Казачество - составная часть русского народа

Выступление Верховного атамана Союза казаков России П.Ф. Задорожного на конференции «Православие духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения» (г. Ставрополь, 16.08.2011)

0
1721
Время на чтение 7 минут

Казачество - исконное явление русской жизни, а образование и развитие казачьих войск всегда находилось в тесной связи с жизнью русского государства. Казачество не просто явление русской жизни, а исключительное явление, поэтому нигде мы не найдем аналога этому явлению.

В трудах ведущих российских историков XVI, XVII и XX веков выражается непоколебимая уверенность, что казаки - это часть славянского народа, его особая ветвь с вливанием и вкраплениями представителей других коренных народов страны.

Спорить можно много о казачьем феномене, но ясно одно: какого бы не было происхождения слово казак, в конечном итоге носителем его стал русский человек со своим языком, верой, обычаями и культурой.

Казачество рассматривается как составная часть русского народа, поэтому его история должна рассматриваться в неразрывной связи с историей России и Православия.

Казаки всегда считали себя неотделимыми от русского народа, а казачьи земли от России. Казачество - явление мирового характера. Казачество - это «поэзия» русской старины, которая не может не волновать русскую душу.

Казачество является продуктом Русской стихии, которое сформировалось из окраинных поселенцев, такой своеобразно красочный культурно-исторический тип российского мира.

Испокон веков казаки никогда не знали рабства - отсюда их первое и главное достоинство: чувство внутренней свободы.

Вместе с тем органической чертой и казачьих общин, и казаков всегда была присущая им любовь к порядку.

Гармоническое сочетание этих двух начал, внутренняя свобода и порядок, всегда делало из казаков самую верную опору, самый надежный оплот здоровой государственности.

Жизнь и внутреннее отношение казачества всегда утверждались на здоровых общечеловеческих отношениях. Казаку всегда было ясно что, «Где нет равенства, там нет справедливости, а где нет справедливости, там нет нравственности».

Эти критерии всегда лежали в основании строительства казачьей жизни и его стержня. Генетическим кодом казачества и сейчас является «совесть и вера православная».

В казачестве переплелись взаимоисключающие явления - тяга к свободе (в первую очередь - к свободе духа) и любовь к порядку. Не просто тяга к порядку, а любовь к внутренней собранности, которая тяготеет к воинской дисциплине, отсюда (или последствие этого) еще одна казачья характеристика. Так называемое «воинское сословие».

Казаки настоящие воины - по духу своему и по поступкам. Для казака смерть за свою православную веру, за Родину не подвиг, а - венец всей жизни.

Отличительная черта казачьей организации, как организации строго национальной Русской т.е.

1. Религиозной.

2. Православно - церковной.

3. Сохранившей более крепкую связь с древнерусским
укладом (допетровским).

4. Более других родов оружия сохранившей свой
семейный быт.

5.Более других частей Русской Армии сблизившей
военную службу с семейной жизнью.

В глазах простого народа воин идеальный, воин по преимуществу мыслим всегда как казак.

Вся жизнь казачества была воплощена в служении государству и вере православной.

Действительно на государевой службе казаки обрели расцвет, духовный взлет, проявили блеск удали и дерзкой отваги, самоотверженность и верность присяги.

Оставаясь «вольным» и «гордым» в самом себе, казак растворялся в семье, станице и в войске, ярко выражая свою «личность» - глубокую и религиозную - соборно в рамках своего родного войска.

В силу этого обстоятельства казачьи войска крепко и всеми силами, корнями держались родной почвы, отличались покорностью воле Божьей и глубокой системой, удерживающей их на вершине русского самосознания и государственной дисциплины.

С природой казачества как с серьезным фактором на международных весах считались политика и стратегия - наша и иноземная. Казачеством русский народ и вооруженные силы России гордились.

Идея исторического казачества, ее природа - ясная и категорическая, исключительная мощь духа его традиций, быта, экономических основ - никак не укладывается в заостренные формы современного западного либерализма.

Западная безрелигиозная и бездушная «культура» противопоставлена культуре казачьей (Русской), - соборно православной и патриархальной. Западный холодный и казачий всеобъемлющий «демократизм» сегодня встретились как смертельные враги.

Так в чем же сила и мощь казачества?

Слово казак для большинства сейчас означает исторический персонаж или современную живую этнографическую достопримечательность, парадность.
Слово казак у наших предков ассоциировалось:
- с доблестью духа;
- высшей похвалой для мужчин;

Для остальных моральные ориентиры казака служили нормой поведения.

Если сравним слово казак сейчас и слово казак у наших предков, то обнаружим несоответствие смыслового и духовного наполнения.

Мы и наши предки, произнося слово казак, вкладываем в него разный смысл, реагируем на него по-разному.

Какую духовную составляющую мы растеряли за эти годы?

Можно ли говорить о возрождении казачества, если душа самого слова казак потеряна.

Слово казак утратило сейчас изначальное социальное и духовное наполнение и поэтому казачество утратило свои прежние народно-патриотические, духовные ориентиры.

Говорить о возрождении казачества без возрождения духовных основ - НЕВОЗМОЖНО.

Казачество есть, когда есть духовные основы, и казачества нет, когда нет духовных основ.

Без духовных основ все казачество сводится к внешней обрядности.

