Публикуется доклад секретаря Ученого совета Московской духовной академии, кандидата физико-математических наук и кандидата богословия игумена Адриана (Пашина), представленный на конференции «Наука. Философия. Религия», которая прошла в Дубне 10-11 ноября 2011 года. Автор обеспокоен проблемой влияния компьютерных технологий на духовную жизнь современного человека, на его восприятие реальности и на отношение к вере.
Компьютер - сравнительно недавнее изобретение человеческого разума. Однако за те несколько десятилетий, что он существует, компьютерные технологии существенно преобразили нашу жизнь, мы уже не можем себе представить ее без компьютеров. Этот процесс, хотим мы этого или нет, уже не остановить. Более того, процессы изменения и пути развития компьютерных технологий трудно предсказуемы. Действительно, по общепринятым оценкам, скорость совершения операций компьютеров растет во времени экспоненциально. Этот головокружительный рост быстродействия компьютеров гарантирует разработку и реализацию головокружительных проектов, о которых, как я сказал, мы можем только догадываться.
Одно из приложений компьютерных технологий - это «обычная» техника. Она уже почти повсеместно стала «умной»: процессоры и встроенные компьютеры есть и в бытовой технике, и в средствах передвижения, и в военной технике, и в энергетических объектах и т.д. Благодаря такой компьютеризации в значительной степени облегчается труд людей, эффективность их работы увеличивается в разы, во многом повышается безопасность самой техники. Мы не будем останавливаться на этих вопросах, вопросах отношения к технике как таковой, так как вся наша конференция посвящена этому.
Может, стоит только несколько слов сказать по поводу применения компьютерных технологий в медицине.На прошлой нашей конференции этому вопросу было уделено недостаточно внимания.
Перспективы здесь тоже впечатляющие. Так, японским ученым удалось создать микроимплантат, который при вживлении в головной мозг человека позволяет управлять специальной робототехникой. В основе этих разработок лежит технология работы с волнами головного мозга через сеть датчиков. В обозримом будущем эти исследования, которые ведутся в Японии при поддержке государства, приведут к возможности для частично или полностью парализованных людей, у которых работа мозга остается четкой и ясной, осуществлять определенные действия. К примеру, оснащенный таким микрочипом человек сможет с легкостью налить себе стакан воды при помощи кибернетической руки или передвигаться в инвалидном кресле.
Казалось бы, замечательные перспективы. Однако недавний американский фильм «Суррогаты» показал, что подобными изобретениями можно воспользоваться и во вред. Одно дело, если пытаются помочь больным, имеющим то или иное нарушение в человеческой природе. Совсем другое дело -вторгаться, изменять человеческую природу, созданную Богом.
Начаться может с вполне безобидных вещей. Так, японские ученые - авторы описанных выше имплантатов предполагают, что продажи систем, «читающих мысли» людей, могут появиться на прилавках уже через несколько лет.При их помощи можно управлять телевизорами, мобильными телефонами, компьютерами и массой бытовых приборов.Среди других приложений новой системы можно назвать спутниковую навигацию, когда водителю будет достаточно просто подумать о еде, чтобы навигатор отыскал ближайший ресторан. Кондиционеры также могут научиться без слов понимать, насколько человеку комфортно в комнате, и не стоит ли сделать температуру более прохладной.
Но стремление к комфорту человека на этом не остановится. И тут не далеко до тех реалий, которые описаны в фильме «Суррогаты», когда люди лежат в креслах и дистанционно подключены к своим суррогатам, которые живут за своих «операторов» реальной жизнью - работают, развлекаются, пьют, едят, путешествуют, отдыхают на курорте...
Перейдем к теме, которая в первую очередь ассоциируется с понятием «компьютерные технологии» - к Интернету.
Еще несколько лет назад Интернет воспринимался только как большая библиотека, как источник информации. Эта его роль необычайно важна и сейчас, и будет важна в дальнейшем. Как к этому может относиться Церковь? Церковь воспринимает Интернет-пространство как огромное поле, важнейший инструмент для Евангельской проповеди. И это не может казаться неожиданным, такая постановка вопроса коренится в церковной истории.
