День забвения

Новости Москвы 
0
355
Время на чтение 11 минут

Не празднуем «своих имен»


«Нижний Новгород не празднует своих имен... Мы очень равнодушны к предметам, напоминающим нашу славу» - с горечью писал мой земляк писатель П.И. Мельников-Печерский в середине ХIХ в. Что изменилось с тех пор? Чтобы ответить на этот вопрос, возьмем имя Кузьмы Минина, другого моего земляка.
С одной стороны, всем, от мала до велика, известно, что Кузьма Минин - «спаситель Отечества», «гражданин России». И если бы не его легендарное воззвание к народу, не Народное ополчение, сформированное нижегородским земским старостой совместно с воеводой князем Дмитрием Пожарским, не было бы России в нынешнем ее виде, а может быть, и ни в каком виде вообще. В связи с чем в Н.Новгороде есть памятники герою, площадь и улица его имени, педагогический госуниверситет, переименованный в честь Кузьмы Минина недавно.
С другой стороны, в Н.Новгороде, родном городе народного героя - ни одной музейной экспозиции, посвященной его жизненному пути, нет, соответственно, и музея К.Минина или же сформированного им ополчения.
Экспозиция «Подвиг народного единства» в Ивановской башне Нижегородского кремля, спешно открытая к 4 ноября 2005 г., первому празднованию Дня народного единства, не в счет. Это, говоря современным языком, - презентация героических событий 400-летней давности с экспонатами-«новоделами», к героизму отношение имеющими самое отдаленное. Достаточно сказать, что немалое место в небольшом зале занимают аляповатые, выполненные в человеческий рост фигуры кузнеца у наковальни, стрельца у обозной телеги, а также за просторным столом писаря, без которого в ополчении опять же не обойтись. По свидетельству очевидцев, фигуры в полумраке башни выглядят жутковато. Кроме того, через Ивановскую башню в поход выходили отнюдь не писари и мастеровые, но хорошо вооруженные и обученные воины...
Впрочем, демонстрация усердной хозяйственной деятельности ополченцев была бы уместна, если бы служила дополнением к другим музейным залам, посвященным собственно непреходящему подвигу Народного ополчения 1611-1612 гг. Такой - полноценный музей нижегородская общественность неоднократно предлагала создать в Арсенале Нижегородского кремля (объект культурного наследия федерального значения), что было бы логично с любой, в том числе исторической, точки зрения. Однако в Арсенале размещен и за госсчет наращивает деятельность филиал московского Центра современного искусства, где западная «современность» и обнаженная натура доминируют.
Одним словом, с исторической памятью у нас, нижегородцев, ПОЛОВИНЧАТО. И что - в целом по России ситуация другая? Про корни свои, вроде бы, помним, да вот чего-то подзабыли, героев-предков, кажется, в меру сил почитаем, но это - только кажется...
В подтверждение данного тезиса - еще одна тема для дискуссии. Речь пойдет о 21 мая, Дне памяти гражданина Минина, празднестве, которое в Нижегородской области официально учреждено и совершено странным образом... не отмечается!

В 1616 году тело Козьмы Минина было захоронено
в Нижнем Новгороде на погосте приходской Похвалин-
ской церкви. Через некоторое времяпервый нижегород-
ский митрополит Филарет перенес его прах к кремлевско-
му Спасо-Преображенскому собору, позднее останки еще
несколько раз перезахоранивали, а в 1962 году они обрели
покой в кремлевском Михайло-Архангельском соборе -
храме-памятнике ополчению начала XVII в.


Дата кончины Кузьмы Минина


Точная дата кончины Кузьмы Минина неизвестна.
Из дошедших до нас документов следует, что по поручению государя, ориентировочно, в январе 1616 г К.Минин вместе с боярином Григорием Ромодановским и дьяком Марком Поздеевым выехали из Москвы в Казань для выяснения причин волнений местного населения. В Казань комиссия прибыла 13 февраля 1616 г., предприняла следствие, отчего «черемиса заворовала», то есть поволжские финно-угорские племена взбунтовались. Завершив, «сдав дела», комиссия поворачивает на Москву: случилось это, по-видимому, в конце марта - начале апреля 1616 г. Столяровский (иначе - Карамзинский) хронограф гласит: «А Кузьмы Минина едучи к Москве на дороге не стало».
В то же время среди нижегородских православных верующих - земляков героя, мирян и священнослужителей, издавна и по сей день бытует традиция поминать Кузьму Минина 8 мая, по старому стилю, или 21 мая - по новому.
Этой же даты, следуя традиции, придерживалась Нижегородская губернская ученая архивная комиссия (НГУАК), которая под председательством А.Я.Садовского в начале XX в., в канун 300-летия победы Народного ополчения и позже, вела скрупулезные архивные изыскания, касаемые биографии, родовых корней К.Минина.
В дореволюционные времена торжества на 8 (21) мая ограничивались поминаниями героя в православных храмах. Вплоть до 1916 г., когда Россия отметила 300-летие кончины народного героя.

