Турки-месхетинцы в России: между пантюркизмом и ваххабизмом (II)

0
345
Время на чтение 10 минут
Часть I

Молодёжные «джамааты» на юге России оформились в начале 1990-х. Тому способствовали оппозиционные настроения по отношению к официальным исламским структурам (духовным управлениям мусульман), которые, по мнению молодёжи, «обслуживают интересы продажных чиновников», и в целом критическое отношение к  традиционному исламу  [10]. Лидеры мусульманской молодёжи выступали против суфизма и народного ислама, «полного языческих предрассудков». «Джамааты» представляют собой сетевую структуру - автономные группы, координирующие свои действия с использованием электронных средств связи. В рядах интернациональных «джамаатов» присутствуют выходцы из Краснодарского края и Ростовской области [19].

Весной 2010 г. известный в качестве «амира Кавказского Имарата» чеченский сепаратист  Доку Умаров пообещал  «братьям» «освободить» земли Краснодарского края. «После того, как освободим эти земли наших братьев, единоверцев и мусульман Кавказа, мы, иншааЛлах, освободим и другие земли, которые оккупировала Русня, - пообещал Умаров. - Это Астрахань, это Поволжские земли, которые находятся под сапогом русских кафиров». Обращение Д.Умарова было опубликовано на многих интернет-ресурсах.

Аналитики лаборатории проблем Северного Кавказа института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного национального центра РАН, опираясь на информацию из силовых структур, приходят к выводу, что диверсионное подполье все расширяется, «перетекая» в Ставропольский край, Кубань, Ростовскую, Астраханскую, Волгоградскую области [19].

«Молодёжные «джамааты» экстерриториальны. Один джамаат может охватывать несколько автономных групп. Через призму этих событий стоит внимательно присмотреться к тому, что происходит в молодежной среде Ростовской области», - считает председатель ЮНЦ РАН, академик Геннадий Матишов. Необходимо учитывать, что с  появлением большого числа экономических переселенцев из республик Северного Кавказа в «русские» области и края привнесена идеология ваххабизма. Только в Ростовской области проживают примерно 280 тысяч переселенцев, включая около 30.000 турок-месхетинцев.  По мнению ученого, все эти обстоятельства должны учитываться представителями власти и ВУЗовской общественности [19].

В начале 1990-х гг. в республиках Северного Кавказа среди тюркских народов, включая турок-месхетинцев, были распространены  идеи пантюркизма, а среди представителей других кавказских народов, традиционно исповедующих ислам - протурецкий вариант  панисламизма, согласно которым все населённые мусульманами земли Кавказа должны войти в состав Турции.   В последние годы  идеи пантюркизма и протурецкого панисламизма в республиках Северного Кавказа значительно уступили другому направлению в  идеологии сепаратистского движения, которое принято называть  «ваххабитским».  Члены бандподполья воюют не за создание независимых национальных государств и не за присоединение земель юга России к территории турецкого государства.  Главная их цель - разрушение «безбожной империи», как они называют Россию, и создание на Северном Кавказе территории, находящейся под управлением законов шариата, и которая проложила бы путь к объединению всех мусульман мира во всемирный халифат. Для членов  ваххабитских «джамаатов»  этническая принадлежность  человека не имеет  значения, они знают только один народ - мусульманский, и только одну нацию - исламскую нацию граждан всемирного халифата.

Представляют интерес обсуждения темы распространения идей «чистого ислама» среди турок-месхетинцев на интернет-форумах. При этом на собственно месхетинских форумах (имеющих ярко выраженную «этническую» направленность) обсуждений на данную тему найти не удалось.  Другое дело - форумы исламские (посвященные обсуждению религиозных вопросов) и форумы кавказской молодёжи.

Весной 2010 г. в списке тем форума сообщества «Ислам. Мусульмане» в социальной сети «В контакте» появилась тема под знаковым названием  «Что делать, если кафиры захватили землю мусульман?» [20].В одном из сообщений темы житель Кабардино-Балкарии пишет о том, что среди его земляков  есть турки-месхетинцы, которые стали приверженцами салафии (т.н. «чистого ислама»)  и теперь выступают «против язычества и суфизма, так называемого традиционного ислама».

 На форуме «KavkazWeb» пользователь, зарегистрировавшийся под никнеймом Turkв августе 2010 г.,  пишет о том, что в «мечетях нет настоящего ислама» и тем, кто хочет хорошо изучить основы веры - лучше ехать на учёбу в Саудовскую Аравию [21].

Также он пишет о том, что является представителем месхетинской общины, и признается, что его раздражает «плохое знание ислама» со стороны представителей старшего поколения. Кроме того, выясняется:  его сильно беспокоит ношение коротких юбок со стороны месхетинских девушек,   что, по его мнению, является результатом негативного влияния со стороны русского населения. Молодой турок пишет о том, что положение с нравственностью может исправить только «джихад против кафиров и введение шариата».

На форуме «За независимость Черкесии» в октябре 2011 г. пользователь под никнеймом Ahiskпишет о том, что поддерживает черкесов в их «праведной борьбе», и считает что у всех мусульман общие цели. По его мнению, независимая Черкесия - это всего лишь этап  перед созданием  «халифата для всех народов» [22].