Именно с христианством связан переход от свитков как носителей информации к кодексам, то есть к книгам. Быстрое распространение христианской проповеди в Римской империи связано именно с тем, что первые христиане стали активно использовать новое для своего времени, более дешевое и более удобное средство связи - кодекс. Изобретение книгопечатания Гутенбергом в XV веке способствовало развитию Реформации и распространению Библии на доступном простому народу языке. Первые печатные книги на Руси - это богослужебный Апостол. Именно книгопечатание дало возможность вообще поставить вопрос о «книжной справе» в России в XVII в. В XX веке на Западе христиане активно использовали радио и телевидение для евангелизации.
Вполне естественно для Церкви использовать для миссии, для нравственного просвещения любое средство, в том числе такое мощное, как Интернет. Наверное, уже мало осталось храмов, которые не имеют свои сайты. Существуют христианские интернет-библиотеки.
Однако для пользователей Интернета не секрет, что он содержит и вредную информацию. Так, объем скачиваемой порно-продукции в Интернете составляет порядка трети от всего объемаинтернет-трафика. Думаю, стоит задуматься о выделении в Интернете части, доступной только для зарегистрированного, взрослого пользователя. Это позволит ограничить доступ к вредному контенту детей и подростков, да и многие взрослые,работая в Интернете не анонимно, не захотят заходить на те или иные сайты.
Святые отцы говорят о нескольких стадиях развития греха. Сначала идет прилог (он может быть и внешним, и через помысл), затем сочетание, сосложение. После наступает пленение и сама страсть. Так вот, яркая картинка позволяет легче преодолевать три начальные стадии, а в Интернете такие картинки сейчас доступны для всех.
В последние годы Интернет стал не просто огромной библиотекой. Его медиа-сущность стала интерактивной. Как мы знаем, Марк Цукерберг изобрел Facebook потому, что ему не хватало общения. Поэтому, можно сказать, что не Facebook создал социальные связи, сети, а они создали Facebook. И действительно, социальные сети, блоги, чаты, Живой журнал, Twitter стали новыми медиа, путями общения между людьми. Они снимают барьеры, преодолевают огромные расстояния, позволяют наладить личные отношения и доверие между людьми, наладить культурный обмен, почувствовать себя частью единой общности (в том числе и религиозной). Поэтому социальные сети, конечно, могут и должны использоваться нами для проповеди Евангелия.
Западные богословы даже уподобляют современные социальные сети той деятельности, которую начал вести апостол Павел - его Послания, миссионерские визиты, проповеди способствовали быстрому распространению христианства по территории Римской империи. И поэтому Церковь они называют социальной сетью, которая дает способ делать верующих ближе друг к другу, а значит, по мысли западных богословов, ближе к Богу.
Однако с таким уподоблениемнельзя согласиться. Этот образ - Церковь как социальная сеть -практически совпадает с Лютеровским представлениемо невидимой Церкви.Поразительно, что именно социальные интернет-сети меняют в современном протестантизме образ веры, делая его все более согласованным с учением Лютера о невидимой Церкви. В порядке вещей, например, такие факты, как участие в воскресном богослужении через онлайн видео-трансляции, например, в Skype. Таким образом, воплощается представление Лютера о Церкви, вернее происходит «развоплощение» Церкви - отрыв христиан от тела Христова, от Евхаристии.
Конечно, надо понимать, что социальные сети открывают новые пути для агрессии и иного вреда. Думаю, что они несут часть ответственности за разрушение института брака в современном обществе. Виртуальный секс, возможный через социальные сети, через мобильный телефон, наряду с доступностью и «безопасностью» секса, не связанного браком, приводит к тому, что срок вступления в брак отодвигается за 30 лет, да и вообще необходимость брака ставится под сомнение.