Торжества 1916 года


Торжествам 1916 г., в условиях Первой мировой войны, на высшем государственном уровне был придан общегражданский размах.
Иллюстрированный литературно-художественный журнал «Искры» (приложение к столичной газете «Русское Слово», №17 за 1916 г.), например, писал: «8 мая в день торжества по случаю 300-летия кончины Козьмы Минина повсеместно в городах империи состоялось чествование памяти великого нижегородского гражданина. Повсюду отслужены торжественные панихиды в присутствии представителей власти, сословий и многочисленных молящихся... Но особенно торжественно отпразднован этот день на родине Минина - в Нижнем Новгороде и в Москве. Крестный ход в сопровождении Великого князя Георгия Михайловича шел по пути, по которому Минин вел нижегородское ополчение на спасение Москвы». Процессия вышла на Благовещенскую пл. Н.Новгорода (ныне пл. Минина и Пожарского): «При полной тишине среди многочисленной толпы раздалось стройное пение "вечной памяти" Козьме Минину»...
Как отмечали «Искры», торжества в Н.Новгороде, в Москве, по всей России в этот день носили ярко выраженный «церковный характер». Однако было немало и светских мероприятий. Так, в Н.Новгороде состоялся парад войск и воспитанников местных учебных заведений, звучали «слава» Минину и патриотические гимны в исполнении тысячного сводного хора, прошло торжественное заседание городской думы и ученой архивной комиссии с приглашением гостей из многих регионов страны, и т.д., и т.п.
В связи с последующими социальными катаклизмами, с установлением большевистской власти традиция была прервана.

Инициатива Фонда Минина и Пожарского


Общественный Фонд Минина и Пожарского в Н.Новгороде был создан в декабре 1998 г. по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая в целях увековечивания памяти героев Народного ополчения 1611-1612 гг.
Первым шагом Фонда стала инициатива по учреждению в Нижегородской области двух новых областных праздников - это День славы Нижегородского ополчения на 4 ноября и День памяти гражданина Минина на 21 мая (предполагаемый день кончины героя). Итогом инициативы стало Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 27 апреля 1999 г. №109 «Об установлении в Нижегородской области праздника "День славы Нижегородского ополчения" и памятного дня "День памяти гражданина Минина"».

День памяти гражданина Минина


К проведению нового областного праздника - первого Дня гражданина Минина 21 мая 1999 г. актив Фонда Минина и Пожарского и региональные власти отнеслись ответственно.
Профессор ННГУ им. Н.Н. Лобачевского, доктор исторических наук В.П. Макарихин составил методичку «День памяти гражданина Минина» для педагогов-историков, заблаговременно изданную Фондом и распространенную через областной департамент образования по нижегородским средним учебным заведениям, среди их учащихся был проведен конкурс сочинений. Автором этих строк был написан Марш ополченцев, который вошел в репертуар Нижегородского губернского оркестра и на многие годы стал своеобразной музыкальной визиткой региона. Скульптор Л.Т. Ядринцев подготовил гипсовую модель барельефа, посвященного Нижегородскому ополчению и годом позже установленного на Ивановской башне Нижегородского кремля.
Мероприятия того дня широко освещались местными печатными и электронными СМИ. Они сообщали, что День памяти гражданина Минина начался панихидой в Михайло-Архангельском соборе Нижегородского кремля, на которой, наряду с представителями православно-патриотической общественности, присутствовали «первые лица» области. Затем при большом стечении народа, в том числе молодежи, перед кремлевским обелиском Минину и Пожарскому состоялся торжественный митинг. Звучал духовой оркестр, к обелиску были возложены цветы. Цветы в тот день легли также к памятнику Минину на пл. Минина и Пожарского, к бюсту Минина и к бронепоезду «Козьма Минин» перед Домом культуры железнодорожников в Канавинском районе. По окончании митинга здесь же, в кремле, Леонард Ядринцев провел презентацию барельефа...
В 2000 г. День гражданина Минина был отмечен в Н.Новгороде с еще большим размахом, учитывая возросший интерес нижегородцев к истории родного края.
На следующий год, 21 мая 2001 г., после панихиды в Михайло-Архангельском соборе и митинга от стен Нижегородского кремля впервые стартовала культурно-патриотическая акция «Алтарь Отечества», инициированная Фондом Минина и Пожарского, - автопробег по маршруту Народного ополчения с комплексом мероприятий на завершающем этапе в Москве.

