itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Святые Верстан Молвернский и Эдита Поулсвортская и места, связанные с ними

Забытый святой: Верстан Молвернский, отшельник и мученик

0
235
Время на чтение 21 минут
Святой Верстан (XI век) - один из многочисленных местных английских святых, о житии которых мы имеем весьма скудные сведения.

Молверннские холмы. Места, где подвизался святой Верстан. Фото: Анджела Барнетт
Молверннские холмы. Места, где подвизался святой Верстан. Фото: Анджела Барнетт
Его можно поставить в один ряд с такими святыми, как святой Беорнвальд Бамптонский из графства Оксфордшир, священник и мученик, живший, вероятно, в X веке (память 21 декабря; сохранившиеся фрагменты его раки можно увидеть в приделе Богородицы местной церкви святой Марии в деревне Бамптон-Ин-Де-Буш); святая Блида из Мартама (графство Норфолк), мать праведного Валстана из Бобурга (она жила в X - начале XI века; в ее честь была освящена часовня в Мартаме); святой Кетт Аундлский (древняя церковь во имя этого святого была освящена в городе Аундл графства Нортгемптоншир); преподобная Кутфледа Леминстерская, игуменья женского монастыря в Леминстере графства Херефордшир, земли для основания которого пожертвовал граф Мерсии Леофрик (она преставилась в начале XI века, славилась святой жизнью и даром молитвы); преподобная Эдбурга Рептонская, дочь короля восточных англов Алдвульфа, игуменья монастыря Рептон графства Дербишир (она преподнесла в дар святому Гутлаку Кроулендскому, незадолго до его смерти в 714 году, расшитый ею саван и свинцовый гроб; в средние века к ее мощам приходили многочисленные паломники); святой отшельник Фелгельд Фарнский († ок. 725), третий (после святых Кутберта и Этильвальда) отшельник на острове Иннер-Фарн, подвизавшийся более 20 лет в келье святого Кутберта; преподобный Хвэтберт Уирмутский († 747), игумен двойного монастыря во имя апостолов Петра и Павла в Уирмуте и Ярроу (где подвизался Беда Достопочтенный); святая Миндреда Экснингская из графства Саффолк (VIII в.(?); ей был посвящен святой источник в Экснинге); святая Осанна Хауденская в графстве Восточный Райдинг Йоркшира († 732; возможно, была сестрой нортумбрийского короля Осреда; похоронена в церкви городка Хауден, где ее гробница, возможно, сохранилась по сей день); святая Вендреда из городка Марч в графстве Кембриджшир (VII век; она была королевского происхождения; ее мощи почитались в местной церкви, а также некоторое время в Эли и Кентербери; церковь в городе Марч до сих пор освящена в ее честь и славится на всю страну 120 высеченными фигурами ангелов); преподобномученица Урита Читтлхэмптонская из графства Девон - монахиня, пострадавшая от рук англов, тогда еще язычников, в VI веке (память 8 июля; к ее гробнице на протяжении многих веков стекались паломники; ее мощи, скорее всего, находятся под полом церкви в Читтлхэмптоне, славящейся своими колоколами; рядом сохранился источник, посвященный этой святой; многих девочек в Девоне по сей день называют именем Урита в ее честь); святая Этелина из Литтл-Содбери в Глостершире (память 18 февраля; во имя этой ранней святой освящена церковь в деревне Литтл-Содбери); преподобная Пандвина Элтислийская в Кембриджшире († ок. 904, память 26 августа; святая дева из Ирландии или Шотландии, ведшая монашескую жизнь в деревне Элтисли, где позднее почитались ее мощи и где церковь освящена в ее честь); святая Витбурга Райпонская из графства Норт Йоркшир (ее мощи почитались в местной церкви). Что же касается святого Верстана, то достоверно неизвестно ни время его жизни, ни день, в который отмечалась его память. Откуда такое пренебрежение святым, столь странное для православного сознания?

Прежде всего, следует отметить, что святого Верстана, как и многих других святых, почитали только местно. Поэтому если он жил в ранний период истории Английской Церкви, то его почитали на сравнительно небольшой территории.

Во-вторых, и самое важное: продолжительному почитанию святого Верстана помешали две реформации: первая, норманнская, в XI веке, а затем вторая - Реформация XVI века. Преемственность живых православных традиций и английского благочестия I тысячелетия была навсегда потеряна.