Остановлюсь еще на одной, сугубо специфической проблеме - участие в социальных сетях монашествующих. Святые отцы-аскеты призывают монаха быть в келье, «как рыба в воде» (преп. Антоний Великий). Даже выходя по необходимости из своего монастыря, они старались не обращать внимания на окружающие виды природы, окрестностей, города, то есть пребывать вне рассеянности. Зададим вопрос, насколько современный монах, не выходящий из своего монастыря, верен этому духу древних подвижников, если он имеет сотни, тысячи «друзей» в Facebook, активно ведет свой ЖЖ, участвует в жарких дискуссиях в блогах?
Хотя эта проблема не является сугубо специфической для монахов. Аскетические правила в той или иной степени применимы для каждого христианина. Все мы призваны в своих помышлениях устремляться к единому на потребу, иметь перед очами своими Бога, не рассеиваться. Выходя же в социальную сеть, человек либо выставляет свой внутренний мир на всеобщее обозрение - вот вам и нарциссизм, вид тщеславия и гордости, либо выдает себя за другого - вот вам и лицемерие с безответственностью.
Еще об одной проблеме, связанной с участием в блогах христиан и священнослужителей, говорит руководитель Пресс-службы Московской Патриархии протоиерей Владимир Вигилянский в интервью, данном порталу Богослов.Ru: «Пустословие, стеб, зубоскальство - однаиз отличительных черт стиля "блогосферы". Вместо того чтобы давать образцы культурной благожелательной полемики, священнослужители перенимают у своих собеседников загрязненный сленгом язык ЖЖ... Как любое другое средство коммуникации, Интернет нейтрален, и только от нас - авторов и пользователей - зависит, станет ли он языком миссии, свидетельством истины, христианской свободы и любви или превратится в мусорную свалку мелких самолюбий, словоблудия и зложелательства... У некоторых авторов «живых журналов» совершенно утрачено чувство корпоративной солидарности, они ничтоже сумняшеся могут всенародно обсуждать и осуждать действия своих собратьев, сплетничать, делать рискованные обобщения, связанные с негативными сторонами церковной жизни».
Почему так происходит? Отчасти это можно объяснить легкостью возможности - без видимого присутствия собеседника - высказать свое зачастую необдуманное мнение. В глаза человека, реально беседующего с тобой, не все можно сказать, что-то сказать с иронической интонацией. Письмо обычно перечитывают, прежде чем запечатать и отправить по почте (даже электронной). А в блоге, в ЖЖ, в чате, в смс быстро набрал первое, что пришло в голову - и нажал enter. Конечно, многие занимаются в сети троллингом, и совершенно обдуманно.
Наверное, из компьютерных технологий один из самых острых вызовов духовной жизни, да и психическому здоровью сейчас несут компьютерные игры. На новостных полосах можно найти сообщения об убийствах, совершенных геймерами-подростками, -друга, продавшего без его согласия виртуальный меч;отца, отобравшего клавиатуру компьютера, чтобы он не смог ночью играть в свою любимую игру и т.д., и т.п.
Игроманию можно сравнить с наркоманией. Это беда, с которой очень непросто справиться. Некоторые психиатры, к примеру, утверждают, что требуются специальные подходы к ее лечению, отличные от подходов, используемых для лечения и реабилитации алкоголиков и наркоманов. При этом с наркоманией идет борьба на государственном уровне, а любые компьютерные игры практически общедоступны.
Многие подростковые компьютерные игры построены на агрессии и убийствах. Есть игры, в которых задействованы бесовские персонажи. При этом сам играющий по своему желанию может встать на сторону как сражающихся с бесами, так и на сторону самих бесов. Такие игры воспитывают в подростках запанибратское отношение к сатанизму.
Естественно, не все игры однозначно вредоносны. Например, в современной медицине с большим успехом используется метод биологически обратной связи, который построен на использовании специальных компьютерных программ. Это может, в частности, развить реакцию у пациентов, страдающих различными заболеваниями, тренировать у них сердечно-сосудистую, нервную, мышечную системы.
Есть, к примеру, и специальные развивающие игры, которые даже рекомендуются психологами и педагогами. Есть проекты развивающих игр, стратегий и квестов на христианскую тематику. Можно приветствовать такие попытки, однако очевидно, что это крайне сложная и опасная работа, в которой важно избегать как кощунства, так и ханжества.