Традиция вновь прервана


День гражданина Минина в Н.Новгороде в 2002 г. не проводился, если не считать традиционной панихиды в Михайло-Архангельском соборе. При этом проведение празднества регулировалось отдельным Распоряжением вновь избранного губернатора Нижегородской области «О подготовке и проведении Дня памяти гражданина Минина и Дней Славянской письменности и культуры». Однако данное Распоряжение датировано 22 мая 2002 г. (№ 521-Р), то есть днем позже самого празднества. Это говорило об отношении к исторической памяти, к нашему духовному наследию пришедшей к руководству области новой «команды».
С тех пор традиция празднования Дня памяти гражданина Минина в Н.Новгороде - в очередной раз - стала утрачиваться, хотя Постановление областного Заксобрания от 1999 г. «Об установлении (...) памятного дня "День памяти гражданина Минина"» никто не отменял.
С середины 2000-х торжества на День гражданина Минина всецело переместились в Балахну, на родину, как с определенного времени стало считаться, Кузьмы Минина. В этот день здесь проводятся митинги, торжественные собрания, концерты, чествования ветеранов, награждение победителей разнообразных фестивалей, конкурсов патриотической тематики для молодежи и т.п. - опыт за прошедшее десятилетие накоплен немалый. За этот опыт, за проделанную работу балахнинцам нужно сказать огромное спасибо!
Парадокс, однако, заключается в том, что к Балахне народный герой, члены его семьи отношения не имеют.

Ошибочность «балахнинской версии»


На это указывал еще П.И. Мельников-Печерский в «Исторических заметках» («Отечественные записки», №№ 7-8 за 1842 г.): «В городе Балахне есть купеческая фамилия Мининых; ГОВОРЯТ, она происходит от одного из братьев Козьмы... утвердительно сказать этого нельзя, потому что у нас, на Руси, всякий имевший отца Мина назывался и называется МИНИНЫМ». Другими словами, писатель считал балахнинских Мининых однофамильцами героя. Нижегородская губернская ученая архивная комиссия (НГУАК) под председательством А.Я. Садовского в начале XX в. после кропотливых изысканий пришла к аналогичному выводу.
Однако в 60-х годах прошлого столетия в защиту балахнинских «разговоров» выступил нижегородской историк И.А.Кирьянов (О Кузьме Минине (Новые материалы к биографии) // История СССР. М., 1965. № 1). В нижегородских синодиках и в «Писцовой книге» г. Балахны 1674-1676 гг., до нас не дошедших, но выдержки из которых в свое время опубликовала вышеназванная НГУАК, исследователь обнаружил совпадения двух имен балахнинских Мининых из «Писцовой книги» с именами в поминальных записях нижегородских синодиков - Михаила и Григория. Этих двух аналогий показалось достаточно, чтобы говорить «о тесной связи сведений о семействе балахнинских Мининых с имеющимися данными о Кузьме Минине и его роде». Затем ученый в архивах «вышел» на балахнинского Федора Минина, именовавшегося также «Федором Мининым сыном Анкудиновым». Затем, указав на еще один источник кон. XVI в., упоминающий «Миню Анкудинова», сделал очередной вывод: «В последнем нетрудно увидеть родоначальника рода балахнинских Мининых и вероятного отца Кузьмы Минина».
Данную точку зрения критиковали в прошлом веке, например, такой авторитетный ученый, как В.И. Буганов («Выборный человек всею землею» Кузьма Минин // Вопросы истории. 1980. № 2). Однако, выйдя за рамки «предания», «версии», «гипотезы», она все же приобрела статус научной.
В середине 2000-х «балахнинскую версию» основательной критике подверг нижегородский архивист Б.М.Пудалов (К биографии Кузьмы Миина / Мининские чтения. Труды научной конференции. ННГУ им. Н.И.Лобачевского (20-21 октября 2006 г.). Н.Новгород, 2007). Обратившись к первоисточникам, он обнаружил не два, а «целых» три совпадения между балахнинскими Миниными и поминаемыми в Н.Новгороде по роду Кузьмы Минин. И - все равно: «очень мало (...) Из двадцати одного мужского имени (...). Но гораздо существеннее, что в поминании семьи К.Минина не нашлось места имени «Анкудин» (в любом из произносительных вариантов - «Анкидин», «Киндин», «Кудим» и т.п.), - а ведь этого человека сторонники «балахнинской» версии считают дедом Кузьмы Минина». В общем, не помянуть дедушку, основателя рода, - у православных это невозможно. Следовательно, дедушкой был кто-то другой.
Окончательно крест на «балахнинской версии» ставит С.В. Сироткин, сотрудник Российского государственного архива древних актов (РГАДА) (Братья и сестры Кузьмы Минина: генеалогический этюд. Труды участников международной научной конференции. ННГУ им. Н.И. Лобачевского (24-25 октября 2008 г.). - Н.Новгород, 2010). Автор проанализировал данные из писцовых, дозорных, переписных книг, купчих, списков гостей гостиной и суконной сотен, касаемых Балахны XVII в., изыскивая возможных родственников Кузьмы Минина. И родственников не нашел. Кроме того, «в XVII в., ни в первой половине XVIII в. балахонцы Минины не ссылались на свое родство с нижегородским старостой, чтобы добиться каких-либо привилегий, хотя, если бы они были потомками братьев Кузьмы Минина, то могли бы рассчитывать на особое отношение к себе» - также отметил автор.
Таким образом, придерживаться следует исторической правды, убедительно доказанной нижегородским исследователем Б.М.Пудаловым: «Кузьма Минин - нижегородец, посадский человек Нижнего Новгорода, как он и именуется в сохранившихся документах своего времени».

