Гражданин, обладающий целым комплексом конституционных прав, превращается в клиента коммерческой структуры, предоставляющей населению электронные государственные услуги на платной основе.
В соответствии со статьей 2 Конституции РФ государство обязано обеспечивать и защищать права и свободы граждан. Если следовать Конституции РФ, эта обязанность приобретает особое значение в ситуации, когда государство перекладывает свои полномочия по обеспечению конституционных прав граждан в самых важных сферах жизни (здравоохранение, социальное обеспечение, защита права собственности и другие) на коммерческие структуры. Могут ли банки и другие коммерческие структуры заменить государство? Ведь их цели - извлечение прибыли, обеспечение конституционных прав граждан - не их задача.
Молитвенное стояние у Московской городской думы
Эксперимент над народом и Конституцией России «модернизаторы» начали с Москвы.
Как же в Москве обеспечивают «электронные права - услуги» граждан?
9 марта 2011 года принят Закон г. Москвы «Об универсальной
электронной карте» №8 (далее - закон г. Москвы «Об УЭК»). Он меняет
концепцию отношений гражданина и государства в субъекте РФ, на который
равняется вся страна.
В законе г. Москвы «Об УЭК» сказано, что он направлен на
реализацию ФЗ № 210 «Об организации предоставления государственных и
муниципальных услуг» (далее - ФЗ № 210), из чего следует, что московский
закон должен, во-первых, соответствовать федеральному, а во-вторых
обеспечить точное исполнение федерального закона в конкретном регионе.
Выпуск УЭК по смыслу ФЗ-№210 является завершающей фазой перехода к
«электронному рынку услуг». До выпуска УЭК федеральные органы власти,
органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны
провести подготовительные мероприятия и принять ряд нормативных актов,
которые должны упорядочить новаторскую, рыночную систему получения услуг
гражданами от своего государства.
В целях взимания платы федеральный закон предписывает разработать
понятия необходимых и обязательных услуг, создать их перечни,
разработать и утвердить реестры услуг. Их отсутствие делает невозможным
предоставление самих услуг и получение платы с граждан, которая
предусмотрена статьей 4 ФЗ № 210.
На «цивилизованном рынке» покупатель или клиент имеет право знать
- почем его конституционное право на медицинскую помощь или
заработанную пенсию. Товар должен соответствовать заявленным
характеристикам и соответствовать цене. В ФЗ № 210 делается попытка
регулирования рынка бывших конституционных прав. Поэтому основой
предоставления государственных и муниципальных услуг является
административный регламент, чтобы можно было хоть с кого-то спросить за
неоказание услуги. Административный регламент должен содержать: общие
положения; стандарт предоставления услуги; состав, последовательность,
сроки, порядок и особенности выполнения административных процедур в
электронной форме; формы контроля и порядок обжалования.
Проект регламента должен быть размещен на сайтах органов государственной власти и пройти независимую экспертизу.
Как выполняет Правительство г. Москвы требования федерального закона?
- Понятия необходимых и обязательных услуг не разработаны.
- Перечни необходимых и обязательных услуг не утверждены.
- Административный регламент г. Москвы не разработан.
- Не выполнены требования п. 2 статьи 13 ФЗ № 210 о размещении проекта регламента в Интернете.
- Не выполнено требование о проведении независимой экспертизы административного регламента.
Это перечислены лишь некоторые обязательные мероприятия,
предусмотренные федеральным законом и являющиеся условием оказания услуг
гражданам. Их же значительно больше. Чтобы реализовать хотя бы
названные условия, необходимо время, которого у «модернизаторов» нет.
Спеша выполнить заказ, авторы закона города Москвы «Об УЭК» «упростили
ситуацию» и начали с конца. Они просто проигнорировали требования ФЗ №
210 и без «лишней проволочки» законодательно закрепили выпуск и выдачу
универсальных электронных карт гражданам без каких-либо условий и
гарантий их прав.
