24 сентября 2011 года в Белграде по инициативе Сербского Общества врачей состоится торжественное открытие памятной доски, посвященной самоотверженному труду русских медицинских миссий в 1912-1917 гг. Члены Общества надеются, что это событие станет началом традиции, подобной той, которая поддерживается французскими, английскими, канадскими и прочими гражданскими и военными представителями, чьи соотечественники внесли свой вклад в дело гуманитарной помощи сербскому народу в период балканских и Первой мировой войн.
Дату выбрали не случайно. Днем Памяти можно было объявить и 19 октября, когда на территорию Сербии прибыли русские миссии в Первую балканскую войну. Однако членам Сербского Общества врачей хотелось обязательно отметить благотворительную деятельность семьи императорского посланника Гартвига в период балканских войн, заслужившую уважение, признательность и любовь сербского народа.
Итак, 24 сентября 1914 г. на территорию Сербии прибыли первые иностранные (российские) санитарные отряды - Санкт-Петербургского Славянского благотворительного общества и вдовы российского посланника А.П. Гартвиг. Они были спешно сформированы, как только было получено известие об объявлении войны Сербии. Первый - на добровольные взносы членов Общества и частных лиц, второй - по просьбе сербского посланника М. Спалайковича на средства, выделенные Российским Обществом Красного Креста (РОКК) в помощь аналогичной сербской организации.
Позже в Сербию были прибыли отряды княгини М.К. Трубецкой, Московской Александринской общины комитета «Христианская помощь» и отряд санитаров-монахов, отправленных русскими обителями на Святой горе Афон. Не хотелось бы забыть и о специалистах-добровольцах, которые работали по контракту с сербским правительством со времени окончания балканских войн.
Русский персонал работал в очень тяжелых условиях: с осени 1914 г. главным врагом Сербии стали эпидемии - брюшного, сыпного и возвратного тифа, холеры, дизентерии. Забота членов отряда, кроме больных и раненых воинов, распространилась на население и военнопленных: были открыты бесплатные аптеки, амбулатории и питательные пункты. На помощь могли рассчитывать все, и, в первую очередь, беднейшее население.
Начало военных действий в октябре 1915 г. прервало многие благотворительные начинания на территории Сербии. Тяготы осеннего отступления того же года русские санитарные отряды разделили с сербской армией. Тяжелораненых из-за оперативной обстановки вывезти было невозможно. Оставить их не пожелал персонал Московской Александринской общины и почти в полном составе остался в Нише. Такое же решение приняло и несколько добровольцев из отряда княгини Трубецкой. Трагические события в Сербии не оставили равнодушной российскую общественность. До октябрьских событий 1917 г. сербам оказывалась та помощь, которая была необходима. До 1918 г. на Салоникском фронте находился отряд Славянского благотворительного общества, русские госпитали Марселя и Салоник принимали сербов на лечение. Часть из них направлялась в медицинские учреждения Одессы.
Своей самоотверженной работой русские миссии продолжили традиции, заложенные в период балканских войн 1912-1913 гг., когда РОКК сформировал и отправил в Сербию госпиталь Иверской общины сестер милосердия, лазареты Московской Александринской и Киевской Мариинской общин. Были и частные отряды: на средства вдовы сахарозаводчика Е.М. Терещенко был отправлен лазарет Кауфманской общины, на средства Мраморного Дворца - лазарет княгини Елены Петровны, «Таврический Комитет по организации помощи Балканским славянам и грекам» снарядил небольшой Таврический отряд. Городские общественные управления Москвы и Петербурга отправили соответственно отряд имени Москвы и Тверской Серебряной общины.
Во время болгаро-сербской войны на помощь больным и раненым сербским воинам пришел госпиталь общины Святой Евгении, продолжил свою работу и лазарет княгини Елены Петровны. С холерой и дизентерией на вновь присоединенных территориях и в пограничной зоне успешно сражался эпидемиологический отряд княгини С.А. Долгорукой.
По свидетельству В.Н. Штрандмана, первого секретаря российской императорской миссии в Белграде в 1911-1915 гг., русские врачи и сестры милосердия завоевали исключительную симпатию сербов, так как работали не за страх, а за совесть. Всеобщее признание и любовь заслужили российские хирурги, проявившие не только глубокое знание своей профессии, но и исключительно сердечное отношение к раненым. Что касается сестер милосердия, присланных из России, то они, по мнению Штрандмана, составили «эпоху местного сестринского дела». Русский дипломат надеялся, что «сербский народ навсегда запомнит их искреннее милосердие, ничем не ограниченное самопожертвование при самых трудных обстоятельствах». Он верил, что «история отметит русский гуманный поход на Балканы» и что он займет «много красивых страниц о порывах русского сердца на пользу братьев-славян».
К сожалению, мы многое забыли. Сейчас, как и сто лет назад, довольно часто звучат слова о необходимости «прагматичной» внешней политики, а также упреки, что лучше бы правящие круги занимались внутренними проблемами, чем помогали «братушкам». И нам, сегодняшним, довольно сложно представить, что в те времена значительной частью населения Российской империи весь славянский мир воспринимался как единое пространство.И помогали не потому, что «должны», а потому, что не могли иначе. Что бы ни говорилось и ни писалось на эту тему, своим участием в сборе средств население Российской империи высказало свою точку зрения. В отчете общего собрания РОКК 26 мая 1913 г. было отмечено, что помощь РОКК ( в Первую балканскую войну) была развита в больших размерах, чем предполагалось в начале войны, а расходы оказались ниже запланированных. На формирование и содержание лечебных учреждений в Болгарии, Греции, Сербии и Турции было израсходовано 859037.63 рубля, из них 284161.41 рубль был получен в качестве пожертвований от частных лиц и учреждений.
Добрые дела были оплачены сторицей. Сербский народ не забыл героический труд наших соотечественников в период 1912-1917 гг. После поражения Белой армии маленькая разоренная бесконечными войнами Сербия приняла тысячи беженцев из России и стала для них второй Родиной. Не забыла о помощи России и сербская королевская семья. Престолонаследник, а затем король Александр сделал все, чтобы потерявшие кров люди обрели вновь надежду на достойное будущее.
Инициатива Сербского общества врачей еще раз показывает, что связи между нашими странами и народами гораздо сильнее, чем представляется иным политикам... И от нас зависит, продолжим ли мы эту новую традицию, поддерживающую «честь русского имени в Сербии».
_____________________________
Галина Игоревна ШЕВЦОВА - кандидат исторических наук,
автор
монографии «Россия и Сербия. Из истории российско-сербских отношений в
годы Первой мировой войны (гуманитарный аспект)» (2010).
http://www.fondsk.ru/news/2011/09/22/russkij-gumanitarnyj-pohod-na-balkany.html