Молверннские холмы. Места, где подвизался святой Верстан. Фото: Стюарт Херберт
Молверннские холмы. Места, где подвизался святой Верстан. Фото: Стюарт Херберт
Но хотя православная традиция в Англии и была прервана, все же мы имеем некоторые сведения о святом Верстане, главным образом благодаря современным исследованиям. Святой Верстан изображен на одном из витражей в церкви-приорате в Грейт-Молверне графства Вустершир[1], датирующемся примерно 1460 годом, что говорит об имевшем место его почитании в данном районе. Святого Верстана также упоминает молвернский антиквар по имени Леланд, живший около 1540 года. Кроме местных преданий, это, пожалуй, все, что сохранилось о святом мученике Верстане. Попробуем воссоздать его житие по этим источникам.

Источник святой Анны в Молверне
Источник святой Анны в Молверне
Предположительно, святой Верстан в первой половине XI века принял монашество в монастыре Диерхёрст в Глостершире, основанном еще до 700 года (от того монастыря сохранились церковь и часовня). Со временем он, вероятно, покинул обитель Диерхёрст и обосновался в 14 милях от нее - в Молверне, чтобы вести там отшельническую жизнь. Сначала Верстан жил в пещере среди Молвернских холмов[2], а позднее построил себе отшельническую келью и часовню в долине, находящейся чуть ниже нынешнего источника святой Анны (первоначально - источник святого Верстана) в восточной части Молверна. Здесь, чуть выше поздней церкви-приората, на месте которой сегодня стоит итальянская вилла, в местечке под названием «Хижина отшельника», и находилась часовня святого Верстана. По одной версии, она была освящена во имя архангела Михаила, который явился святому в видении и привел его в это глухое место, а по другой - во имя святого Иоанна Предтечи. Со временем отшельническая келья превратилась в маленький монастырь. Около 1055 или 1056 года святой Верстан был обезглавлен датчанами, когда пребывал в часовне. Подвижничество здесь продолжилось и после смерти святого Верстана - при его последователе, монахе по имени Алдвин.

Св. Верстан - святой покровитель источников и колодцев
Св. Верстан - святой покровитель источников и колодцев
В 1085 году здесь возник католический монастырь, ставший известным как Молвернский приорат. Сегодня отшельника и мученика Верстана почитают в Молверне как святого - покровителя источников и колодцев, а вода Молвернских источников ценится по всей стране. Полагают также, что фундамент часовни святого Верстана, а также его мощи находятся под итальянской виллой, которая называется «Bello Sguardo». В Молверне также сохранилась пещера отшельника: она небольших размеров и расположена по дороге к «Холму середины лета». Но, скорее всего, эта пещера не святого Верстана, а местного пастуха, тоже избравшего отшельническую жизнь на Молвернских холмах.

А что нам известно о монастыре, в котором святой Верстан обучался монашеству?

Маленькая деревня Диерхёрст расположена в графстве Глостершир рядом с городом Тьюксбери. Ее название переводится как «Лес, часто посещаемый оленем». Эта деревня уникальна тем, что в ней сохранились относящаяся к VIII веку саксонская монастырская церковь во имя Пресвятой Богородицы и относящаяся к середине XI века часовня во имя Пресвятой Троицы. И церковь, и часовня некогда являлись частью главного монастыря саксонского королевства Хвисса. О начале христианства в этом месте известно мало. Согласно местным письменным источникам, во второй половине VII века королевством Хвисса правил Энфрит, у которого была дочь по имени Эбба. Эбба приняла христианство и вышла замуж за первого христианского короля южных саксов Этельвалха. Ее духовником был святой Дикул[3], основатель церкви в Бошеме близ Чичестера. Но вскоре после заключения этого брака король Этельвалх был убит в бою с язычниками, вторгшимися в его королевство. Овдовев, Эбба, по преданию, возвратилась в Хвиссу, где впоследствии была похоронена вместе со своими отцом и дядей (тоже принявшими христианство) в «церкви Диерхёрста». Нам ничего не известно о том, кем и когда именно был основан монастырь во имя Пресвятой Богородицы в Диерхёрсте, хотя точно известно, что он уже существовал в VIII веке и в нем тогда процветала монашеская жизнь. Расцвет этого монастыря традиционно связывают с Этельмундом, который был элдорменом[4] Хвиссы с 790 по 802 год, и его сыном Этельриком. Последний, вероятно, посещал Рим и был сильно впечатлен римскими базиликами. Он или его отец был представителем короля Оффы Мерсийского на коронации Карла Великого в 800 году. По распоряжению Этельрика, монастырю Диерхёрст были пожалованы земли, и во многом благодаря ему эта обитель стала одним из главных монашеских центров Глостершира. Оба благотворителя Диерхёрста - Этельмунд и Этельрик - были похоронены в церкви этого монастыря.

