Времена не выбирают

Протоиерей Александр Ткачев 
0
25.08.2011 305

Секунда за секундой, день за днем - нанизывается, словно на невидимую ниточку, время... Кажется, словно и незаметно вблизи. Ну что такое «вчера»? Да практически то же, что и сегодня: разница небольшая. Но оглянешься подальше, а там уже - прошлое. Другие звуки, скорости. Другие проблемы, характеры, типажи. Другая жизнь. Как важны, как значимы малейшие детали, позволяющие услышать, почувствовать, пережить... «А как было раньше?» - спрашиваем мы у тех, кто знает и помнит. Настоятелю Христорождественского храма города Вольска протоиерею Александру Ткачеву, который в августе отметил свое 60-летие, есть что рассказать...

«Забирай документы немедленно!»

Середина семидесятых, брежневские годы. Расцвет застоя. Время словно застыло - как тот серо-коричневый железобетон, из которого тогда строились повсюду панельные дома-коробки. Казалось, уже ничего и никогда, кроме времен года, меняться не будет: ни картинка в телевизоре (генсек, трактора, надои, дружба народов), ни стоимость продуктов, ни маршрут большинства населения (дом - работа - дача - дом). Но за коркой этой видимой реальности слабым пульсом билась и другая жизнь.

24-летним молодым человеком Александр Ткачев, слесарь волгоградского завода железобетонных изделий, приехал в Троице-Сергиеву Лавру поступать в Московскую Духовную семинарию.

- На одно место, когда я поступал, то ли 13, то ли 15 человек было,- рассказывает отец Александр.- Огромный конкурс! Семинарий ведь тогда три всего действовало - Загорск, Ленин­град, Одесса. Как проходили экзамены? Сидят ректор, профессора, инспектор. А инспектором тогда был архимандрит Александр (1995-2003 го­ды - архиепископ Саратовский и Вольский Александр (Тимофеев).- Авт.). Заходит абитуриент, его просят, скажем, читать Псалтирь. Если знаешь, то останавливают, начинают беседовать на разные темы. Меня про Волгоград спрашивали, про семью - я ведь женатый уже поступал, и ребенок уже был... Нас тогда, помню, 50 человек на первый курс приняли.

Чтобы поступить, нужна была рекомендация священника. Информация об этом, конечно, сразу же поступала к местному уполномоченному по делам религии. Поэтому написание такого документа приносило батюшкам проблемы и неприятности.

- Их вызывали, и начиналось: «Почему дали рекомендацию? У нас по всей стране стройки идут комсомольские. Туда молодежь ехать должна, а вы что делаете?» - объясняет собеседник.- Так что мне в Казанском соборе Волгограда сообщили, что никто рекомендацию не даст. И вот тогда владыка Пимен (архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевской).- Авт.) пишет такой документ за своей подписью: «По рекомендации волгоградского священства благословляю поступать...» Вызвал бы уполномоченный батюшек - те бы сказали: «Так владыка же благословил!» А спросили бы владыку - ну а кого вызывать-то, какое священство? Вот с таким документом я и поехал.

Дисциплинированный абитуриент подал документы в приемную комиссию заранее. Сдал - и пошел в храм. А там священник, как узнал об этом, даже руками замахал на провинциала: «Что ты! Забирай документы немедленно!»

- И вот этот батюшка мне стал объяснять: сведения об абитуриентах идут сразу же по месту жительства, и оттуда их начинают через военкоматы - кого в армию, кого (кто, как я, отслужил уже) на сборы военные вызывать,- вспоминает отец Александр.- Говорит он мне: «Ты поди, документы забери. Поезжай в Волгоград, снимись с военного учета, а сюда приезжай перед самым поступлением - тогда они не успеют ничего сделать». Я так и сделал. Меньше, чем за неделю приехал. И никакой военкомат меня не нашел.

Почему инокиня Пелагия на выборы ходила

Очень хотелось мне узнать, как в разгар советских времен молодой волгоградский заводчанин пришел к решению ехать в Лавру и поступать в семинарию - ведь для тех лет это было очень решительным поворотом в судьбе.

- Да нет, для меня это никаким «поворотом» не было, ведь я родился и вырос в очень религиозной среде,- говорит собеседник, и его рассказ мне, городской школьнице из среднестатистической советской семьи, открывает какое-то совсем незнакомое, даже краешком глаза не виденное, прошлое.

Село в Калмыкии, колхоз, мальчик Саша. Его семья - мама, папа и тетя.

