Кредит доверия

Православные классы в светской школе

0
571
Время на чтение 5 минут
В городе Балахна Нижегородской области уже два года проходит интересный эксперимент. Государственная школа № 3 ввела у себя православно-ориентированные классы, причем инициатива эта исходила от родителей - людей по большей части не слишком воцерковленных. Так вышло, что именно в Православии они увидели силу, которая поможет им в воспитании детей. Опыт этот интересен и заслуживает пристального внимания.


Православные гимназии в наше время не редкость, но вот когда на одном пространстве, под одной крышей живут и светские классы, и православные - такого не бывает почти никогда. То, что сделала одна из школ Балахны - редкое исключение. Причем, что характерно, не противоречащее светским нормативам образования. Как отмечает начальник управления образования и молодежной политики Балахнинского района Елена Сугакова, «Управление образования Балахнинского района поддерживает создание православно ориентированных классов в муниципальной школе, поскольку в новых федеральных государственных образовательных стандартах одной из базовых ценностей является духовно-нравственное воспитание и обучение детей». К этому можно добавить, что в стране действуют и школы с этнокультурным компонентом (в том числе и православным), и эти школы находятся в государственном подчинении. Правда, и их довольно мало.

Впрочем, опыт Балахны интересен не столько юридическими тонкостями, сколько тем, что родился он в результате сильной мотивации «снизу», то есть по желанию родителей. Учителя и священники лишь подхватили инициативу.
«Хочется, чтобы ребенок вырос добрым, уважал старших, - поясняет медсестра Евгения Семенова, бабушка одного из учеников второго класса балахнинской школы № 3. - Наше общество сейчас катится вниз. Смотришь вокруг и хочешь, чтобы ребенок был лучше, чем то, на что сейчас людей ориентируют, чтобы он знал, где добро, а где зло. Чтобы был критерий».

Примерно так же на этот вопрос отвечают и другие родители: кругом - эгоизм, жестокость, пошлость, хамство, пьянство, и надо защитить от всего этого детей. А каким способом? Дать им не одно лишь образование, но и нравственное воспитание. Люди, конечно, понимают, что детей невозможно полностью оградить от зла, но можно защитить от влияния зла их души, привить им иные ценности, дать им четкий критерий добра и зла.

Это не удивительно, но интересно, что, несмотря, подчас, на собственную нецерковность, такой критерий родители видят именно в Православии. К Церкви они относятся с огромным уважением и уверены, что там дурному не научат.
«Мы давно уже поняли, что школа должна не только учить, но и воспитывать, - объясняет свой выбор директор школы Фаина Каткова. - Пытались внедрять различные программы духовно-нравственного воспитания, но особых успехов не было. Поэтому, когда возникла идея сделать на базе нашей школы православно-ориентированные классы, мы с радостью согласились».

«Здесь тот редкий случай, когда инициатива светская встречается с такой же церковной инициативой», - поясняет Балахнинский благочинный, протоиерей Виктор Софронов.


Уроки здоровья - не то же самое, что обычная физкультура. Их цель - снять у младших школьников усталость и напряжение, возникающие в течение учебного дня, а кроме того - развивать внимание, память. Занятия эти проводятся в виде игр.

Пока опыт Балахны можно назвать весьма успешным. Помимо обычных предметов, в православно ориентированных классах во второй половине дня проводятся занятия по основам православной культуры, хоровому пению, рукоделию, гимнастике. Достаточно немного пообщаться с детьми, как сразу понимаешь - усилия по воспитанию дают о себе знать. Второклассники из православно ориентированных классов в отличии от своих сверстников, растущих здесь же, мечтают стать не бизнесменами и начальниками, а врачами и пожарными. В конфликтах (а в любом детском коллективе они неизбежны) дети пытаются следовать христианским заповедям, просят в молитве помощи у Бога - причем не с подачи взрослых, а самостоятельно.

Однако как бы ни был хорош частный случай, неизбежен вопрос: а не является ли он счастливым исключением, лишь подтверждающим правило? Ведь в наши дни нередко общество стремится возложить на Церковь решение вполне земных проблем (учить, лечить, защищать), при этом зачастую глядя на нее сквозь розовые очки и переоценивая ее возможности.

Наверное, подводить итоги пока еще рано, и за судьбой балахнинской школы стоит внимательно понаблюдать в будущем, как за судьбой любого интересного и действительно важного эксперимента. Но что можно сказать точно: каким бы ни был результат, выводы из него должны сделать не только педагоги, но и те православные христиане, которые пытаются сегодня миссионерствовать и служить делу Церкви.


Подготовка к первому классу начинается с детского сада - в специальной группе, занятия в которой проходят по выходным. Здесь дети не только учатся читать и считать, но и привыкают к самой форме школьных занятий, то есть к ответам на уроках, коллективной работе, и так далее. Занятия, разумеется, проходят в игровой форме, с учетом особенностей психологии детей шести-семи лет. Ведет эту группу опытный учитель Антонина Николаевна Демидова - выпустив 4-й класс, она станет учителем и классным руководителем православно-ориентированного первого класса, то есть будет учить этих же ребятишек из сводной подготовительной группы.


- А что такое «народ»? - спрашивает учительница.

- Народ - это много людей... - первоклассники энергично тянут руки. - Народ - это толпа..
.
- Нет, ребята! Народ - это люди, у которых общие заботы и общая цель... - и далее рассказывает о Кузьме Минине и князе Пожарском. Дети слушают с интересом - еще бы, ведь Минин их земляк, тоже из Балахны!



Духовник православно-ориентированных классов отец Михаил Голик авторитетен для ребят не только в богословских вопросах - он и в модульных конструкторах неплохо разбирается. А на вопрос, не получат ли дети из православных классов слишком «тепличного» воспитания, отвечает так: «Выпускник православной школы, выходя во взрослую жизнь, прекрасно понимает, с чем может столкнуться, но внутри у него уже сформирован нравственный стержень, он знает, что по-настоящему ценно и значимо, а что - фальшивка и дешевка. Поэтому он с гораздо меньшей вероятностью попадет в те ловушки, в какие массово попадает современная молодежь».

Фото Виталия Каплана
Автор: КАПЛАН Виталий

http://www.foma.ru/article/index.php?news=6011

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виталий Каплан
Наталья Трауберг: Путь в пространство красоты
О христианских сказочниках
22.09.2014
Зачем школьникам Евангелие?
Митрополит Меркурий о православной культуре, детях и вере
06.09.2014
Образование в церковных стенах
Директор православной гимназии о детях, родителях и учителях
13.02.2014
Все статьи Виталий Каплан
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12