормление, мама пришла. Телом он уже здесь, умом - ещё в неведомых мирах. Возможно, в мирах безвременья. Подрастая, он ощущает время всё больше. Учится перебирать его пальцы - минут, часов, дней, лет.

Он привыкает к нему, и - как ни парадоксально - чем крепче становится на ноги, тем сильнее держится за него.

Но однажды наступает момент, когда человек говорит: «Время жестоко».

Возможно, мысль о жестокости времени приходит, когда впервые слышишь, как за спиной захлопываются двери - с тем, чтобы никогда (по крайней мере, в этой жизни) не отвориться. Бесполезно стучать, бесполезно просить и плакать - прошлое неумолимо ушло.

Так же бесполезно стараться проникнуть в ворота будущего - они откроются лишь в точно предназначенный час.

И всё же, оказавшись в этом узком - как нам кажется - пространстве между прошлым и будущим, пространстве нашего настоящего, мы в панике лупим кулаками в двери, пытаясь вырваться из него, словно одержимые какой-то странной формой клаустрофобии.

Время жестоко, потому что мы не умеем жить настоящим.

Нам кажется, что настоящее замкнуто и скучно. Но ведь только оно по-настоящему необъятно. Прошлое ограничено, будущее ограничено, если говорить о его временном измерении, а настоящее, как горчичное зёрнышко, прорастает в вечность. «Настоящее - это та точка, в которой время касается вечности», - говорит Льюис в «Письмах Баламута».

Настоящее - это момент встречи с собой. А значит, и с вечностью, которая внутри нас. С вечностью, которую можно обрести, если правильно использовать свободу, данную человеку только в этом мгновении.

Да, настоящее - это труд. Это выбор. Это усилие. Не потому ли мы спешим улизнуть в эфемерность будущего, мечтая, строя планы, надеясь, что там мы встретим себя идеального и всё, конечно же, будет по-другому?

«Наше дело, - пишет дядя Баламут своему племяннику, - отвратить их (людей) от вечности и от настоящего. Имея это в виду, мы иногда искушаем человека жизнью в прошлом. Но этот метод имеет ограниченную ценность, ибо люди всё-таки кое-что о прошлом знают: в этом отношении прошлое походит на вечность. Гораздо лучше, чтобы они жили в будущем».

Будущее - это не обязательно надежда на глобальные изменения мирового порядка или на счастливую старость. Это может быть просто ожидание недалёкой встречи, близкого праздника, выходного.

И в этом ожидании мы растрачиваем полноту радости, которую можно пережить только сейчас. Мы безжалостно топчем цветы наших дней, потому что нам всегда кажется, что вон тот цветок, на другом конце поля, ярче и красивее. И бежим к нему, отказываясь видеть красоту вокруг.

Каждый день - дар. А дар - это не только подарок, это ещё и неожиданность. Разве сравнится подарок, которого не ждёшь, с тем, о котором знаешь заранее?

«Я никогда не думаю о будущем. Оно наступает достаточно быстро», - когда-то сострил Эйнштейн. И был прав. Повинуясь Слову, время мчит нас в своих ладонях по космосу жизни, чтобы успеть доставить домой, пока мы не растеряли подаренную нам вечность. Нынче время можно мерить не днями, а неделями. Мы без конца сетуем на эту бесцветную быстротечность, а сами ещё более ускоряем лёт времени, живя ожиданием. От события к событию. От понедельника к пятнице. От пятницы к понедельнику. А жизнь? А жизнь незамеченной тенью - между.

Мы скользим по жизни так же, как скользим глазами по строчкам молитв. Наверное, это одно из самых ярких сравнений, характеризующее нашу неспособность жить настоящим - ведь более «вечного» момента, чем разговор с Богом, найти нельзя.

Вероятно, только научившись собирать время в своей душе, можно научиться в каждом дне видеть окно в вечность. Видеть так, как пишет об этом в своём дневнике протопресвитер Александр Шмеман: «Начало „осени первоначальной"*... Вчера днём поездка к Ане. Горы, леса, залитые уже осенним солнцем, совсем живые в этой удивительной прозрачности сентябрьского солнца... В связи с этим... - мысли о смерти. В ужасе перед смертью одно из самых сильных чувств - это жалость покидать этот мир: le doux royaume de la terre (Bernanos)**, то, что так сильно чувствовал тоже Mauriac. Однако что если le doux royaume de la terre: это открытое, светлое небо, эти залитые солнцем горы и леса, эта безмолвная хвала красок, красоты, света, - что если всё это и есть, в конечном итоге, не что иное, как единственное явление нам того, что за смертью? Окно в вечность? „Да, но вот того - единственного, неповторимого, серенького денька и в сумерках его вдруг вспыхнувших огней - того, что так мучительно помнит душа, его-то нет, не вернуть..." Но душа-то потому и помнит, что этот „денёк" явил ей вечность. Что не его я буду помнить в вечности, а сам он был „прорывом" в неё, неким - наперёд - „воспоминанием" о ней, о Боге, о жизни нестареющей...»

* Слова из стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».
** «Сладостное царство земли» (Бернанос) (фр.).

Возможно, кому-то время кажется жестоким. Но оно жестоко так же, как мать, учащая своего ребёнка самостоятельности. Оно учит нас, детей вечности, жить вне его. Жить в нём, но не им.

Время стряхивает с себя наши чаяния и планы и крушит наши мечтания, освобождая этим нас, научая нас жить вертикалью.

Счастье в том, чтобы жить вертикалью. Каждый день. Всю жизнь. Летя на ласковых ладонях времени, смотреть в Небо. Учась ладонями времени - черпать вечность.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/ladoni.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Последние комментарии
Ревизия государственной тайны
Новый комментарий от Наталья Сидорина
28.11.2022 10:05
Одна большая ошибка длиною в 9 лет
Новый комментарий от Наблюдатель
28.11.2022 09:37
Корни астрологии – в Вавилоне
Новый комментарий от E.O.
28.11.2022 09:17
Маугли в контексте цивилизационной идентичности
Новый комментарий от Сергей
28.11.2022 08:24