itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Утверждена меж нами пропасть...»

0
334
Время на чтение 5 минут

Последний наш разговор с отцом Александром ПАНИЧКИНЫМ, настоятелем храма св. прав. Феодора Ушакова, известным петербургском церковном историком, был посвящён русскому церковному расколу: той ране на сердце нашей Церкви, которая и до сих пор не затянулась. Но ведь был в своё время и другой раскол - на Православие и католицизм...

- Отец Александр, как вы думаете, наш русский раскол когда-нибудь будет преодолён?


- Боюсь, что никогда. Почему? А ввиду косности людской, ввиду приверженности к традициям. Такая приверженность - дело не плохое... Вот представьте себе такую фантастическую картину: вдруг, ни с того, ни с сего, государство решило отменить в России Православие и насаждать у нас католичество... Вместо митрополита прислали в Петербург какого-нибудь кардинала... Ну и что? Разве все наши православные сразу перекрестятся в католиков? Разумеется, нет! Большинство решительно не примет такие «реформы». И вовсе не потому, что все так уж твёрдо знают различие между Восточной и Западной Церквами: ведь и среди образованных прихожан мало кто может чётко сформулировать наши расхождения... Но дело не в знании, а в приверженности традициям: «Отцы и деды наши молились по-православному - и мы не отступим!» Так что людская косность имеет свои положительные моменты. Хотя, с другой стороны, она порой очень мешает: люди путают обряд с догматом, историческую традицию с сущностью веры. Какая разница между двуперстьем и трёхперстьем? Только в традиции. Когда я крещусь трёхперстьем, я складываю пальцы во имя Пресвятой Троицы - это правильно. Но если я крещусь двупер-
стьем, я складываю пальцы во имя двух естеств, человеческого и Божеского, во Иисусе Христе - что же тут плохого, что тут еретического?
-
Наверное, к вопросам традиции можно отнести и вопрос о церковном календаре. Не всё ли равно: новый стиль, старый стиль?..


- На первый взгляд действительно кажется, что вопрос этот незначительный, но при ближайшем рассмотрении... При новом стиле Пасха наша однажды может оказаться раньше еврейской, а это уже нарушение правил Первого Вселенского собора - и такое совершенно недопустимо. Когда в Греции в начале ХХ века Патриарх Константинопольский Мелетий перешёл на новый стиль - там сразу произошёл раскол. Мелетий был масоном и много злых дел натворил. Теперь говорят - можно жить по новому стилю, а Пасху праздновать по старому но тогда всё совсем запутается. И если уж рассуждать о стилях, то надо помнить, что Иисус Христос жил при старом стиле - и Он его не менял. Зачем же мы будем отходить от того календаря, при котором жил Христос? К тому же ныне многие учёные утверждают, что юлианский стиль точнее, чем григорианский, что он руководствуется движением звёзд, а не одного только солнца, что на весь космос ориентирован, и если по Солнцу случается сдвиг, то на уровне звёзд этого сдвига нет. Папу Григория XIII, который ввёл григорианский стиль, запугали учёные, сказав, что по юлианскому стилю через 40 тысяч лет Пасха будет летом. Но что такое 40 тысяч лет? Мы от Рождества Христова прожили две тысячи, а столько успели наделать дел... Нет, 40 тысяч лет человечество вряд ли просуществует. Господь долготерпелив, но всему есть предел...

- А может быть, и расхождения с католиками можно назвать ничего незначащими мелочами? Мы молимся так, они этак - но и мы, и они веруем во Иисуса Христа, в Богородицу, во святых... Кто-то из святых отцов, если я не ошибаюсь, сказал: «Стена между Православием и католичеством велика, но она не доходит до небес»...


- Стена? Не знаю... Может быть, и нет этой стены. Но пропасть имеется, и пропасть непреодолимая. Как сказано в Евангелии: «И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16. 26). Некоторые преподаватели СПбДА говорят так: «Католики не еретики, ибо они не осуждены ни одним Вселенским Собором». Вы лукавите, отцы!.. Вы переводите разговор из области догматической в область каноническую. Да, формально католики не осуждены, но догматы они нарушают, поэтому догматически они - еретики. Область ересей - это всё-таки область богословия, а не права. Помилуйте, а протестанты? Они тоже не осуждены Вселенским Собором. И баптисты не осуждены! И иеговисты! И всё-таки это - еретики.
К тому же можно сказать, что они всё-таки осуждены. Это произошло в 1870-х годах на совещании Православных Патриархов. Такое совещание - почти Вселенский Собор. К тому же все ереси были осуждены на всех предыдущих соборах, а ведь ничего принципиально нового с тех пор не придумано. Ныне ереси прошлого только причудливо сочетаются друг с другом. Как говорит Екклезиаст: «Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1.10). Потому-то еретики нового времени не любят, когда люди читают древних отцов: «К чему это? Зачем ломать голову над такими древностями? Мир с тех пор так изменился!.. Почитайте-ка лучше Александра Меня, Антония (Блума), Мейендорфа, Шмемана...» Вот такие голоса исходят из наших духовных учебных заведений.

- Всё-таки, по моему мнению, большинство современных православных не сочувствуют церковным «новаторам» и предпочитают держаться «веры отцов»...


- Слава Богу, это так. Но надо учитывать такую вещь: человек всегда склонен искать правду на стороне. Если он приходит в Православный храм и видит, что батюшка там ездит на «Мерседесе», что старушка-прихожанка тащит в церковь последнюю копейку, а священники недовольны, что она мало принесла... Я знаю прекрасных, умных, интеллигентных людей, которые разочаровались и практически отпали от Церкви: не ходят на службы, не исповедуются, не причащаются... Ведь человек как устроен? - сначала он терпит, старается не замечать очевидного, смиряется - ибо его учили смиряться... Но со временем горькие впечатления накапливаются, достигается критическая масса - и происходит взрыв.

- Наши священники ездят на «Мерседесах». А разве католики ездят на велосипедах?


- Я говорю о том, что ответственность духовенства весьма велика. Не в «Мерседесе» дело. Батюшка где-то кому-то не уделил внимание, даже, может быть, был грубым...

А вы попробуйте по 25 раз в день отвечать на одни и те же дурацкие вопросы... Но последствия бывают печальными. А взятьтакой распространённый грех, как пьянство. Сколько священников спились, сколько ушли из жизни по этой причине... Я многих знал лично, о многих молюсь... Но, надо сказать, наш добрый народ тоже подвержен этому греху и относится к таким батюшкам с пониманием. А вот если священник налево пошёл - это уже хуже, это редко прощают. А корыстолюбие и подавно!.. Как тут быть священнику, который точно так же, как и все прочие люди, терпит искушения, борется с ними - и не всегда успешно?.. Сам Господь сказал «Человекам сие невозможно» - то есть невозможно соблюсти все заповеди. Профессор Осипов, у которого я учился, любит приводить такую цитату из Исаака Сирина: «Исполнение заповедей приводит нас к пониманию невозможности их исполнения и тем самым приводит нас к смирению». А человек смотрит на нас, немощных, и говорит себе: «Всё-то у них неладно - пойду-ка я поищу правды у католиков! или у иеговистов!» У тех хватает своих безобразий - но ведь человек пока не столкнулся с ними, а выбор уже сделал...

Священникам надо помнить о своей ответственности за паству. Об ответственности за Православие в целом.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН


http://pravpiter.ru/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Александр Паничкин
Все статьи Священник Александр Паничкин
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от Сергей
28.03.2024 09:05
Казнят ли террористов?
Новый комментарий от kudesnik
28.03.2024 08:56