- Мама моя говорила, что по линии ее отца она вроде бы из старинного рода священников (но подробнее - даже она не знала, а я тем более). Никогда я не видел, чтобы она что-то светское читала или развлекалась как-то. Утром встанет, помолится, Псалтирь почитает. После работы отдохнет немного, и снова за душеполезное чтение. У нее был красивый голос, сопрано, а у отца баритон. И еще тетя Паша была - инокиня Пелагия, отца моего сестра. Ее в 14 лет отдали в монастырь в Астраханской области. Она Иоанна Кронштадтского видела, ну а при советской власти, конечно, в лагере сидела. После смерти Сталина ее выпустили, и она пришла в село, где родители мои жили. У тети кельица была махонькая, там все верующие наши сельские собирались, храма-то в селе не было. И меня сызмальства туда родители водили. Как они пели! Мама, папа, тетя - у нее альт был сочный, красивый. Помню, иконы у нее были - много икон... В селе нашем тетя по покойникам ходила читала. В деревне как - все же друг друга знали, и хоть ты коммунист, хоть кто - но если умер человек, то на 9 дней, на 40 - обязательно ее зовут. И очень на выборы она любила ходить. Ни одни не пропустит! Я, когда подрос, спрашивал: на выборы-то зачем? А она: «Ну как же - я приду, возьму бюллетень и крестик поставлю, чтоб злой дух не действовал»... Она «враг народа» была - и вот ей на старости лет начали пенсию начислять. А пенсия та была - восемь рублей... Моя тетя, и другие люди, прошедшие лагеря, с кем мне довелось общаться,- я никогда их не видел в унынии, они всегда были в радости. Скажешь: «Теть Паша, тебя же обижают, ну что ж ты никому не отговоришь?» - она только улыбнется, и все...

«Пусть лучше пьяницей будет!»

В Вольск отец Александр приехал в конце семидесятых - был назначен в Благовещенский храм.

- Мы каждое воскресенье по две Литургии служили. Раннюю отслужишь - позднюю исповедуешь. Столько было народа! - вспоминает батюшка.- Еще по деревням ездили - Казанла, Коломантай, Вязовка... Храмов нигде в селах не было. Ездили, только когда нас приглашали - своей волей не положено, сразу бы властям доложили. Литургию не служили - нельзя. Сказали бы: ты где служишь, в таком-то храме? Вот там и служи. В русских селах в основном к старшему поколению батюшек приглашали, а в чувашских - все к батюшке шли: и взрослые, и молодежь, и малышей несли. С чувашами никто не связывался - они никаких властей не боялись: «Нам батюшка нужен!», и все тут.

Отец Александр перечисляет скудный ассортимент иконных лавок тех времен: свечи, крестики, бумажные иконки...

- А книги?

- Не было книг! Помню, после окончания семинарии я приехал на приход, пришел молодой человек, чуть не плачет - никакой литературы нет. А я привез Евангелие, которым нас в Лавре Святейший Патриарх Пимен благословлял (там было написано «Выпускнику Московской Духовной Академии такому-то...»),- ну и подарил ему...

- А в храмовых библиотеках тоже ничего не было?

- Какие храмовые библиотеки - это же считалось идеологией! Не было никаких библиотек, запрещено было. Молитвословы люди от руки переписывали. Библия новая - это такая редкость из редкостей была!

- Ну, наверное, у людей какая-то литература еще со старых времен оставалась?

На этот мой вопрос батюшка рассказал такую историю. По тогдашнему обыкновению, по домам ходили пионеры - собирали макулатуру. Жильцы выносили им газеты, журналы, ненужные книги... В Вольске - старом купеческом городе - в макулатуру, бывало, попадали дореволюционные издания, пылившиеся на чердаках и в сараях. Однажды в храм пришла сердитая женщина - сын в макулатуре нашел Библию. Принес домой, стал читать. Мать батюшке в сердцах говорит: «Пусть он лучше пьяницей будет, только эту книжку не читает!». Хорошо хоть не сожгла, как хотела,- в храм принесла...

* * *

Мы расспрашиваем отца Александра, и я думаю о том, что когда-то сегодняшние дни тоже станут «прошлым» - и уже мы будем рассказывать о них в ответ на чье-то: «А как было раньше?», словно передавая это прошлое из рук в руки... Ну а пока - мы сидим в тихом настоятельском кабинете, и батюшка вспоминает:

- В советские еще годы пришла однажды в храм женщина - старенькая совсем, лет восемьдесят. Подходит, и тихо-тихо, чтоб никто не услышал, говорит: «Батюшка, чего тебе рассказать хочу...» Оглядывается, и шепотом продолжает: «Когда я маленькая была, в Костроме, в Ипатьевский монастырь приезжали царские особы. (Свято-Троицкий мужской Ипатьевский монастырь Николай II посетил в мае 1913 года, во время празднования 300-летия дома Романовых.- Авт.) Нас - много девочек - поставили царя встречать. И вот идет царь Николай. Остановился - и руку мне вот так на голову положил». Наклонился я к старушке. «Тогда и ты,- говорю,- руку на меня положи...»

Маргарита Крючкова

Фото Дениса Каменщикова

Газета "Православная вера", № 16 (444), август, 2011 г.

Опубликовано на сайте Православие и современность

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=57756&Itemid=3

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Протоиерей Александр Ткачев
Все статьи Протоиерей Александр Ткачев
Последние комментарии
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Андрей Козлов
15.05.2021 06:59
Чипирование оружия и смертная казнь
Новый комментарий от Андрей Козлов
15.05.2021 06:50
«Как долго Президент сможет управлять грызущими друг друга конями?»
Новый комментарий от Яков Яковлевич
15.05.2021 06:49
О смыслах Русской цивилизации
Новый комментарий от Русский Сталинист
15.05.2021 06:28
«Вакцинация населения - вопрос суверенитета России»
Новый комментарий от Советский недобиток
15.05.2021 06:18
«Ментальная война. Война на уничтожение Русской цивилизации»
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
15.05.2021 03:02