«Чтобы приход стал общиной»

0
215
Время на чтение 3 минуты

"В советскую эпоху у нас, к сожалению, из приходской жизни ушла социальная, образовательная, культурная работа, приход перестал быть общиной. Какая община, когда в храм ходить было опасно?! Это вошло в плоть и кровь людей: люди в церковь приходят, как в магазин, - свечку купить, записочку написать, помолиться и уйти. Сегодня употребляются огромные усилия, чтобы приход стал общиной..." - сказал в одном из своих недавних выступлений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Эти слова Предстоятеля нашей Церкви очень актуальны. И это не пустые слова. Усилия, о которых говорит Святейший Патриарх, всем очевидны. От реформы церковного управления и образования до соборных документов, касающихся вопросов подготовки ко крещению, все сегодня направлено на то, чтобы вся Русская Церковь, от Москвы до самых удаленных приходов и монастырей, зажила своей полнокровной жизнью.

Чем объяснить, что эти усилия так огромны, и что за сила им противодействует? Совершенно очевидно- этим усилиям противодействует сила инерции, доставшаяся нам, всему нашему постсоветскому обществу в наследие от тех времен, когда Церковь была истребляема и гонима, когда если верующих и терпели, то только в границах жестко контролируемых рамок приходов. Когда Церковь вынуждена была молчать, когда церковная проповедь, если и звучала, то только в стенах храмов. Когда православных родителей лишали родительских прав за церковное воспитание собственных детей. Когда детям верующих была закрыта дорога к высшему образованию, да и просто к какой бы то ни было деятельности в обществе, строившем утопический социализм. Большинство людей, выросших в позднесоветском строе, продолжает нести в себе эту инертность, равнодушие и потребительское, иждивенческое отношение ко всему. В том числе к Церкви.

Но вот уже четверть века Церковь в России и на всем постсоветском пространстве свободна. Быть может, впервые за всю свою историю она сама, без царской опеки и не из-под гнета большевиков, решает, как ей жить, что говорить и, главное, что делать. Что делать, чтобы в полноте исполнить завет Христов «идти по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари» (Евангелие от Марка 16:15). Сегодня - благословенное время, когда ничто и никто не препятствует всем нам - епископам, священникам и верным - исполнять это Христово посланничество и быть носителями и проповедниками спасительного Евангелия в этом погибающем мире. Нет сомнений, эта проповедь будет действенной лишь тогда, когда мы, христиане, будем подкреплять ее собственным жизненным примером, как личным, так и церковным. А для этого приход должен быть общиной.

Фото Евгения Глобенко
Фото Евгения Глобенко

Когда человек переступает порог храма и его вместо солидарности и любви ждет холодная касса с ценниками за требы, когда вместо братских отношений он находит в церковной ограде столь привычные для него товарно-денежные, тогда с этим человеком не произойдет никакой перемены. Ведь вместо Христовой Церкви он попал в магазин или в бюро ритуальных услуг.

Сегодня есть все возможности строить приходскую жизнь так, чтобы избегать тех ее искажений, которых за синодальную и советскую эпоху накопилось так много: торговля требами, авторитаризм настоятеля, равнодушие к литургической жизни, редкое причащение, отсутствие интереса к Священному Писанию и творениям Отцов Церкви - лишь некоторые из них.

Когда центром приходской жизни становится слово Божие и Евхаристия, тогда приход становится общиной. Потому что только божественное Слово и литургия создают ту реальность, которую можно назвать общиной христиан. Литургия («общее дело», греч.), как сердце общинной жизни, не может быть частным делом. Не «я причащаюсь», но «мы причащаемся». Причащаемся Христу, который «вчера, и сегодня, и вовеки Тот же» (Послание к евреям 13:8). Вознося «единым сердцем и едиными устами» благодарение Богу в Евхаристии, причастившись Христу от единого Хлеба жизни и единой Чаши спасения, вняв провозглашаемому на литургии слову Божию и усвоив его, мы становимся общиной, в которой все дела - общие, общие и все радости и скорби. И крещение новых людей, и венчание новых браков становятся тогда радостными для всей общины событиями. И все церковные дела, от воскресной школы до посещения тюрем и больниц становятся не частным делом приходских альтруистов, а общим делом церковной общины. Делом любви, естественным и необходимым, без которого она не может жить.

Подлинное возрождение церковной жизни, в том числе возрождение общинной жизни на приходах требует, действительно, больших и постоянных усилий. Если мы, и пастыри, и верные, прислушаемся к словам нашего Предстоятеля, кормчего церковного корабля Русской Церкви, если отнесемся к ним со всей ответственностью, то это возрождение будет возможным не только на отдельных приходах и в отдельных монастырях, но во всей поместной Церкви. Ободримся, ведь в этом деле с нами - новомученики и исповедники Российские, за свидетельство Христово претерпевшие лютые гонения и самую смерть. С нами сам Христос, распятый, воскресший и пребывающий со Своей Церковью до скончания века.

http://www.taday.ru/text/1613907.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Арсений (Соколов)
К вопросу возникновения пророческой письменности в Древнем Израиле
Вниманию читателей предлагается доклад игумена Арсения (Соколова), представленный на XXVII международной богословской конференции ПСТГУ (Москва, 8 декабря 2016 г.)
24.03.2017
Все статьи Игумен Арсений (Соколов)
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28