itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Альтернатива - привиться к историческому корню, или погибнуть

0
345
Время на чтение 6 минут

Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член Комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев.



Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев (слева)
и член Патриаршей комиссии по вопросам семьи,
заведующий кафедрой теологии Тульского государственного университета протоиерей Лев Махно
Фото: Сергей Власов, Patriarchia.ru

ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРОТОИЕРЕЯ ВЛАДИМИРА ВОРОБЬЕВА

Все мы, конечно, надеемся на то, что с возвращением нашего народа к православной вере в нашей стране начнется нормальная жизнь по христианскому нравственному закону, возродится православная семья, в которой радостным подвигом будет рождение и воспитание детей. Вернется русский патриотизм, честный труд, известная всему миру русская доброта, непобедимая русская армия, - все то, что имело своим корнем православную веру и православное воспитание.

Но не следует быть мечтателями: глядя правде в глаза, мы должны признать, что и в православной среде мы все чаще наблюдаем неспособность семьи противостоять современным искушениям, которые с огромной силой «выманивают» детей из православной семьи, из православной школы, даже из православного храма, в который они ходят с детства. Сами дети, подрастая, объясняют это примерно так:

1.«домашнее православие» надоело, скучно, а там - новая жизнь, столь вожделенная для молодого поколения;

2. религиозные догмы, каноны, запреты из прошлых веков современные люди воспринимать всерьез уже не могут и не воспринимают: практикующих христиан во всем мире исчезающе мало, и нет причин уподобляться таким «ископаемым» предкам;

3. слова родителей, «училок» и «батюшек» не убедительны, не вызывают доверия, старшее поколение безнадежно отстало, что теперь уже весь мир живет по-другому, и ничего страшного при этом не происходит, поэтому пора менять стереотипы поведения.

Сказанное можно обобщить таким образом: современное поколение родителей не способно или не умеет явить образ православия, авторитетный для своих детей. Не умеет передать им свою веру, убедить их в правильности своего видения мира, своих оценок развивающихся в мире губительных тенденций. Это является следствием «обрыва» в преемстве поколений, может быть, - самого страшного из плодов длительных гонений на православную веру. Те, кто сегодня стали православными родителями, сами выросли в неверующих семьях, и поэтому не имеют опыта жизни в православной семье, не знают, как нужно воспитывать детей в православии. Если в таких условиях мы даже научимся преодолевать демографический кризис, то останется вопрос: кто вырастет из наших детей? Какую жизнь смогут они построить? Мы оказываемся перед альтернативой: удастся ли нашему народу снова привиться к своему историческому корню, или это останется несбыточной мечтой, и тогда его ждет неминуемая гибель?

Что же сегодня мы должны сделать, чтобы помочь этому возвращению в свою историю, в свой дом, чтобы спастись от уже начавшейся деградации и исторической смерти?

Прежде всего наша Церковь должна (потому что только она одна это может сделать) благословить и вдохновить всех своих клириков, всю свою паству на войну ради спасения семьи и детей. Это война не с людьми, а с грехом и преступлением, но воевать нужно «не на жизнь, а на смерть». Наш народ должен понять, что отступать нам некуда - за нами наши дети. Если ты член Церкви, то отдай себе отчет, что ты сделал для спасения своего народа?

Итак, должен прозвучать церковный призыв: «Все на фронт!» «Всеобщая мобилизация».

Это значит, что каждый приход, приходская община должна в центр своей жизни поставить заботу о семье, о детях, о воспитании и родителей, и детей. Каждый из нас обязан знать, чтобы употребить на деле, следующее:

1. Первое, что необходимо для воспитания ребенка, это - любовь к нему. Любовь не вообще, а именно каждого конкретного ребенка должен кто-то очень любить: родители, духовник, учитель. Если есть у нас «трудные» дети, которые под действием внутреннего конфликта уходят из Церкви, приобщаются к каким-то порокам и т.д., - это значит, что ребенку не хватило любви. Может быть, трудная семейная жизнь тому причиной, может быть, в школе не сложились отношения с учителями и товарищами, может быть, взрослые - родители и учителя не сумели договориться между собой.

2. Для передачи веры новому поколению необходим подвиг старшего поколения. Не теплохладное, «удобное», «комфортное» христианство, а именно подвиг веры. Это абсолютная непримиримость к греху, прежде всего в самом себе. Только тогда дети могут воспитаться в христианской нравственности, когда впитают с молоком матери эту нравственность, христианскую стойкость по отношению к греховным влечениям, христианскую «неразвратимость».