Велопробегом... по истории?


Ситуация с Днем памяти гражданина Минина опять-таки парадоксальна: в Н.Новгороде этот светский законодательно учрежденный праздник не отмечается - ни на областном, ни на городском уровнях. Не проводится рядового митинга, и это в городе, где Кузьма Минин, по всей вероятности, родился и - что абсолютно точно! - прожил большую часть своей жизни. Хотя документально о Кузьме Минине до осени 1611 г. ничего не известно, согласитесь: не мог случайный человек быть удостоен чести и доверия земляков, которые в нелегкий для России, Смутный период избрали его земским старостой, а потом последовали призыву сплотиться, формировать ополчение!
Аналогична ситуация и для других районов Нижегородской области (исключая, как уже говорилось, Балахну): их руководство в повседневной деятельности «равняется» на областной центр, который на 21 мая никого ничем «не напрягает».
Единственное «плановое» событие праздничного дня - это велопробег «Дорогой Минина» от пл. Минина и Пожарского Н.Новгорода до Балахны, проводимый в последние годы одним из нижегородских фондов. Велопробегом, понимаете ли, по истории! Идеологически данное спортивно-туристическое действо может быть оправданно лишь в контексте других, более значимых событий празднества, которых, к превеликому сожалению, на 21 мая в Н.Новгороде не случается.

+ + +


Обращаюсь к нижегородцам, ко всем гражданам России, кому дорога родная история: давайте придадим Дню памяти Кузьмы Минина должный, Всероссийский статус!
Сделать это необходимо хотя бы потому, что не за горами 400-летие кончины народного героя. А во-вторых, нелепо, несправедливо День его памяти сводить к неким рядовым местечковым мероприятиям.

Сергей СКАТОВ,
зам. директора Фонда памяти
митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая,
координатор Движения «Народный Собор»

http://www.rv.ru/content.php3?id=9598

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Скатов
Купно заедино!
Размышления в связи со 100-летием Союза писателей Чувашской Республики
23.11.2023
На праведном пути!
Обращение Нижегородского отделения «Русского Собрания» к властным структурам Чувашской Республики
20.10.2023
Русские своих не бросают!
«Дело» патриота Михаила Щеглова продолжим
07.09.2023
Доброволец – это Добро и Воля!
К 30-летию легендарной обороны русскими добровольцами высоты Заглавок в Республике Сербской
12.04.2023
Все статьи Сергей Скатов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
06.05.2024 07:15
В Америке не прекращается полемика по поводу Закона об антисемитизме
Новый комментарий от Александр Волков
06.05.2024 06:31
С чем Россия обращается к Азии?
Новый комментарий от Александр Волков
06.05.2024 05:28
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.05.2024 01:47
Жизнь жительствует
Новый комментарий от С. Югов
05.05.2024 21:04
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Вадим И. Шаров
05.05.2024 16:52