В настоящее время контакты турецких околоправительственных структур с национальными организациями тюркских народов в постсоветских странах осложнены тем, что традиционная апелляция Анкары к тюркской этнокультурной идентичности встречает все большее  противодействие со стороны радикал-исламистов.  Усиления исламистских (ваххабитских) настроений особенно следует ожидать среди тех представителей месхетинской молодёжи, которые тесно общаются с выходцами из Дагестана и других республик Северного Кавказа.

Нарастающее усиление влияния идей «радикального ислама» на  мусульман юга России делает  вполне возможным появление среди  турок-месхетинцев целых групп сторонников «джихада до победного конца», состоящих преимущественно из молодежи.

Среди значительной части молодёжи  в южных регионах России  распространяются убеждения, что в условиях, «когда везде господствует несправедливость и коррупция», наилучшее решение - это ввести шариат [10].

Изучение тенденций последних лет у других тюркских народов России и Украины (поволжских татар, башкир,  крымских татар) показывает, что националистический и пантюркистский потенциал представителей радикальной части национального движения неуклонно снижается, тогда как актуальность исламистского потенциала неуклонно усиливается  [18, 23].

В частности, в национальном движении крымских татар мы видим практически полное слияние националистов с религиозными фундаменталистами при идеологическом доминировании последних. В Башкирии также наблюдается слияние националистически настроенной молодёжи с ваххабитами [18].

Чечня и другие республики Северного Кавказа также показывают нам примеры того, как националистические активисты перерождаются в «моджахедов».

Для создания новых сегментов сети боевых групп  лидеры «джамаатов»  используют агентов - людей, которые (сами либо их родственники) подверглись карательному воздействию со стороны правоохранительных органов. В среде турок- месхетинцев потенциально этому может способствовать то,  что с начала 1990-х годов сотрудники МВД в Краснодарском крае допускали  «жесткие» меры воздействия по отношению к представителям местного месхетинского сообщества. Это  породило  настроения протеста как среди местных турков-месхетинцев , так и среди представителей данного этноса  в соседних областях и республиках.

Фактором, способствующим распространению идей радикального ислама в  среде турок-месхетинцев  является географическая близость Краснодарского края к Крыму. Кубанские и ростовские месхетинцы поддерживают связи с турками-месхетинцами, проживающими в Крыму и прилегающих областях Украины. Российские турки-месхетинцы приезжают на территорию Украины, как правило, по рекомендациям родственников,  для получения религиозного образования. Приезжают из разных регионов России,  в частности, из Ростовской области и Краснодарского края.  Обычно они подпадают под влияние Духовного управления мусульман Украины, руководство которого является сторонником хабашитского суфизма в шафиитской интерпретации. Однако среди прибывших из России турок-месхетинцев Донецкой, Херсонской областях и в Крыму активно ведут пропаганду адепты ваххабизма и других радикальных исламских течений  [24].

В Крыму при попустительстве местных властей уже много лет действуют организации исламских радикалов: «Джамат-и-Ислами», «Исламская партия Крыма», «Хизб-ут-Тахрир», «Джамаат таблиг», «Братья-мусульмане»  и другие. Так, общины организации «Хизб-ут-Тахрир» в Крыму имеются в Симферопольском районе (Пионерское, Перевальное, Андрусово, Доброе и так далее), в Белогорском (Белая Скала, Новокленовка), Судакском (Грушевка, Холодовка), Джанкойском (Орденоносное), Первомайском (Кормовое), а также в Кировском, Красноперекопском, Красногвардейском, Ленинском, Нижнегорском, Алуште и Большой Ялте. Среди приверженцев организации «Хизб-ут-Тахрир» в Крыму есть и турки-месхетинцы.

Среди лидеров «Хизб-ут-Тахрир» в Крыму известен  проживающий в посёлке Октябрьский некий Мурад М., турок-месхетинец, гражданин России, проживающий нелегально на  Украине с 2003 года [25]. Он активно занимается пропагандой создания всемирного халифата как среди местного крымско-татарского населения, так и среди приезжающих из России с целью «духовного просвещения» турок-месхетинцев. Среди проживающих в Крыму турок-месхетинцев есть и приверженцы собственно ваххабитской идеологии. Приверженцы разных течений исламского радикализма легко находят общий язык между собой для достижения общей цели - построения всемирного халифата. Крымские приверженцы радикального ислама поддерживают связи с членами молодёжных «джамаатов» действующих на территории Российской Федерации.

Турки-месхетинцы Чаплынского района Херсонской области Украины поддерживают связи не только со своими родственниками в Краснодарском крае и Ростовской области, но и с месхетинцами, проживающими в Казахстане и Киргизии [24]. По данным Н.Курбановой, в рядах движения «Хизб-ут-Тахрир» в  Киргизии около 15 тыс. человек, из которых 20% составляют наряду с кыргызами и узбеками представители не местного населения - татары, русские, курды, чеченцы, турки-месхетинцы) [26]. По данным Р.С. Саидова (2010 г.), среди членов «Хизб-ут-Тахрир» в Казахстане и Киргизии не менее 300 турок-месхетинцев   [1].