Загрузить увеличенное изображение. 700 x 1187 px. Размер файла 492951 b.
 Витраж XV века в приорате Грейт-Молверн. Где-то на нём имеется изображение св. Верстана
Витраж XV века в приорате Грейт-Молверн. Где-то на нём имеется изображение св. Верстана
Из обители Диерхёрст за ее долгую историю вышли многие подвижники, прославившиеся своей святой жизнью и даром молитвы. Кроме святого Верстана, это и святой Альфедж (правильнее Альфегий; память 19 апреля). Он родился около 953 года, с юных лет стал вести строгую монашескую жизнь в монастыре Диерхёрст. И настолько сильным было желание Альфеджа вести жизнь аскета-подвижника, что он нашел довольно строгий устав Диерхёрста для себя слишком мягким и позднее стал отшельничать в Уэстоне, что недалеко от города Бат. Святитель Дунстан Кентерберийский назначил его игуменом Бата, а в 984 году святой Альфедж стал епископом Винчестерским после святителя Этельвольда. В 1005 году Альфедж стал архиепископом Кентерберийским и преемником святителя Эльфрика Кентерберийского. В 1011 году язычники-датчане захватили Кент и взяли архиепископа в плен, потребовав за его освобождение выкуп, равный примерно 3 тысячам серебряных монет. Святитель наотрез отказался от того, чтобы за него был выплачен выкуп, и строго повелел своей пастве не делать этого. Во время весеннего языческого праздника датчане забили святого Альфеджа до смерти в Гринвиче, и с тех пор его почитали как мученика. Почитание Альфеджа продолжалось и после норманнского завоевания; католический архиепископ Кентерберийский Томас Бекет в своей последней проповеди упомянул Альфеджа, назвав его мучеником. Изображение священномученика Альфеджа, воспитанника монастыря Диерхёрст, можно и сегодня видеть на красивом витраже в монастырской церкви Пресвятой Богородицы. В этой церкви также находится и знаменитый витраж с изображением великомученицы Екатерины Александрийской.

Во время датского нашествия в IX веке, когда язычниками-датчанами были разорены многие английские монастыри, пострадала и обитель Диерхёрст. Она была восстановлена во второй половине X века святителем Освальдом Вустерским. Предпоследний англо-саксонский король Англии Эдуард Исповедник (1042-1066) сделал Диерхёрст зависимым монастырем от монастыря святого Дионисия в Париже, после чего английская обитель постепенно стала терять свою значимость. Известно, что монастырь хранил мощи святых, но сегодня невозможно точно установить, чьи мощи пребывали здесь. К 1100 году известность обители Диерхёрст затмилась славой соседних монастырей в Ившеме, Уинчкомбе, Глостере (монастырь святого Петра) и Тьюксбери, которые в то время усиленно развивались. Во время Столетней войны Англии с Францией монастырь Диерхёрст (напомним, что он был зависим от большого парижского аббатства святого Дионисия) был объявлен «чужим», его земли были конфискованы и переданы королем Генрихом VI (1421-1471) Итон-Колледжу[5]. С 1440 года Диерхёрст стал зависимой обителью аббатства Тьюксбери, которое через 100 лет после этого было распущено при Генрихе VIII во время Реформации. С середины XVI века церковь Пресвятой Богородицы в Диерхёрст используется как англиканская приходская церковь-приорат. В ней проводятся регулярные службы и по сей день.

