«Идите и научите...»

0
216
Время на чтение 6 минут
Практика обязательных бесед перед совершением Таинства Крещения, которая не так давно была принята в Русской Православной Церкви, вызывает самую разнообразную реакцию: от резко негативной до самой искренней признательности желающих креститься. Как и зачем проводятся эти беседы, что должен знать священник, готовясь к ним - об этом и многом другом рассказывает нашим читателям руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Покровской епархии, настоятель храма во имя великомученицы Екатерины в Новоузенске священник Александр Милованов.

2_str5_2.jpgПринятие Таинства Крещения уместно было бы сравнить с браком - души со Христом. Человеческая душа, обретая веру, приближается к Богу и дает Ему обет верности. Но чтобы эта верность возникла, человек должен понимать основы веры и последствия принятия таинства.

Потребность готовить человека ко Крещению и следить за его духовным состоянием после Крещения - постоянная задача Церкви. Известно, что в первохристианские времена катехизация не проводилась. Связано это было с тем, что проповедь апостолов обращалась в первую очередь к носителям ветхозаветной традиции - к людям, которые с детства знали Священное Писании, ожидали пришествия Мессии. К тому же в первые времена принятие христианства было сопряжено с исповедничеством, и нередко человек свою верность Христу подтверждал пролитием крови.

Со времени, когда в Церковь стало приходить множество язычников, подготовка к Таинству стала необходимой. Были выработаны определенные принципы и положения, как готовить человека к принятию Таинства, какие знания он должен получить. Тем самым Церковь как Тело Христово созидалась из людей верных, просвещенных Светом Христовой Истины.

Принцип подготовки ко Крещению отразился на литургической жизни Церкви. Известно, что Крещение совершалось при большом собрании верующих и всегда было радостным событием для общины. Крестили в древности три раза в год: на Рождество и Крещение (ранее это событие праздновалось в один день), на Пасху и на Троицу. Человек готовился к принятию Таинства в течение полугода: присутствовал на богослужении, выходил в определенное время из храма (призыв: «Елицы, оглашенные, изыдите», - до сих пор звучит в наших храмах), постился, изучал основы веры. Литургисты говорят, что обычай поститься перед Пасхой сформировался под воздействием традиции готовить людей ко Крещению. И сейчас во время Литургии на праздники Пасхи, Рождества, Крещения, Троицы: «Елицы во Христа креститеся...» поется вместо «Святый Боже...». Это отголоски тех самых традиций древних крещальных Литургий, которые сегодня возрождаются.

Известно, что с победой христианства большинство людей стало принимать Крещение в детстве, и нужда в подготовке к принятию Таинства отпала. Но это не значит, что не нужно стало духовное просвещение верующих. Вся система образования была тесно связана с христианством. Ко времени падения Российской империи обязательное оглашение проходили иноверцы.

В советское время Крещение и обучение религии преследовалось властью. Крещения совершались тайно, вера у людей сохранялось на уровне сердечного знания. Но постепенно поколение верующих уходило, а после прекращения гонений на верующих вопрос научению вере встал очень остро.

И то, что мы сегодня возвращаемся к этим катехизическим занятиям, является естественной потребностью как для крещаемых, так и для священников, совершающих Таинство.

Результат как следствие подготовки

В нашем храме уже больше года с желающими принять Таинство Крещения проходят две обязательные встречи. Раньше я просто перед совершением Таинства беседовал с людьми: объяснял Символ веры, основы Православия. Воспринимали по-разному, однажды отец крещаемого ребенка даже ушел из храма, хлопнув дверью. Разгневался на то, что я отнимал у него лишнее время.

После хиротонии я некоторое время служил в одном из саратовских храмов и всегда радовался, когда крестил по 15-20 человек. И хотя я не видел их потом на службе, но утешал себя мыслью, что они ходят в другие храмы города. Приехав в Новоузенск, понял, что они в другие храмы не ходят. Это люди, которые просто покидают Церковь сразу после Крещения, а понимать такое священнику очень тяжело.

Когда мы в соответствии с решением Архиерейского собора, священноначалия ввели обязательные беседы, поначалу количество желающих покреститься упало раза в три. Потом постепенно увеличилось. Но мы не гонимся за количеством. Сейчас люди привыкли.

