9 августа Православная Церковь празднует память святого великомученика и целителя Пантелеимона. Он жил, подвизался и пострадал за Христа в малоазийском городе Никомидия в начале четвертого века. Несмотря на временную и пространственную отдаленность, в России святой Пантелеимон всегда почитался особо.
Придворный лекарь
Будущий святой родился в городе Никомидия в богатой и знатной семье. Отец его был язычником, а мать - христианкой. Родители назвали сына Пантолеон, что означало - «во всем лев». Позже, перед своей мученической кончиной, он будет Самим Господом переименован в Пантелеимона, то есть «всемилостивого».
В детстве Пантолеон получил христианское воспитание от своей матери, но она вскоре умерла, и юноша, имея перед глазами пример отца-язычника, уклонился в идолопоклонство. Когда пришла пора получать профессию, отец задумался, по какой линии Пантолеон смог бы продвинуться по службе при дворе. Юноша был слишком добр и мягок, чтобы стать хорошим полководцем, слишком правдив и прямолинеен, чтобы сделать дипломатическую карьеру, однако он был настолько умен и обходителен в общении, что вполне мог стать придворным лекарем. А придворный лекарь нередко становился значимой фигурой во дворце, своим врачебным искусством мог заслужить благорасположение самого императора. Видимо, рассудив так, отец отдал Пантолеона на воспитание знаменитому в то время врачу Евфросину. Пантолеон, щедро одаренный способностями, быстро преуспел в медицинских науках. Доброта и честность юноши располагали к себе людей, вскоре слух о нем дошел до самого царя Максимиана, который жил в то время в Никомидии и жестоко преследовал христиан. Вызвав к себе Пантолеона и беседовав с ним, царь был поражен его ученостью, и велел Евфросину поскорее завершить обучение, чтобы взять юношу к себе во дворец.
Пантолеон сутками просиживал над книгами, изучая труды Гиппократа и Галена. В житии не сказано, мечтал ли юноша совершить переворот в медицине, открыв какой-нибудь совершенно новый подход к лечению болезней. Мы знаем лишь о том, что он значительно преуспел в учености и, став хорошим врачом, не мог не задумываться над тем, почему человек болеет и умирает и как этого можно избежать. Гален любил повторять: «Хороший врач должен быть философом». И Пантолеон изучал философию, тщетно пытаясь найти ответы на свои вопросы.
А слава выдающегося врача пришла к юноше очень быстро. Вскоре он стал придворным лекарем. Вполне возможно, что Пантолеон прожил бы всю свою жизнь при императоре Максимиане, богатея и погрязая в дворцовых интригах, но Господь послал юноше одну встречу, которая перевернула его жизнь.
Старец Ермолай
В те дни жил в Никомидии престарелый священник по имени Ермолай. Он и еще несколько христиан укрывались от гонений в ветхой хижине, мимо которой ежедневно проходил Пантолеон по дороге домой. Старец Ермолай, наблюдая за юношей в окно, увидел в нем избранный сосуд Божий, и однажды упросил зайти к себе в хижину для беседы. Узнав, что Пантолеон врач, Ермолай заговорил с ним о Христе, рассказал о многочисленных чудесах исцелений и воскрешении мертвых. Пантолеон внимательно слушал. Что-то очень давнее, слышанное от матери-христианки, всплывало в его памяти. А старец Ермолай продолжал говорить о том, что грех - причина болезней и смерти, что изначально человек был создан другим, не склонным к тлению, но, ослушавшись Бога, пал и стал смертным. Говорил о том, что Христос искупил человечество Своей Крестной Жертвой и дал возможность войти в Царствие Небесное для жизни вечной.
С того дня Пантолеон ежедневно бывал у старца Ермолая и подолгу беседовал с ним. Постепенно юноше стало ясно, почему Гиппократ добивался больших успехов, леча людей физическими упражнениями, ведь Господь повелел есть хлеб свой насущный в поте лица своего, и уклоняющийся от физического труда обречен на болезни. Понял Пантолеон и то, почему Гален часто повторял своим пациентам: «Вставайте из-за стола слегка голодными, и вы будете всегда здоровы», ведь чревоугодие наносит огромный вред организму.