Загрузить увеличенное изображение. 1000 x 750 px. Размер файла 301471 b.
 Саксонская монастырская церковь Пресвятой Богородицы в деревне Диерхёрст, Глостершир. Фото: И. Лапа
Саксонская монастырская церковь Пресвятой Богородицы в деревне Диерхёрст, Глостершир. Фото: И. Лапа
Этот уникальный храм датируется примерно 800 годом, хотя первая церковь на этом месте стояла еще в VII веке. В нем прекрасно сохранилась саксонская купель, являющаяся одной из лучших ранних купелей. С внешней стороны храма можно видеть несколько саксонских скульптур «ангелов Диерхёрста». Эти ангелы изображены с большими, широко открытыми глазами и величественными крыльями, и, по мнению экспертов, они созданы под кельтским влиянием, возможно, под влиянием Евангелия из Келлса (известном также как «Книга из Келлса» - «Book of Kells» [6]). Башня имеет 70 футов в высоту и тоже относится к донорманнскому периоду. Восточная и западная стены церкви - VIII века. Шесть арок нефа датируются 1200 годом. На внутренней двери паперти сохранились две высеченные каменные фигуры IX века. Также сохранились: уникальнейшее саксонское «двуглавое окно» IX века; над главным входом в церковь - редчайшее, саксонского периода, высеченное изображение Пресвятой Девы с Богомладенцем; в церкви - саксонская арка, первоначально находившаяся над входом в храм. Возле церкви сохранились и бывшие постройки саксонского монастыря, сегодня используемые для приходских или сельскохозяйственных нужд.

Почти рядом с церковью стоит часовня Оды с земляным полом и саксонскими арками. В ней не проводятся службы, однако верующие могут в нее заходить на молитву. История этой часовни уникальна. Она была обнаружена в XIX веке местным священником из Диерхёрста по имени Джордж Баттеруорт[7]. Оказывается, часовня, примыкавшая к соседнему сельскому дому Эбботскорт («Двор аббата»), была «скрыта» под слоем штукатурки. Благодаря заботе и интересу священника к этим двум постройкам, мы теперь знаем, что одна из них является часовней с тысячелетней историей!

В 1675 году в местном саду ураганом повалило яблоню, и среди ее корней был найден необычный камень с надписью, известный как «Камень Оды». Этот уникальный камень был передан музею Ашмола в Оксфорде, а рядом с часовней Оды сегодня установлена его точная копия. Вот что написано на камне Оды: «Граф Ода повелел построить эту королевскую часовню в память о его брате Тилфрике, умершем на этом месте, и освятить в честь Пресвятой Троицы. Епископ Элдред освятил ее 12 апреля в 14-й год правления Эдуарда, короля английского (то есть в 1056 году. - Д.Л.). После падения графа Годвина граф Ода стал едва ли не самым влиятельным человеком своего времени. Он похоронен в Першоре».

Преподобная Эдита Поулсвортская

Древняя Англия может похвастаться 37 святыми игуменьями, почти все из них были королевского происхождения. Среди них - и святая Эдита (также Эдит или Эдгита; память 15/28 июля), ставшая игуменьей Поулсвортской.

Загрузить увеличенное изображение. 640 x 480 px. Размер файла 89836 b.
 Монастырская церковь в деревне Поулсворт, графство Уорикшир
Монастырская церковь в деревне Поулсворт, графство Уорикшир
Одним из ранних свидетельств почитания этой святой является относящийся к XI веку «Список мест упокоения англо-саксонских святых», известный как «Secgan», в котором говорится, что мощи преподобной Эдиты почивали в монастыре Поулсворт. Кем же была эта святая?

К сожалению, о родственных связях святой Эдиты нельзя говорить с достоверной точностью (что отличает ее от других святых жен королевской крови). Так, согласно раннему преданию, записанному в XII веке в монастыре Бери-Сент-Эдмундс и позднее рассказанному знаменитым средневековым хронистом Матфеем Парижским (XIII в.), святая Эдита была сестрой английского короля Этельстана (895-939), правившего Англией с 924 года. Если это так, то отцом святой Эдиты был английский король Эдуард Старший (между 869 и 877 - 924), сын святого благоверного короля Альфреда Великого, правивший страной с 899 по 924 год. Другой источник - историк Уильям Мальмсберийский - в начале XII века с уверенностью говорит об этой святой как о «дочери короля Эдуарда Старшего и его жены Эгвины». Если это так, то святая Эдита приходится родной сестрой королю Этельстану. Однако Уильям Мальмсберийский не приводит ни одного письменного источника, подтверждающего, что одну из дочерей Эдуарда звали Эдитой (надо сказать, что правление Эдуарда Старшего и Этельстана пришлось на период истории Англии, весьма скудно освещенный в источниках).

