В городе Балахна Нижегородской
области уже два года проходит интересный эксперимент. Государственная
школа № 3 ввела у себя православно-ориентированные классы, причем
инициатива эта исходила от родителей - людей по большей части не слишком
воцерковленных. Так вышло, что именно в Православии они увидели силу,
которая поможет им в воспитании детей. Опыт этот интересен и заслуживает
пристального внимания.

Православные гимназии в наше время не редкость, но вот когда на одном
пространстве, под одной крышей живут и светские классы, и православные -
такого не бывает почти никогда. То, что сделала одна из школ Балахны -
редкое исключение. Причем, что характерно, не противоречащее светским
нормативам образования. Как отмечает начальник управления образования
и молодежной политики Балахнинского района Елена Сугакова, «Управление
образования Балахнинского района поддерживает создание православно
ориентированных классов в муниципальной школе, поскольку в новых
федеральных государственных образовательных стандартах одной из базовых
ценностей является духовно-нравственное воспитание и обучение детей». К
этому можно добавить, что в стране действуют и школы с этнокультурным
компонентом (в том числе и православным), и эти школы находятся
в государственном подчинении. Правда, и их довольно мало.
Впрочем, опыт Балахны интересен не столько юридическими тонкостями,
сколько тем, что родился он в результате сильной мотивации «снизу», то
есть по желанию родителей. Учителя и священники лишь подхватили
инициативу.
«Хочется, чтобы ребенок вырос добрым, уважал старших, - поясняет
медсестра Евгения Семенова, бабушка одного из учеников второго класса
балахнинской школы № 3. - Наше общество сейчас катится вниз. Смотришь
вокруг и хочешь, чтобы ребенок был лучше, чем то, на что сейчас людей
ориентируют, чтобы он знал, где добро, а где зло. Чтобы был критерий».
Примерно так же на этот вопрос отвечают и другие родители: кругом -
эгоизм, жестокость, пошлость, хамство, пьянство, и надо защитить от
всего этого детей. А каким способом? Дать им не одно лишь образование,
но и нравственное воспитание. Люди, конечно, понимают, что детей
невозможно полностью оградить от зла, но можно защитить от влияния зла
их души, привить им иные ценности, дать им четкий критерий добра и зла.
Это не удивительно, но интересно, что, несмотря, подчас, на собственную
нецерковность, такой критерий родители видят именно в Православии. К
Церкви они относятся с огромным уважением и уверены, что там дурному не
научат.
«Мы давно уже поняли, что школа должна не только учить, но
и воспитывать, - объясняет свой выбор директор школы Фаина Каткова. -
Пытались внедрять различные программы духовно-нравственного воспитания,
но особых успехов не было. Поэтому, когда возникла идея сделать на базе
нашей школы православно-ориентированные классы, мы с радостью
согласились».
«Здесь тот редкий случай, когда инициатива светская встречается с такой
же церковной инициативой», - поясняет Балахнинский благочинный,
протоиерей Виктор Софронов.
Уроки здоровья - не то же самое, что обычная
физкультура. Их цель - снять у младших школьников усталость
и напряжение, возникающие в течение учебного дня, а кроме того -
развивать внимание, память. Занятия эти проводятся в виде игр.
Пока опыт Балахны можно назвать весьма успешным. Помимо обычных
предметов, в православно ориентированных классах во второй половине дня
проводятся занятия по основам православной культуры, хоровому пению,
рукоделию, гимнастике. Достаточно немного пообщаться с детьми, как сразу
понимаешь - усилия по воспитанию дают о себе знать. Второклассники из
православно ориентированных классов в отличии от своих сверстников,
растущих здесь же, мечтают стать не бизнесменами и начальниками,
а врачами и пожарными. В конфликтах (а в любом детском коллективе они
неизбежны) дети пытаются следовать христианским заповедям, просят
в молитве помощи у Бога - причем не с подачи взрослых, а самостоятельно.
Однако как бы ни был хорош частный случай, неизбежен вопрос: а не
является ли он счастливым исключением, лишь подтверждающим правило? Ведь
в наши дни нередко общество стремится возложить на Церковь решение
вполне земных проблем (учить, лечить, защищать), при этом зачастую глядя
на нее сквозь розовые очки и переоценивая ее возможности.
Наверное, подводить итоги пока еще рано, и за судьбой балахнинской
школы стоит внимательно понаблюдать в будущем, как за судьбой любого
интересного и действительно важного эксперимента. Но что можно сказать
точно: каким бы ни был результат, выводы из него должны сделать не
только педагоги, но и те православные христиане, которые пытаются
сегодня миссионерствовать и служить делу Церкви.

Подготовка к первому классу начинается с детского сада -
в специальной группе, занятия в которой проходят по выходным. Здесь дети
не только учатся читать и считать, но и привыкают к самой форме
школьных занятий, то есть к ответам на уроках, коллективной работе,
и так далее. Занятия, разумеется, проходят в игровой форме, с учетом
особенностей психологии детей шести-семи лет. Ведет эту группу опытный
учитель Антонина Николаевна Демидова - выпустив 4-й класс, она станет
учителем и классным руководителем православно-ориентированного первого
класса, то есть будет учить этих же ребятишек из сводной
подготовительной группы.
- А что такое «народ»? - спрашивает учительница.
- Народ - это много людей... - первоклассники энергично тянут руки. - Народ - это толпа..
.
- Нет, ребята! Народ - это люди, у которых общие заботы и общая
цель... - и далее рассказывает о Кузьме Минине и князе Пожарском. Дети
слушают с интересом - еще бы, ведь Минин их земляк, тоже из Балахны!
Духовник православно-ориентированных классов отец Михаил Голик
авторитетен для ребят не только в богословских вопросах - он
и в модульных конструкторах неплохо разбирается. А на вопрос, не получат
ли дети из православных классов слишком «тепличного» воспитания,
отвечает так: «Выпускник православной школы, выходя во взрослую жизнь,
прекрасно понимает, с чем может столкнуться, но внутри у него уже
сформирован нравственный стержень, он знает, что по-настоящему ценно
и значимо, а что - фальшивка и дешевка. Поэтому он с гораздо меньшей
вероятностью попадет в те ловушки, в какие массово попадает современная
молодежь».
http://www.foma.ru/article/index.php?news=6011