Однажды Пантолеон, возвращаясь домой, увидел на дороге страшную картину. На земле лежал мертвый ребенок, а рядом ползала ядовитая змея, как бы показывая, кто совершил убийство. Юноша испугался, но затем быстро пришел в себя. В тот момент он четко осознал, что все врачебное искусство ничто перед лицом смерти и остается надеяться только на чудо. Воззрев на небо, Пантолеон обратился с горячей молитвой ко Господу, умоляя воскресить ребенка. И произошло немыслимое. Ребенок восстал живым, как будто после глубокого сна, а змею разорвало пополам.
Незамедлительно после этого случая юноша принял Святое Крещение.
Врач многомилостивый
Отец Пантолеона, став перед смертью христианином, вскоре умирает, завещав сыну богатое наследство. Пантолеон отпустил на свободу всех отцовых работников, имущество раздал нищим, а сам день и ночь проводил в темницах и узилищах, в ночлежках для бездомных и городских трущобах, исцеляя всякого, кто нуждался в исцелении, и помогая каждому чем мог. Казалось, не было такой болезни, которую не мог бы излечить этот юноша, не было такого горемыки, для которого он не нашел бы слова утешения. Пантолеон все больше становился известным в Никомидии как чудесный врач и бессребреник, ибо лечил всех бесплатно. Он стал желанным гостем и в городских трущобах, и в царском дворце, так как везде люди нуждались в его помощи. Такой врачебный успех не мог оставить равнодушным коллег-лекарей. Тем более, с Пантолеоном было очень легко расправиться, достаточно донести Максимиану, что его любимый лекарь - христианин. Это вскоре и сделали.
Мученический венец
Когда Пантолеона привели к царю, юноша не стал отпираться и исповедал себя христианином. Ни уговорами, ни угрозами не смогли заставить его отречься от Христа. Тогда начались пытки. Пантолеона пытали, а он был тверд. Его убивали, а он не умирал. У мучителей чудесным образом выпадали из рук орудия пытки, расплавленное олово внезапно остывало и не причиняло мученику никакого вреда. Пантолеона с камнем на шее топили в море, но он, как посуху, по воде выходил на берег. Наконец мученика решили казнить через растерзание хищными зверями. Максимиан распорядился устроить за городом «звериное позорище» - распространенный в те времена вид казни, которому подвергали христиан для того, чтобы держать в страхе население. Весь город собрался посмотреть, как звери будут терзать мученика. Пантолеона вывели на середину арены. Со скрежетом отворились двери клеток. Огромные львы, обнажая желтоватые клыки, с нескольких сторон двинулись на жертву. Но, к удивлению зрителей, подойдя к Пантолеону, хищники смирно улеглись у его ног. Тогда многие из собравшихся, пораженные чудом, исповедовали себя христианами. Рассвирепевший Максимиан послал воинов с приказом убивать на месте каждого, кто прославляет Христа. Заодно были убиты и несчастные звери. Видя это, мученик воскликнул: «Слава Тебе, Христе Боже, что не только люди, но и звери умирают ради Тебя!» (Тираны в своем безумии во многом очень похожи: царь Иван Грозный велел своим опричникам убить... слона, подаренного каким-то восточным правителем. Животное, обученное преклонять колена, не пожелало вдруг кланяться русскому царю, за что и лишилось жизни.)
Пантолеона пытали снова, но он все еще оставался в живых. Видя мужество мученика, все больше и больше бывших язычников обращалось ко Христу. Наконец, царь приказал воинам вывести мученика за город и отсечь голову. За городскими стенами, на специально уготованном месте, один из палачей обнажил меч и ударил Пантолеона по шее. Но меч внезапно изогнулся, как воск, не причинив мученику никакого вреда. Палачи пришли в ужас и, пав к ногам юноши, просили о помиловании. Когда мученик молился за своих палачей, то услышал в ответ: «Отныне ты будешь именоваться не Пантолеон, а Пантелеимон». Тем самым Господь даровал ему благодать миловать всех, притекающих к нему в скорбях и болезнях. Палачи ни за что не хотели теперь совершать казнь, и Пантелеимону удалось их убедить сделать это, сказав, что такова воля Божия. Пантелеимон был усечен мечом и, закончив жизнь земную, стал ходатаем небесным, являя милость и благодатную помощь всем, кто обращается к нему в молитве.
Подготовил Денис Каменщиков
Газета "Православная вера", № 15 (443), август, 2011 г.
Опубликовано на сайте Православие и современность
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=57653&Itemid=3