Предание монастыря Бери-Сент-Эдмундс повествует, что в 925 году король Этельстан в Йорке выдал свою сестру Эдиту замуж за короля южной Нортумбрии, датчанина по происхождению, Ситрика. Об этом событии упоминает и «Англо-саксонская хроника», но не под 925, а под 926 годом, причем в ней не говорится, каково было имя этой сестры. Согласно другим и менее достоверным преданиям, святая Эдита была сестрой английского короля Эдгара Мирного и теткой преподобной Эдиты Вилтонской - но в таком случае получается, что она жила как минимум на 20 лет позднее и не могла стать женой Ситрика.

Несмотря на расхождения, касающиеся родственных связей святой Эдиты, все источники согласно повествуют о последующих событиях. Ситрик умер на следующий год после вступления в брак с Эдитой. Незадолго до своей смерти он отрекся от христианской веры. Эдита же, с детства желавшая служить Богу, хотя и была непродолжительное время замужем, сохранила свое девство, а овдовев, сразу приняла монашество. Для монашеской жизни святая дева Эдита избрала женский монастырь Поулсворт, располагавшийся в лесистой местности графства Уорикшир. Одной из первых игумений этого монастыря в VII веке была святая Модвенна (память 5 июля), которая вела отшельническую жизнь также и в Бертон-Он-Трент. Заметим, что святая Эдита, подобно многим своим соотечественницам королевского происхождения, отказалась от роскошной жизни и мирских благ и решила всецело посвятить жизнь служению Господу в посте и молитве. Подобно многим другим ранним британским святым, Эдита избрала подвиг отшельнической жизни, став настоящей пустынницей. Только пустыней ей служили дремучие леса Уорикшира. По некоторым сведениям, святая вела отшельническую жизнь в течение многих лет, стяжав дар чудотворений. По ее молитвам многие получали исцеления, особенно от глазных болезней. Со временем преподобная Эдита стала игуменьей монастыря в Поулсворте, где была любимой наставницей сестер. Тут она и преставилась, возможно, около 960 года. Святая была похоронена в монастырской церкви Поулсворта, а со временем часть ее мощей перенесли в церковь города Тамворт графства Стаффордшир. Почитание святой Эдиты в Поулсворте и Тамворте продолжалось еще много столетий.

Не менее 15 древних церквей освящены во имя преподобной Эдиты. Среди них, кроме упомянутых церквей в деревне Поулсворт и городе Тамворт, церкви в Черч-Итоне и в Эмингтоне графства Стаффордшир, в городе Лаут графства Линкольншир, в городке Ортон-Он-Хилл графства Лестершир и другие храмы в графствах Стаффордшир, Чешир и прочих.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 536 px. Размер файла 224673 b.
 Река Анкер в Поулсворте, Уорикшир, Англия
Река Анкер в Поулсворте, Уорикшир, Англия
Интересна история деревни Поулсворт и Поулсвортского монастыря. В англо-саксонский период Поулсворт была маленькой деревушкой в королевстве Мерсия. Основанная в VII веке в долине реки Трент, Мерсия впоследствии стала самым большим и влиятельным королевством в Англии после Уэссекса. Особую значимость Мерсия приобрела в правление короля Оффы (757-796). Однако вскоре после смерти Оффы Мерсия была завоевана в 825 году королем западных саксов Эгбертом. По преданию, однажды Эгберт и его войско находились в некоей области Мерсии, где не могли отыскать ни одного источника или водоема. Тогда был послан разведчик; он и обнаружил рядом с лесом речку Энкор, на берегу которой располагалась деревушка Поулсворт. В благодарность Богу за такую милость Эгберт дал обет построить в этой местности монастырь. Правда, до этого здесь уже существовала сестринская обитель во имя Пресвятой Богородицы, но, вероятно, к тому времени она пришла в упадок, и сын Эгберта Этельвульф перестроил обитель, главная церковь которой стояла на месте северного придела нынешней церкви. Поскольку деревня находилась в глубине Арденского леса, то при строительстве обители использовали местную древесину. Во время набегов викингов, когда в Англии пострадали многие монастыри, обитель в Поулсворте уцелела, как и сама деревня, благодаря тому, что располагалась в лесу.