В целом, с точки зрения отношения к исламской религии, в среде турок-месхетинцев России  целесообразно выделить  три группы: а) формальные мусульмане, которые плохо знают основы ислама, зачастую даже не читали Коран, мечеть посещают крайне редко либо не посещают вообще  (к мусульманам они себя причисляют по факту принадлежности к этносу турок-месхетинцев;  б)практикующие мусульмане-традиционалисты; в) приверженцы идей «радикального ислама» («чистого ислама»), сторонники идеи всемирного халифата.

В настоящее время среди проживающих в России турок-месхетинцев носители идей «радикального ислама» составляют пока незначительное меньшинство, но ситуация неизбежно будет меняться и уже меняется: в случае отсутствия противодействия всё больше турок-месхетинцев (прежде всего из числа  молодёжи) будет вовлекаться в орбиту радикально-исламистской антигосударственной деятельности на территории Российской Федерации. 

_____________________________

1. Саидов Р.С. Турки-месхетинцы: современное социально-политическое положение // Современные евразийские исследования. - СПб, 2010

2. Скобенников А. Экспансия турецких спецслужб на территории России (2005) // http://www.segodnia.ru/?part=article&id=366

3. Джерелиевский Б. Кубань: призрак Косово // Спецназ России N 06 (68) июнь 2002г.

4. Патеев Р.Ф. Мусульмане в Ростовской области (2004) // http://i-r-p.ru/page/stream-exchange/index-2747.html

5. Давыдов М.Н. Деятельность турецкой религиозной секты «Нурджулар» (2007) // http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/03-11-07b.htm

6. Слепцов С. Мечеть на продажу? // Наше время (Ростов-на-Дону). - 12.04.2007

7. Беженцы, переселенцы... Сегодня их миллион, а завтра?.. // Кубанские новости (Краснодар). - 21.06.2000

8. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 8 декабря 2004 г. № 1134-П "Об утверждении краевой целевой программы гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае на 2005 год".

9. Патеев Р.Ф. Современное мусульманское духовенство и основные проблемы реформирования системы исламского образования на Северном Кавказе // Кавказские записки. - №2 (3), 2010 

10. Хизриева Г.А. Доклад на конференции "Влияние Саудовской Аравии на мусульманскую умму Татарстана и России" // Умма (Казань). -  № 2 (декабрь). - 2011

11. Ордынский В. Ваххабизм в России: вопросы исламского образования (19.01.2011) // http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/14/217/

12. Ваххабизм за ширмой ислама? (19.10.2011) // http://salsknews.ru/novosti/mezhnatsionalnye_otnosheniya/vahhabizm_za_shirmoy_islama_.html

13. Полевые материалы автора.

14. Личные наблюдения автора.

15. Информация получена автором в 2006 г. в ходе беседы с офицерами частей Минобороны и внутренних войск МВД РФ.

16. Обсуждение на форуме www.elbrusoid.org/forum/forum3/topic8264

17. Ярлыкапов А.А. Северокавказские молодежные джамааты // Новые этнические группы в России / Под ред. В.В.Степанова, В.А.Тишкова. - М., 2009

18. Сулейманов Р.Р. Нетрадиционные для коренных мусульманских народов России течения зарубежного ислама: распространение, конфликтный потенциал, меры противодействия: доклад на конференции "Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные движения" (27.01.2011) //  http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/16/226/

19. Слепцова Е. Наших вербуют // Наше время. - № 280. - 26.07.2011

20. Обсуждение в социальной сети vkontakte.com/topic-83_22869966

21. Обсуждение на форуме www.kavkazweb.net/forum/lofiversion/index.php/t47615.html

22. Обсуждение на форуме http://circassia.forumieren.de/forum

23. Амелина Я. А. Религиозно-политические искания радикальной части татарского национального движения и внешний фактор //  Проблемы национальной стратегии». - №3. -  2011

24. Александрова Н. Современная история ислама на территории Украины // Современные евразийские исследования. - СПб, 2010

25. Язвицкая В. До халифата недалеко? // Крымский ТелеграфЪ. - № 161. - 16.12.2011

26. Курбанова Н. Особенности проявления политического ислама в Кыргызстане (28.04.2009) // http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1240897920

http://www.kavkazoved.info/news/2012/02/11/turki-meshetincy-v-mezhdu-pantjurkizmom-i-vahhabizmom-ii.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Витальевич Ордынский
Казань реабилитирует имя великого просветителя
О конференции, посвященной Н.И.Ильминскому
06.06.2012
В Казани вспоминали татар-черносотенцев
В столице Татарии прошла конференция «Кадимизм в религиозной и общественно-политической жизни татар Российской империи»
10.05.2012
В Казани вспоминали русского адмирала фон Эссена и «Лемносское сидение» Белой армии
В столице Татарии состоялась презентация книги директора РИСИ Леонида Решетникова «Русский Лемнос»
01.05.2012
Все статьи Василий Витальевич Ордынский
Последние комментарии
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:51
Апокалипсис на сегодня
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 22:46
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22