Святой Василий Острожский основал монастырь в скале на высоте 900 метров
над уровнем моря. Дорога, которая к нему ведет, выглядит очень опасной -
узкий серпантин практически без ограждения. Автобус, чтобы повернуть,
вынужден свой нос заносить прямо над пропастью. Туристы обычно в эти
моменты испускают вздох ужаса. Но гид всех успокаивает: «Друзья, не
волнуйтесь, на этой дороге за все годы существования монастыря (а
монастырь никогда не закрывался - прим. Ред.) не было ни одного
несчастного случая. Святой Василий хранит всех, кто к нему приезжает».
По сербским меркам монастырь не такой уж древний - он был заложен в
середине XVII века и получил свое название благодаря горному утесу в его
основании. Обитель состоит из двух частей: Верхней и Нижней. Самый
красивый - Верхний монастырь (на высоте 900 метров) с вырубленными в
скалах церквями Пресвятой Богородицы и Животворящего Креста, похожими на
два крыла летящей белой чайки. Кажется, он парит в воздухе. В этих
труднодоступных местах издревле селились монахи-отшельники. Но монастырь
здесь появляется только в XVII веке, и связано это с именем великого
сербского святого Василия Острожского.
Время жизни св. Василия совпало с турецким владычеством в Сербии,
сравнимым по масштабам разорения с монголо-татарским игом на Руси.
(Только турки еще более жестоко, чем монголы, расправлялись с местным
населением, исповедавшим Православие.) В те годы многие люди оставляли
христианскую веру в обмен на «чечевичную похлебку» от властей.
Святой Василий (в миру Стоян) родился в 1610 году в бедной крестьянской
семье. Его родители, несмотря на гонения, открыто исповедовали
христианство. Мальчик с детства не стеснялся проявлять свою любовь ко
Христу. Видя это, соседи-вероотступники, принявшие ислам, собрались
ходатайствовать перед властями, чтобы мальчика забрали в янычары
(солдаты в войске Османской империи, состоявшем в том числе и из
христианских юношей, которых забирали у семей, не желавших переходить в
ислам). Тогда родители Стояна приняли решение отдать мальчика в
монастырь, где игуменом был его дядя, Серафим, оказавший на будущего
святого большое влияние.
Когда Стоян подрос, игумен Серафим отправляет племянника в Твердош,
главный монастырь Герцеговины. Там Стоян принял постриг с именем
Василий. В городе Требинье, где находился монастырь Твердош, шла в то
время борьба за паству между католиками, православными и мусульманами.
Несмотря на опасность, Василий защищает Православие: обращается к
народу, ходит проповедовать по домам. За молитвенную помощь и пастырское
бесстрашие люди прозвали его «молитвенник райи» («стада», так
уничижительно турки называли сербов).
Василию пришлось терпеть нападки не только от врагов веры, но и от
собратьев. Однажды его пытался оклеветать Черногорский митрополит
Мардарий (поддержавший унию с католиками). Митрополит согрешил со
служанкой, а когда она забеременела, обвинил в своем грехе Василия.
Молодого священника приговорили к повешению, но Василию удалось
отсрочить исполнение приговора до рождения ребенка. Когда младенец
появился на свет, Василий взял его на руки и спросил перед судьями, кто
его отец. Младенец сказал всю правду. После этого Мардарий был осужден, а
Василий назначен архимандритом монастыря.
Но будущий святитель не стремился к почестям, он искал уединения, чтобы
совершенствоваться в молитве. Василий отправляется на Афон, но по пути
заезжает к патриарху Паисию. Патриарх, провидев в молодом подвижнике
опору возрождающейся Церкви, благословил его оставаться на Афоне не
более года. После Афона Василий побывал в Молдавии с Валахией и дошел до
Руси, где ему была оказана помощь для бедствующего народа Герцеговины.
По возвращении со Святой горы патриарх Паисий посвящает Василия в
митрополиты. В это время святителю исполнилось только 30 лет, но уже
тогда народ идет к нему за утешением и исцелением. Трудами святого
Василия восстанавливаются многие разрушенные в Герцеговине храмы. Но
притеснения турок грозят митрополиту Василию жестокой расправой. Тогда
он решает уехать в отдаленной монастырь Острог и оттуда управлять своей
епархией.
С появлением св. Василия в Острожском монастыре монашеская жизнь
расцветает. За несколько лет отстраиваются и расписываются основные
храмы: Введенский, Крестовоздвиженский и др. По монастырскому преданию,
последние 15 лет жизни свт. Василий провел в пещерной постнице
Острожского монастыря. Здесь, в своей келье он и упокоился 29 апреля (12
мая) 1671 года. Этот день считается днем памяти св. Василия и
торжественно празднуется в монастыре. Через некоторое время прямо из
скалы над местом его смерти выросла виноградная лоза. Эта старая лоза
жива и сегодня, растет прямо из скалы, и это очень удивительно, потому
что поблизости нет ни земли, ни воды. Лоза почитается в монастыре как
святыня.
Вскоре были обретены нетленными мощи святого Василия, которые сегодня
находятся во Введенском храме. Доступ к ним открыт с утра и до позднего
вечера. В монастыре очень рады паломникам из России.
Перед поездкой в монастырь у сербов есть обычай держать недельный пост
(«седмица Василия»). А у ворот монастыря - снять обувь и босиком идти в
гору 5 километров, к мощам Василия.
Сербские паломники стараются провести в монастыре хотя бы одну ночь.
Сделать это довольно просто: на небольшой площадке перед верхним храмом
можно получить небольшую подстилку, плед и подушку - все бесплатно. Есть
и гостиница для паломников, она находится внизу, удобств там больше, но
они не бесплатны.
Учитывая обилие паломников и малое количество братии (около 12 человек),
вас вряд ли усадят за монастырскую трапезу. Но воду, напитки, кофе
предложат. Обычно сербы берут с собой хлеб - и этим их паломническое
меню ограничивается.
Святой Василий настолько широко известен на Балканах своей чудесной
помощью и исцелениями, что в монастырь идут не только православные, но и
католики, и даже мусульмане. Сложное межконфессиональное и
межрелигиозное прошлое и те гонения, которые претерпел Василий
Острожский от «латинян и турок» при жизни, сегодня никого не смущают. Да
и святой Василий, видно, не помнит зла: паломники разных вер и
конфессий еще не жаловались на тщету своих прошений.
Службы: Служба идет на церковнославянском языке (с
сербским акцентом). Ранняя литургия служится в верхнем храме Введения
Богородицы, у мощей св. Василия в 5-6 часов утра. А поздняя литургия -
9-10 утра в нижнем храме (у подножия горы). Вечерняя служба одна (как
правило, только вечерня), служится довольно поздно, в 8 вечера. В этом
монастыре не принято исповедоваться перед каждым причастием, священника
для исповеди вы можете и не найти, поэтому исповедаться лучше накануне.
Как добраться?
Острожский монастырь расположен высоко в горах и довольно далеко от
населенных пунктов, поэтому добираться туда лучше на такси, своей машине
(только если у вас есть большой опыт вождения на горных дорогах!) или с
экскурсионной группой. Такие группы постоянно набираются на побережье.
Стоимость экскурсии в среднем 20 евро.
Имейте в виду, что пользоваться автостопом здесь небезопасно.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=93§ion=2&article=2361
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».
Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».
Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html