Монастырь в Поулсворте и монашеская жизнь в нем процветали на протяжении многих столетий до самой Реформации. В 1090-1139 годах монастырь был перестроен и значительно расширен. Новый монастырь, строения которого были возведены из камня, включал большую монастырскую церковь (часть которой сохранилась до наших дней), домик привратника (тоже сохранился до наших дней), здания, в котором располагались кельи монахинь, лазарет для больных, кузницу и пекарню. При монастыре также существовала школа, в которой учились дети, в том числе и из благородных семей. Эта школа была известной не только в Англии, но и на континенте; ее называли «Английской школой». Монастырь также имел большие сады, в которых монахини выращивали как овощи, так и лекарственные растения. В обители были и водяные мельницы, которыми могли пользоваться также и местные жители. Монахини долгие годы занимались разведением рыбы.

Загрузить увеличенное изображение. 700 x 525 px. Размер файла 87677 b.
 Интерьер церкви Поулсвортского аббатства, графство Уорикшир
Интерьер церкви Поулсвортского аббатства, графство Уорикшир
В 1537 году, во время Реформации (время закрытия почти всех монастырей страны) представители Генриха VIII, посетив Поулсвортский монастырь, в котором тогда обучалось от 30 до 40 детей и подвизалось примерно 38 монахинь, решили не распускать обитель, «иначе жизнь этой деревни и близлежащих населенных пунктов придет в упадок». Однако в 1539 году монашеская жизнь в Поулсворте все же навсегда прекратилась, а в 1544 году все монастырские постройки (кроме церкви) были снесены. Монастырская церковь во имя святой Эдиты продолжала существовать уже как приходская церковь. Церковь эта стоит там и по сей день, хотя она уже гораздо меньших размеров, чем была прежде.

Интересна история и церкви святой Эдиты в городе Тамворт графства Стаффордшир. Она является самой большой средневековой приходской церковью этого графства. Большая часть здания нынешней церкви относится к XIV и XV веку. Она стоит на месте первоначальной церкви, существовавшей здесь еще в VIII веке. Первая церковь была сожжена вместе со всем городом язычниками-датчанами в 874 году, а в первой половине следующего века при игуменье Этельфледе на ее месте была выстроена новая. Но и она была разрушена датчанами в 943 году во время их очередного набега, хотя вскоре (около 963 года) ее восстановил святой благоверный король Эдгар Мирный. Со временем часть мощей святой Эдиты перенесли в эту церковь, покровительницей которой она стала. В 1345 году во время сильного пожара сгорел весь город Тамворт, в том числе и церковь во имя святой Эдиты. Сразу же после этого началось строительство того храма, который стоит здесь по сей день.

Примерно с X века при церкви святой Эдиты жила община каноников, однако в 1548 году община была распущена и церковь стала обычной приходской церковью. Среди ее достопримечательностей - многочисленные исторически значимые витражи и старинный орган, относящийся к XVIII веку. Так сохраняется память о святой Эдите, дочери английского короля, жизнь свою посвятившей духовным подвигам ради Царствия Небесного и стяжания благодати Божией.

Протоиерей Андрей Филлипс, Дмитрий Лапа
28 июля 2011 года



[1] Церковь-приорат в Грейт-Молверне имеет более чем 900-летнюю историю и является одной из самых больших приходских церквей Великобритании. Она была построена из зеленовато-желтого камня, также из розоватого камня из Мэдона и из других местных материалов северного Вустершира (примечательно, что цвет конструкций приората меняется в зависимости от температуры и времени года). Колонны и арки этой церкви - из твердого и прочного молвернского гранита. В церкви множество разноцветных средневековых витражей с изображениями Пресвятой Богородицы, святых и епископов. По разнообразию сюжетов витражей эта церковь, возможно, уступает лишь Йоркскому собору. Бенедиктинский монастырь на этом месте был основан при участии епископа Вустерского Вулфстана и монаха Алдвина в 1085 г. Высота башни этой церкви - 124 фута, или 37,8 метров. Существовавший здесь монастырь включал храм, кельи для монахов, дом настоятеля, дом для гостей, сад для выращивания лекарственных растений и лазарет для больных. Сегодня, кроме самой церкви, от первоначального монастыря сохранились ворота аббатства и сторожка у ворот приората (датируется 1135 г.). Сохранился также монастырский парк (позади зимнего парка), который первоначально был частью монастырских земель. Он находится прямо под откосом холма «Вустерширский маяк», и в позапрошлом веке здесь было посажено много редких деревьев: багряник, тюльпановое дерево, гинкго китайское, «дерево-голубь» (получило свое название благодаря эффектным белым прицветникам, которые постоянно покачиваются) и др. Сохранившийся до наших дней лебединый пруд, вода которого смешивается с водой из целебных источников, некогда служил монастырским прудом для разведения рыбы.

