itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Пасха - основа веры человека

0
522
Время на чтение 5 минут
Близится Пасха. Для тех, кто не сможет пойти ночью в храм, будет организована прямая трансляция пасхального богослужения из храма Христа Спасителя. Клирик храма, протодиакон Александр Агейкин, рассказывает о том, каково служить под прицелом камер и как прошла его самая первая Пасха в священном сане.

Пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя. Протодиакон Александр Агейкин - крайний справа. Фото www.patriarchia.ru
Пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя. Протодиакон Александр Агейкин - крайний справа. Фото www.patriarchia.ru

- Отец Александр, что такое для Вас в первую очередь Праздник Пасхи?

- Основа веры человека.

Можно смириться с тем, что существует смерть, привыкнуть к этому и просто ждать всеобщего воскресения. Как, например, ожидали его сестры умершего Лазаря Марфа и Мария. Когда Иисус Христос говорит Марфе: «Воскреснет брат твой», Марфа отвечает ему: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день».Но Христос говорит не об этом. Следующие Его слова такие: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек». Он говорит о реальном воскресении человека и всего человечества, о полной победе над смертью, о том, что человек после Его Воскресения будет иметь вечную жизнь. Воскресение Христово - победа над смертью, и факт этой победы мы празднуем каждый год. То, что она преодолена, что после смерти и Воскресения Христова человечество получило совершенно новые возможности для вечной жизни, что людям было открыто Царство Небесное, недоступное ранее, - основа нашей веры. И апостол Павел пишет в Первом послании к коринфянам: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша».

- Помните Вашу первую Пасху в сане диакона?

- Как не помнить! Она была очень сложной. Меня рукоположили 7 апреля, в Праздник Благовещения, который в тот год совпал с Вербным Воскресением. Богослужебная практика в кафедральном Елоховском соборе длилась вместо положенных сорока только три дня. В Великие Понедельник, Вторник и Среду я как практикант сослужил на литургиях Преждеосвященных даров, а про Великий Четверг мне сказали, что я уже должен быть на своем приходе, в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине. Храм был в руинах, приходская жизнь восстанавливалась с нуля, а кроме того, на приходе было всего два клирика - мой настоятель, который сам был недавно рукоположен, и новорукоположенный диакон - я. Оба мы не знали в полной мере церковную традицию, я понимал богослужение теоретически, но практического опыта не было никакого. И вот я был «брошен», можно сказать, в открытое море, и должен был как-то сам выплыть, это при том, что на нашем приходе я «отвечал» не только за организацию богослужения, но и за пение хора, и за подготовку облачений. Милостью Божией, та Пасха была очень запоминающейся, радостной, хотя и - от отсутствия опыта - сложной.

- А как-то отличается восприятие Пасхи, когда ты уже служить, от восприятия Праздника, когда ты просто стоишь в храме и молишься?

- Разумеется! Созерцать и участвовать - разные вещи. Прихожанин, даже если стоит молится, все-таки созерцатель, а тот, кто участвует в богослужении - делатель. Ощущение, когда стоишь перед Престолом в алтаре, соучаствуешь совершению Литургии - это гораздо больше, чем просто смотреть, как все происходит.

Участие в пасхальном богослужении - это внутренняя радость, которую трудно описать словами. Она незабываема, и священник или диакон должны пронести ее через всю свою жизнь. Мы знаем, что во время хиротонии священник или диакон надевают белые ризы - символ чистоты, которую священнослужитель должен сохранить и через тридцать, и через сорок лет после рукоположения. И пасхальная радость в сердце человека на самом деле всегда должна жить и никогда не меркнуть.

На Великой вечерне в храме Христа Спасителя. 2010 год. Фото www.patriarchia.ru
На Великой вечерне в храме Христа Спасителя. 2010 год. Фото www.patriarchia.ru

- А сейчас Вы ждете Пасху?

- Конечно! Ожидание этого Праздника всегда вызывает радостный трепет, потому что Пасха есть Пасха.

- Пасхальное служение в кафедральном соборе отличается от служения на Вашем первом приходе?

- Да, оно другое, но ощущение от него не менее радостное, потому что все-таки мы служим в кафедральном соборе столицы, в центре церковной жизни Русской Православной Церкви. Статус кафедрального собора налагает особую ответственность.

Патриарх Кирилл и протодиакон Александр Агейкин на Пасхальном богослужении в храме Христа Спасителя. 2011 год. Фото www.patriarchia.ru
Патриарх Кирилл и протодиакон Александр Агейкин на Пасхальном богослужении в храме Христа Спасителя. 2011 год. Фото www.patriarchia.ru

Бывают и непростые ситуации, потому что богослужение совершают множество священнослужителей, далеко не всем привычно служить в соборе, да еще когда вокруг так много людей. Протодиакону приходится лавировать между духовенством, оставаться абсолютно нейтральным и решать возникающие сиюминутные вопросы абсолютно беспристрастно, без всяких амбиций, чтобы ни в коем случае никого не обидеть, не расстроить, помня, что даже молодой священник по своему служению стоит выше тебя. И если уж нужно его поправить, то сделать это надо очень осторожно, деликатно и мягко, ведь ошибиться может каждый. Но с ошибками тоже не все просто.

На Пасхальном богослужении в храме Христа Спасителя. 2011 год. Фото www.patriarchia.ru
На Пасхальном богослужении в храме Христа Спасителя. 2011 год. Фото www.patriarchia.ru

На приходе, если ты сделаешь что-то не так, круг прихожан покроет твою ошибку своей любовью. А здесь ты совершаешь богослужебные действия на глазах не только тех тысяч людей, которые собрались в соборе, но и миллионов зрителей, которые смотрят трансляцию по телевидению. Эта ответственность связана с особым трепетом и дает несколько иное отношение к происходящему. То есть наше служение здесь связано не столько с почетом и чувством удовлетворения от того, что тебя видят и знают многие, но в первую очередь с ответственностью. Храм - это в принципе не место для амбиций, и богослужение - это отнюдь не возможность показать себя и продемонстрировать свои таланты, а ситуация, в которой ты должен всего себя отдать Богу, смириться максимально, чтобы дать Ему возможность действовать через тебя. Я стараюсь это отношение к службе передать и нашим алтарникам, и молодому поколению. А ответственность связана еще и с тем, что те, кто смотрит трансляцию или запись, учатся служить, смотря на наши действия, и мы будем отвечать, если священнослужители будут у себя на приходах повторять и умножать наши ошибки.

http://www.taday.ru/text/1579951.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Богданова
Все статьи Ольга Богданова
Протоиерей Александр Агейкин
Преподобный Сергий Радонежский: уйти от мира и послужить миру
О преподобном Сергии Радонежском, его времени и уроке для нас делится впечатлениями настоятель Елоховского собора протоиерей Александр Агейкин
18.07.2013
Образ милости Божией
15 марта - праздник Державной иконы Божьей Матери
15.03.2013
«Провокаторы. Часть вторая»: фильм, не дающий нам стать равнодушными
Протоиерей Александр Агейкин о фильме Аркадия Мамонтова
14.09.2012
Все статьи Протоиерей Александр Агейкин
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09