Конструкция, объем и содержание закона г. Москвы (всего 7 статей)
показывают, что он целенаправленно пропуская все подготовительные
стадии, решает лишь две конкретные проблемы:
- легализовать выдачу гражданам универсальных электронных карт
коммерческой организацией без каких-либо гарантий и условий, обеспечив
бесконтрольную деятельность этой структуры;
- передать Правительству г. Москвы все права по проведению
конкурса банков, предоставляющих гражданам (фактически в принудительном
порядке) банковские услуги.
В законе г. Москвы «Об УЭК» очевидно доминирование интересов
коммерческих структур в ущерб населению, попадающему в полную
зависимость от банков.
Закон г. Москвы «Об УЭК» передает все жизненно важные
конституционные права граждан коммерческим банкам, которые становятся
фактическими распорядителями всех денежных средств человека.
Банковские услуги по электронному приложению к УЭК будут
оказывать гражданам коммерческие банки. Условия предоставления
банковских услуг не регулируются в законе, но для граждан фактически
вводится обязательность их получения через конкретный банк. В
соответствии со статьей 25 ФЗ № 210: «... п. 4 В заявлении о выдаче
универсальной электронной карты.... должна также содержаться информация о
выборе гражданином банка, обеспечивающего предоставление услуг в рамках
электронного банковского приложения. Выбор банка, обеспечивающего
предоставление услуг в рамках электронного банковского приложения,
осуществляется гражданином из числа банков, заключивших договор с
федеральной уполномоченной организацией...».
Таким образом, выбор банка, предоставляющего банковские услуги по
банковскому электронному приложению, является обязательным условием
выдачи УЭК. Банк контролирует все денежные средства и операции и
одновременно от него же зависит право доступа гражданина к медицинской
помощи, социальному обеспечению, праву распоряжения собственностью и
совершения юридически значимых действий.
Фактическими хозяевами нашей информации становятся коммерческие
организации, выпускающие и обслуживающие карты, а также коммерческие
банки, оказывающие человеку банковские услуги.
УЭК концентрирует всю информацию о жизни человека.
В соответствии с ФЗ № 210 универсальная электронная карта
является электронным документом, обеспечивающим все существование
человека в современном государстве и обществе, о чем свидетельствуют ее
функции: 1) идентификации пользователя УЭК, т.е. это документ,
удостоверяющий личность; 2) получения государственных услуг в системе
обязательного медицинского страхования (полис обязательного медицинского
страхования); 3) получения государственных услуг в системе
обязательного пенсионного страхования (страховое свидетельство
обязательного пенсионного страхования); 4) получения банковских услуг
(электронное банковское приложение); 5) осуществления других юридически
значимых действий. Универсальная электронная карта, выпущенная и
обслуживаемая коммерческой структурой, является обязательным условием
реализации конституционных прав, трансформированных в нарушение
Конституции РФ в государственные услуги.
В нарушение п. 5 статьи 5 ФЗ № 152 «О персональных данных» у
одного оператора, выдающего и обслуживающего универсальную электронную
карту, объединяются базы данных, созданные для несовместимых целей:
медицинское обслуживание, социальное обеспечение, банковские операции,
совершение юридически значимых действий, получение всех государственных и
муниципальных услуг в электронной форме. В результате несоблюдения
требований ФЗ № 152 коммерческие организации, выпускающие и
обслуживающие УЭК, приобретают полную власть над человеком, а их
деятельность становится фактически бесконтрольной как со стороны
государства, так и общества. Обладая всей совокупностью информации о
человеке им можно манипулировать. Обладая всей информацией о населении
страны, можно манипулировать народом и властью.
Закон г. Москвы «Об универсальной электронной карте» не защищает и
не обеспечивает права граждан, получивших УЭК. Коммерческие
организации, выпускающие и обслуживающие УЭК, в соответствии с ФЗ № 152
«О персональных данных» являются операторами персональных данных. Однако
закон г. Москвы не налагает на них никаких обязательств по защите
персональных данных и обеспечению доступа самого гражданина к информации
о нем, хранящейся в базах данных и в УЭК.
В проекте московского закона положение граждан, отказавшихся от
УЭК, намеренно не было урегулировано. Формальное право отказа от УЭК,
закрепленное в ФЗ № 210 не имело подкрепления в региональном законе, в
результате чего человек не мог реализовать свои права и получить услуги.