[2] Молверн - живописный, с высокими холмами район на западе Англии. В Молверн, славящийся редкой красотой пейзажей, приезжают туристы из многих стран мира. Название «Молверн» происходит от староанглийского слова, означающего «поднимающаяся вверх земля». Это и место многочисленных источников с целительной водой; в прошлом веке это был один из самых знаменитых курортов на Британских островах; вода из источников Молверна до сих пор широко используется для водолечения и в Европе. Целительные источники Молверна известны были уже в средние века и посвящались тому или иному святому. И сегодня вода некоторых из них исцеляет от глазных болезней и онкологических заболеваний. Упоминаемый в статье источник святой Анны был восстановлен в 2007 г., он находится рядом со Счастливой, или Зеленой, Долиной ледникового происхождения. В Молверне прожил часть своей жизни композитор Эдуард Элгар (1857-1934), который именно здесь написал некоторые из своих знаменитых произведений: вариации «Головоломка», «Сновидение Геронтиуса» и «Морские картины». Он похоронен вместе со своей супругой при католической церкви святого Вулфстана в Литтл-Молверне, а в монастырском парке установлен его бюст.

Молверн стоит на древнейших в Англии горных породах - одних из древнейших горных пород на земле, - таких как докембрийский гранит, которому, по расчетам геологов, более 500 млн. лет, - это одна из самых глубоких горных пород земной коры (в местных горных породах даже не встречаются окаменевшие скелеты животных, настолько они древние!). Характерное для этой местности поднятие почвы, обнажение древнейших горных пород на поверхности, вызванное теплом и колоссальным давлением, очень необычно. Камень здесь кристаллический и многоцветный благодаря содержанию минералов. Хотя камень очень твердый, но трескается очень легко и быстро, однако никогда не разрушается дождевой водой, отсюда чистота Молвернских источников, воду из которых пьет сама королева Англии.

[3] Дикул (Дейкола), преподобный (вторая половина VII в.; память 18 апреля). Родился в Ирландии. Он стал миссионером и проповедовал в Англии в местах, которые сегодня входят в графство Норфолк, где населенный пункт Диклбург, возможно, назван в его честь, а также в королевстве южных саксов (ныне графства Восточный и Западный Сассекс), где построил церковь и монастырь в Бошеме (один из первых монастырей, основанных ирландцами в южной Англии). В Бошеме (Западный Сассекс) саксонская церковь во имя Пресвятой Троицы сохранилась по сей день.

[4] В англо-саксонский период существовала должность элдормена - представителя короля в графствах и провинциях. В конце VIII века Хвисса уже была не самостоятельным королевством, а провинцией королевства Мерсия. Этельмунд был элдорменом Хвиссы до 802 года и был убит жителями Уилтшира в битве при Кемпсфорде (ныне графство Глостершир).

[5] Колледж святой Марии в Итоне был основан Генрихом VI в 1440 г.

[6] Имеется в виду кельтский монастырь в городе Келлс графства Мит в Ирландии, основанный в начале IX в. В нем было создано знаменитое иллюстрированное «Евангелие из Келлса».

[7] Имя и фамилия этого священника полностью совпадают с именем и фамилией известного английского композитора Джорджа Баттеруорта (1885-1916).

http://www.pravoslavie.ru/put/47812.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Филлипс
Развязка на Украине и великое очищение Церкви
Фиаско Запада на Украине завершается
11.03.2024
От Руси до Руси – от Распутина до Путина
Семь эпох в истории Руси
30.12.2023
Кеннеди: 60 лет со дня гибели
Даже если этот Человек ушел, его духовное завещание должно быть исполнено
22.11.2023
Мироточит икона трех святителей русской эмиграции
Мироточение даёт нам надежду на то, что, несмотря на наши грехи, Господь помилует нас
25.09.2023
За заблуждениями следует катастрофа
Мир заблуждений против реального мира
28.06.2023
Все статьи Протоиерей Андрей Филлипс
Последние комментарии
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17