Казачество - это, прежде всего, ДУХОВНОЕ БРАТСТВО, а не ношение формы, погон, традиционного холодного оружия, нагайки.

Казачество - это народно-патриотическая гордость России, его воинская доблесть.

Если сравнить казачество прошлое и современное, то получим результат не в пользу современного. Современный казак в большинстве своем бездуховный.

Основными догмами духовной основы казачества являются:

- вера православная;
- честь и преданность Отечеству;
- неподкупность;
- равнодушие к богатству («довольствуйся малым», учил Спаситель);
- общинность (соборность);
- товарищество, казачье братство;
- непоколебимая воля;
- самоотверженное служение казачеству.

В чем заключалось самоотверженное служение казачеству?

1. Защита Православия, обычаев и традиций, земли и народа Святой Руси;

2. Самопожертвование во славу веры православной, казачества и Святой Руси.

Православие является обязательным условием существования казачества.

Казачество формировалось и пополнялось из православной среды. Только Православие дает казачеству духовное потомство.

Наши предки всегда имели непоколебимую веру в Бога и в вечность души. Знали, что рано или поздно душа несет ответственность за качество прожитой жизни и поэтому главной целью жизни казака являлось спасение своей души. Соответствуют ли поступки спасению души, являлось главной шкалой ценностей.

Казак олицетворял в себе не жизнь тела, а жизнь души, вобравши в себя Веру, Честь и Совесть. Убить его физически не означало убить его душу и сознание, а изменить взгляды на противоположные означало убить его душу при живом теле.

Для казака спасти жизнь души и честь было гораздо важнее, чем спасение жизни тела.

Спасение души было более важным, чем спасение своей жизни, тем более важнее, чем выгода. Поэтому голос совести в казаке всегда звучал и должен сейчас звучать сильнее выгоды. Человека с такой шкалой ценностей невозможно купить, из этого вытекает вторая духовная основа казачества:

- честность;

- неподкупность;

- независимость.

Для казачества всегда были свойственны личный аскетизм, казачья честь и презрение к роскоши. Вспомним заповедь Спасителя Господа нашего Иисуса Христа -

«Возлюби ближнего своего...». Любовь к ближнему одной из своих форм проявляется в заботе о ближнем.
В
едь мы заботимся о всех, кого любим. Именно заботой и любовью о ближнем пропитана третья духовная основа казачества:
-

- общинная форма жизни (соборность).

Эта форма жизни наиболее приемлемая для Православия и казачества. Для нее характерны взаимовыручка, преданность и сотрудничество в решении вопросов сообща. В общинной форме решающее значение имеют межличностные отношения, а не деньги и титулы. Общинная форма жизни долгое время была материальной основой казачества.

Община - извечная форма существования народа Святой Руси.

Народ Святой Руси является четвертой духовной основой казачества (предки, их личный пример духовности и воинской отваги).

Пятой духовной основой казачества являются братство и товарищество.

Это общинная форма жизни казачества на более высокой ступени развития, которая усилена православным мировоззрением и вытекающим из него поведением.

В казачьем товариществе каждый казак как воин-общинник, будучи даже один, действовал в интересах общего казачьего мировоззрения. Каждый казак представлял интересы могучей казачьей православной силы.

Действиям казаков были присущи самопожертвование в интересах братства как высшая доблесть. Ведь Сам Спаситель явил казачьему братству достойный пример, когда шел на муки и отдал свою жизнь для спасения людей и искупления грехов всего человечества.

Если казака нельзя купить и казака как представителя казачьего братства нельзя запугать, то рождается шестая духовная основа казачества:

- свобода истинная - воля.

Это воля поступать по совести, по нравственным ориентирам православного мировоззрения.

Любые другие мотивы это не воля. Воля как вседозволенность казачеством всегда отрицалась. Поэтому казак руководствовался в своих поступках свободой как совестью, так и нравственными ориентирами Русского Православия.

Вспомним еще одну основную заповедь Спасителя: «Возлюби Господа своего...» - любовь к Творцу есть служение ему, которым казачество спасает свою душу.

А своим спасающим душу служением Творцу казачество выбрало защиту Православия, Святой Руси, ее народа.

Итак, назначение казачества - защита Православия, Святой Руси и ее народа.

А место казачества на рубеже. Прежде всего на рубеже духовном, не позволяя проявится мерзости, духовному разложению и пресекая дьявольское зло.

В настоящее время в России одна часть казачества состоит из потомков казаков и представителей народа Святой Руси.

Другая часть - искусственно созданный реестр (набор всех, кто пожелает и кому это выгодно), в руководство которого назначаются представители государственного административного аппарата.

Какое же из них истинное казачество?

Правильных ответов два:

1. Ни одно из них, если в них нет соответствия духовным основам и нет стремления исполнить свое предназначение.

2. Каждое из них будет истинным, если соответствует духовным основам и своему предназначению.

http://www.rv.ru/content.php3?id=9164

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Задорожный
Русское столетие — офицерский век
Несостоявшееся выступление на конгрессе российской интеллигенции в Москве (июнь 1999)
23.06.2020
Свердлов – величайший террорист всех времен и народов
Имя этого палача, автора постановления «О расказачивании», давно пора стереть с карты России
24.01.2019
Честью и славой венчаный
Памяти русского патриота, казака
01.08.2009
Все статьи Павел Задорожный
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35