Занятия перед Крещением провожу я сам. И до сих пор очень жалею тех людей, которые у меня были на первом занятии, потому что катехизация требует подготовки, использования методик педагогической работы. Я вспоминаю как очень живой и активный педагог одной из наших школ по-настоящему уснула на моем уроке.

Постепенно я понял, что не стоит ждать, будто на священника в обязательно порядке должен снизойти Дух Святой, и он начнет очень интересно говорить с людьми, а они будут ему бесконечно вопросы задавать. Если ты призываешь людей на занятия, будь добр, подготовься к ним сам. Результат - следствие системности. Когда мы собираемся выступать перед какой-то аудиторией мы должны партитуру встречи разложить, у нас должна быть программа встречи. Ведь у священника есть три основные задачи - священнодействовать, руководить приходом, учить. И учить нужно с помощью самых современных педагогических наработок.

Сознательная вера

Свои наработки мы оформили в две беседы, каждая из которых состоит из двух блоков. Люди записываются на беседы заранее, после двух встреч их допускают до Крещения. Пришедшим на занятии, мы раздаем бесплатный раздаточный материал. В первую очередь Евангелие от Марка, Закон Божий, листовки, посвященные Таинствам, правилам поведения в храме. 2_str5_1.jpg

На первой встрече мы изучаем две большие темы: Символ веры и Таинство Крещения. Во время урока я использую презентации, прошу людей читать вслух, все вместе обсуждаем прочитанное, иллюстративный материал. Как известно, из услышанного человек запоминает 20 %, из увиденного 60% а из того, что он сам исполнил на практике 90%. Вот и пытаюсь совместить все три метода.

Следующая встреча посвящена заповедям Божьим, молитве, остальным Таинствам, храму и Богослужению. Продолжительность каждого урока два с половиной часа. Крестим мы в храме по субботам, причащаем по воскресениям и свидетельства о Крещении вручаем исключительно после Причастия.

На каждой беседе обсуждаем тему покаяние. Ведь современные люди уверены, что они не грешат, а живут как все. Мы обязательно разбираем евангельский отрывок о жене, взятой в прелюбодеянии. Я обращаю внимание на то, что никто женщину не осмелился осудить, поскольку сами понимали свою греховность. И говорю о том, что в наше время накидали бы камней с девятиэтажное здание. Враги Христа считали себя грешными, а мы, христиане, люди Нового Завета, для которых прозвучала заповедь о блаженстве нищих духом, порой на призыв о покаянии перед Крещением закрываем свое сердце.

Стараемся объяснить людям, что нельзя человека крестить или брать в крестные, если он открыто живет в смертном грехе, ну к примеру не зарегистрировал свои семейные отношения, а они как таковые существуют, если человек желает креститься, чтобы отправиться к чародеям, оккультистам. И случалось, что люди меняли крестных или после двух занятий ждали, когда один из крестных вступит в брак и прекратит блудное сожительство.

Грех никогда никому радости не доставлял и доставить не может. И я знаю случаи, когда люди пересматривали свое отношение к браку из-за отказа их покрестить. Страшнее, когда мы допускаем людей, не сказав о последствиях греховной жизни. Ведь в селе, в райцентре о людях все известно. И каждый наш поступок - добрый или плохой - становится примером для окружающих.

Очень нужные люди

После Крещения мы звоним, приглашаем в храм. И люди воспринимают с огромной радостью, что они кому-то нужны. Завели обязательную практику за каждой Литургией поздравляем того кто год назад крестился, дарим им подарки. И люди приходят в этот день, причащаются.

Я очень жалею, что не начал проводить эти обязательные, регулярные занятия 10 лет назад. Потому, что были такие моменты, когда я видел горячее стремление людей к Богу. Когда стоит 10-15 человек креститься и один из них переживает, а остальные просто соприсутствуют, то за этого одного, которому ты не уделил времени и сил, всегда было больно и стыдно.

Когда из нескольких тысяч людей крещенных тобой, в храм ходят единицы, боль, раскаяние и обиду за остальных не компенсируют никакие деньги. Да, за Христом никогда не пойдет большинство, но каждый из нас, священников, может помочь истинно ищущим найти дорогу к Нему.

Священник Александр Милованов

http://www.pravpokrov.ru/church_life/?SECTION_ID=70&ELEMENT_ID=167
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 12:00
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
24.04.2024 11:26
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Русский Сталинист
24.04.2024 09:36