Но все эти проекты окажутся бесполезными, если для достижения цели использовать только развивающиеся игры, отказавшись от комплексного подхода. Потому что истинное развитие происходит в познании реального, а не искусственного, виртуального мира, и инструментом для познания не может служить электронная игрушка, какой бы совершенной она не была. Даже так называемые «умные» игры не столько развивают интеллект, сколько закабаляют его. Они развивают лишь те стороны интеллекта, которые в жизни оказываются бесполезными, так как эти игры всегда помещают человека в сильно упрощенный мир, регулируемый несколькими четко сформулированными правилами, в то время как окружающий нас действительный мир ни в какой конечный набор правил втиснут быть не может. Эти игры не развивают творческую интуицию, а учат мыслить технологически: есть задача, цель и комплекс средств, при помощи которых можно решить эту задачу.
Но даже относительно неопасные игры могут нанести существенный вред, если на них по-настоящему «подсесть». А плотно подсаживается на «игрушку», по разным данным, от 10 до 15 процентов увлекающихся компьютерными играми, причем подсаживаются не только дети и подростки, но и взрослые. На игру у таких геймеров может уходить и несколько часов, и даже несколько суток. Может установиться и четкий ритм: игра после работы или после школы, игра в обеденный перерыв и т.д.
Кстати, такое зависимое поведение может установиться не только от компьютерных игр, но и от самого компьютера, от Интернета. Обилие и доступность информации настолько завораживает, что человек может просидеть в сети несколько часов, кликая одну за другой новостную ссылку, отрывая время от работы, от семьи, от молитвы, от сна. И даже если время на ту же молитву еще есть, то нет уже сил. Да и прочитанная информация, как правило, не идет на пользу, так как человек не вчитывается, а порхает с одной ссылки на другую. Отсюда такое явление современного общества, как фрагментарность сознания, отсутствие целостного мировоззрения.
Кстати, исследования, проведенные в Великобритании, показали, что сегодня 15-летние подростки по своему интеллектуальному развитию равны 13-летним 30 лет назад. Думаю, значительный вклад в эту деградацию вносят именно компьютеры, «убивающие» время.
Еще раз скажем, что виртуальная реальность, даваемая нам в ощущениях с помощью компьютерной игры или иной компьютерной технологии, становится ближе для человека, чем реальная жизнь. Святые отцы особое внимание уделяли опасности для духовной жизни фантазий, мысленному удалению от реальности. В этой виртуальной реальности можно совершать реальные грехи, укореняться в злобе, гордости, сребролюбии, нечистоте. Вопрос: виртуальные добрые дела являются ли таковыми в очах Божиих?
Сегодня не только игры, но и все новыеи новые гаджеты все более повышают степень вовлеченности людей в виртуальное пространство, все более стирают грань реальности и виртуальности. Если раньше мужчина при встрече снимал шляпу, то сейчас вынимает из одного уха наушник. Ощущения становятся все более качественными, так что скоро их трудно будет отличить от реальных. Жизнь становится по ощущениям простой и легкой, эти ощущения переносятся и на веру - духовные опасности не так уж страшны, посмертная участь человека не пугает. Можно говорить о таких феноменах, как «cappuccino-Christianity» или «Православие-lite». В одном из современных романов-антиутопий описана на самом деле не такая уж далекая картина, когда люди подключены к Интернету через нанонапыление на сетчатке глаза. Я сам недавно задумался, а стоит ли тратить усилия на изучение иностранного языка, если через несколько лет можно будет общаться с любым иностранцем с помощью гаджета-переводчика.
Заканчивая свое сообщение, упомяну классический пример ножа, который сам по себе нравственно нейтрален, но которым можно порезать хлеб, а можно убить человека. Этот образ, конечно, применим и к компьютерной технике. Сама по себе она нравственно нейтральна. Но уж больно этот компьютерный «нож» сложен: он напрямую влияет на интеллект, на чувства, на волю, на душу человека. Это мощное орудие, которое может способствовать человеку в познании евангельских истин, но может привести его и к порабощению греху.