Попытка депутатов КПРФ закрепить в законе гарантии государства по
обеспечению конституционных прав граждан была пресечена. Все поправки,
внесенные депутатом Мосгордумы Клычковым А.Е. и гарантирующие права
граждан, отклонены «фракцией большинства».
Отклонена поправка о государственных гарантиях соблюдения положений статьи 7 Конституции РФ:
Преамбула закона. «Целью настоящего закона является обеспечение
конституционных прав граждан, создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека».
Отклонены все поправки о полномочиях Правительства Москвы по защите прав граждан:
Правительство города Москвы гарантирует:
- реализацию законных прав и интересов граждан Российской
Федерации вне зависимости от способа предоставления государственных и
муниципальных услуг: с помощью универсальной электронной карты или
материального (бумажного) носителя информации;
- обеспечение соблюдения при предоставлении государственных и
муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных
технологий конституционных прав граждан: на неприкосновенность частной
жизни, семейной тайны, на личную неприкосновенность, на свободу совести и
вероисповедания, права иметь религиозные и иные убеждения и действовать
в соответствии с ними;
- обеспечение права приобретения и осуществления прав и
обязанностей, получения государственных и муниципальных услуг под своим
именем, включающем фамилию, имя и отчество без использования цифровых
идентификаторов личности, штрихового кодирования, радиочастотной
(микрочипы), биометрической и других способов и средств автоматической
идентификации человека и его документов.
Исключено положение о праве человека по своему желанию использовать УЭК и традиционные документы:
«Граждане, обладающие универсальной электронной картой, при
получении государственных и муниципальных услуг имеют право, по их
желанию, использовать материальные (бумажные) носители информации».
Отклонены все поправки, направленные на защиту прав граждан,
получивших УЭК, о праве гражданина получать информацию у организаций,
выпускающих, обслуживающих УЭК, и коммерческих банков:
1) получать полную и достоверную информацию о сведениях,
касающихся его личности и содержащихся на портале государственных и
муниципальных услуг, в базах данных многофункциональных центров,
универсальной электронной карте и других носителях информации, как в
электронном виде, так и на бумажном носителе;
2) получать полную, своевременную и достоверную информацию об
организациях, имеющих право доступа к его личным сведениям, имеющимся в
базе данных уполномоченной организации, на универсальной электронной
карте и электронных приложениях;
3) получать полную, своевременную и достоверную информацию о
фактах выдачи информации, касающейся его личности, государственным
органам, юридическим и физическим лицам.
Отклонены все поправки об обязанностях коммерческих организаций -
операторов персональных данных, возложенных на них ФЗ № 152 «О
персональных данных». В результате деятельность операторов становится
неподконтрольной со стороны граждан.
В Мосгордуму поступило более 10 тысяч обращений и телеграмм
граждан с требованием отклонения закона г. Москвы «Об универсальной
электронной карте».
5 марта 2011 года Представители общественных организаций: «Союз
православных юристов», «Независимый центр правовых экспертиз и
законопроектной деятельности», Совет объединённого общественного
комитета в защиту семьи, детства и нравственности, Межрегионального
общественного движения «Народный Собор», Экспертный совет по
межрегиональным связям Ассоциации городских и районных газет Союза
журналистов России, Институт демографической безопасности, Всероссийский
детский фонд, НП «Родительский комитет», Общественное движение «За Русь
Святую, за будущее детей», Гражданское движение «Земля России -
достояние народа» сдали в приемные Мосгордумы и в Правительство г.
Москвы отрицательное Заключение общественной экспертизы на этот
законопроект с требованием его отклонения. Заключение направили каждому
депутату Мосгордумы и руководителям фракций (http://rusiaterra.ru,
www.notinn.ru, www.narodinteres.ru, www.narodsobor.ru).
25 февраля 2011 года Председатель Синодального отдела РПЦ по
взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин направил
на имя Председателя Московской городской Думы В.М. Платонова письмо с
просьбой учесть мнение граждан (Сайт Московской Патриархии,
http://www.patriarchia.ru/db/print/1425017.html).