3. Третье - это культура, образованность. Дети в христианских семьях должны на опыте знать, что христианская вера разумнее, «научнее» любого другого мировоззрения. Они должны знать, что в Церкви, и в своей православной школе, и в семье они всегда найдут убедительные ответы на все вопросы. Наша вера это - не старушечьи суеверия, а «зрячая», умная вера, самая убедительная, непротиворечивая, потому что - истинная. Наша вера - это историческая колыбель культуры, науки, всей европейской цивилизации.

4. Говоря о волонтерах, занятых в социальной сфере, мы часто забываем подвиг, с глубокой древности известный на Руси: помощь многодетным семьям. Таким семьям всегда было нелегко, а в наше время жизнь многодетной семьи часто становится запредельно трудной. Нужно, чтобы женщины, девушки, даже старшие девочки на приходе прежде всего стремились помогать таким семьям. Это должно быть почетным, престижным делом. Опыт приходской жизни свидетельствует о том, что такие девушки становятся самыми востребованными невестами, а потом - самыми лучшими женами и матерями. Не должно остаться ни одной многодетной семьи, которой приходская община не оказывала бы всестороннюю действенную помощь.

5. Дети должны расти в христианской общине - в большой христианской, любящей семье. У этой общины должен быть духовник, духовный отец, способный спаять детей в сильную православную дружину, имеющую свою жизнь, свои важные дела: свои богослужения со своим хором, добрые дела помощи ближним, свои путешествия, свои трудовые лагеря, свои праздники, свою верную на всю жизнь дружбу. Дети должны воспитываться в активной деятельности, сами должны созидать православную жизнь и, в известной мере, отвечать за нее.

6. Первоочередная забота Церкви и государства - это забота о детских садах, о школе. Детям необходимы талантливые педагоги, которые способны сделать обучение в школе интересным, которые способны личным примером воспитать в ребенке трудолюбие, послушание, смирение, уважение к старшим, нравственную чистоту. Все это воспитывается, прежде всего, подвигом учителя. Семья и школа должны стать главными приоритетами в России. Для них должен быть создан режим наибольшего благоприятствования.

7. Это значит, прежде всего, что необходима система подготовки качественных преподавательских кадров. В педагоги должны идти не по остаточному принципу, а по призванию. Престиж преподавателя школы должен быть поднят на самый высокий уровень. Школы должны иметь возможность выбирать самых талантливых педагогов, а не брать, кого попало, лишь бы закрыть дырку в штатном расписании. Плохой, бездарный педагог приносит огромный вред детям.

8. Прежде всего, необходима качественная подготовка педагогов, имеющих христианское мировоззрение и соответствующее христианское образование, - именно они могут быть носителями христианской нравственности. Для этого необходимо как можно скорее расширять уже созданную систему теологического образования всех видов: и основного, и дополнительного, и повышения квалификации, и вечернего, и заочного, и интернет-образования. Для этого необходимы согласованные действия Церкви и государства.

Пресс-служба Отдела по благотворительности и социальному служению

http://diaconia.ru/news/protoierejj-vladimir-vorobev-alternativa-privitsja-k-istoricheskomu-kornju-ili-pogibnut/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Протоиерей Владимир Воробьев
«Владыка Михей был таким, каким должен быть архиерей»
К 100-летию архиепископа Михея (Хархарова)
05.03.2021
Возвращение долгов
Владимир Ресин о восстановлении исторических и строительстве новых храмов в Москве
21.02.2018
Протоиерей Владимир Воробьев: «Воспитываем кадры для Церкви, работаем на всю страну»
Интервью ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева «Журналу Московской Патриархии» (№ 11 за 2017 год)
22.11.2017
Самое главное направление жизни - к Богу
Беседа с протоиереем Владимиром Воробьевым
04.08.2016
Епархиальный дом 2
вера В Москве открывается знаменитый Владимирский храм
24.07.2015
Все статьи Протоиерей Владимир Воробьев
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Vladislav
07.02.2023 22:57
Проснись, Сибирь! Проснись, Россия!
Новый комментарий от Vladislav
07.02.2023 22:47
Нерусские русские
Новый комментарий от Анатолий Степанов
07.02.2023 21:13
«Нет поводов для оптимизма»
Новый комментарий от Денис Никонов
07.02.2023 20:49
Москва обманываться рада?
Новый комментарий от ОСт
07.02.2023 20:34
Что же делать с мавзолеем среди икон?
Новый комментарий от учитель
07.02.2023 20:04
Вакуум Бориса Корчевникова
Новый комментарий от С. Югов
07.02.2023 19:15