9 марта 2011 года в момент рассмотрения законопроекта около
Мосгордумы собрались десятки сотен граждан, требовавших отклонения
закона.
Несмотря на протесты закон был принят, но результатом наших
совместных усилий явилось включение в него положения, гарантирующего
сохранение права на получение государственных услуг за гражданами,
отказавшимся от УЭК.
Это промежуточный результат, от которого не следует отмахиваться.
Значительную часть обращений направляли православные верующие, они же
составляли большинство тех, кто пришел с протестом 9 марта 2011 года к
Мосгордуме. Сейчас опасность УЭК понимают уже не только верующие
граждане, но и люди, не связывающие отказ от УЭК с религиозными
убеждениями. Необходимо объединение всех здоровых сил нашего общества.
Нам нужно жить в обществе, работать учить своих детей, получать
заслуженные пенсии и льготы. Мы - равноправные граждане своей страны.
Будем и дальше использовать все конституционные методы и правовые
возможности защиты конституционного права жить в обществе в соответствии
со своими религиозными и иными убеждениями.
Появившийся в результате массовых протестов п. 5 статьи 3 закона
«Об УЭК» о том, что в случае отказа от получения УЭК гражданин не
лишается права на получение государственных и муниципальных услуг, не
решает проблему окончательно. Для того, чтобы гарантия сохранения права
на услуги действовала, она должна быть обеспечена технически, финансово,
организационно. Однако положение п. 5 статьи 3 не подкрепляется другими
нормами закона, которые позволят гражданину получить государственные и
муниципальные услуги «в иных формах». Неопределенность формулировки,
отсутствие обязанности органов власти или коммерческих структур
обеспечить это право делают сегодня п. 5 статьи 3 декларативным.
На практике государственные ведомства много лет нарушают права
граждан, отказавшихся по религиозным убеждениям от получения медицинских
полисов, присвоения СНИЛС, замены паспорта образца 1974 г. К этим людям
уже в настоящее время применяется экономическое и другие виды
принуждения, которые имеют все признаки дискриминации. Гражданам
отказывают: в назначении пенсии по возрасту или ее выплате; в
медицинской помощи; в предоставлении льгот, выплате денежных субсидий,
детских пособий; в приеме на работу; выплате материнского капитала;
совершении юридически значимых действий. В данном случае негласная
дискриминация граждан имеет место со стороны государственных ведомств,
обязанных по Конституции обеспечивать права граждан. А коммерческие
организации подобных обязательств перед клиентами не имеют. Так что
вероятность сценария, по которому граждане, отказавшиеся от УЭК, будут
выброшены из социальной жизни, очень велика. При этом государство не
окажет им никакой помощи в отношениях с коммерческими структурами. Об
этом свидетельствует содержание статьи 1 закона г. Москвы «Об УЭК», в
котором в числе полномочий Правительства г. Москвы, нет конституционного
полномочия по защите и обеспечению прав граждан. В результате гражданин
остается один на один с коммерческой организацией, все споры с которой
рассматриваются в судебном порядке в рамках обычного гражданского дела. У
многих ли хватит сил и возможностей судиться по каждой услуге?
Закон г. Москвы «Об универсальной электронной карте» противоречит
Конституции РФ, ФЗ № 210 и открыто демонстрирует отказ государства от
защиты интересов граждан в отношениях с коммерческими структурами. На
основании ФЗ № 210 и закона г. Москвы «Об УЭК» банки могут диктовать
гражданам свои условия получения медицинской помощи, пенсий, дотаций,
других социальных выплат, распоряжения своей собственностью, доходами.
Банки заменяют государство, граждане превращаются в клиентов и
покупателей собственных конституционных прав. Нас кнутом и пряником
загоняют в глобальное информационное общество, навязывают «удобные
электронные услуги» взамен наших конституционных прав, а Конституция
России выносится на рынок.
О.А. ЯКОВЛЕВА,
адвокат Московской областной коллегии адвокатов,
почетный адвокат России,
председатель Союза православных юристов