Встречи на Эльбе

0
213
Время на чтение 12 минут

На бесконечных дорогах нашей жизни бывают развилки, перекрёстки и тупики. А ещё встречаются на этих дорогах особые места - места встреч. На картах они имеют совершенно невинные названия, вроде Жмеринки или Станислава. Но там, в этих перекрестьях широт и меридианов, нас ждут встречи - с прошлым и будущим, с забытым и непознанным. Там можно что-то вспомнить, что-то узнать, что-то понять - о мире и о себе самом. Дрезден на Эльбе - одно из таких мест.

 

Панорама Дрездена с берега Эльбы

 

Гей, славяне!

Мы - часть разноликой славянской семьи. Никогда раньше я не задумывался о своей принадлежности к этой пёстрой общности. При СССР нас воспитывали «советскими людьми»; распад Союза как-то болезненно поставил вопрос о национальном самоопределении, «братские народы» начали ожесточённо отпихиваться локтями... Когда же я воцерковился, то стал больше заботиться общечеловеческим братством во Христе, чем локальным национальным единством.

Но ведь иногда мы просто не знаем о некоторых вещах. Наша картина мира всегда неполна, мы создаём её, руководствуясь нашими текущими знаниями, соображениями уюта, политической конъюнктурой, авторитетным мнением... Так случилось и со мной - до поры до времени принадлежность к славянству не имела для меня ровно никакого значения.

На международной конференции в Дрездене я вдруг оказался в окружении людей, которые говорили на незнакомых, но таких нечужих языках. Сербы, хорваты, черногорцы, боснийцы, албанцы, македонцы, болгары - в их речи я то и дело слышал слова из украинского и русского. Многие слова, которых нет в нашем языке, звучали по-нашему; говори они чуть помедленнее, я бы разобрал больше. Казалось, что слышишь язык, который знал когда-то давно, да призабыл.

Язык - вот что по-настоящему сблизило меня с этими шумными и весёлыми людьми. Не обитание в восточном углу Европы, не воспоминания о совместном «советском социалистическом» или ещё более древнем прошлом, а язык. Дома я попытался разобраться, как же на Балканах формировались славянские народы и их языки... Впечатление такое, что балканские славяне - «разбегающаяся вселенная»; народ, вера и культура бесконечно дробились и обосабливались. Возможно, этот процесс когда-нибудь и сделает эти народы чужаками, но пока они - славяне вне всяких сомнений. Стоя среди них, я ощущал себя ветвью древнего и могучего дерева - славянства, корни которого уходят и в почву Дрездена, ведь до начала XI века эту территорию заселяли славянские племена.

 

Замок-резиденция, Хофкирхе, опера Земпера

 

Наши

В Европе принято улыбаться встречным и не носить на лице слишком заметных негативных эмоций. Ещё европейцы чувствительны к шуму: в общественных местах они беседуют тихо, в транспорте никогда не говорят по телефону, а источники техногенного шума - железные дороги, шоссе и аэропорты - огораживают от ранимого слуха граждан живыми изгородями, пластиковыми щитами и хитроумными приспособлениями.

Наших в Дрездене оказалось великое множество. Узнать их легко: они громко говорят и, как правило, оскорбительно-критичны к окружающим; обычно это туристы... Да почему же «они»? - Будь я с компанией, я бы тоже во всеуслышание изощрялся в сарказме по поводу «местных». Но я был один; мне так удалось слиться с европейской толпой, что двое ребят из Ровно спросили у меня дорогу на ломаном английском. Я ответил им тем же. Пообщался с соотечественниками...

Скорбящая родина

В Германии трамваи ходят по расписанию. Там вообще всё по расписанию и по правилам; иной раз кажется: замри - и услышишь, как чётко и слаженно работают тонкие детали огромного часового механизма этой страны.

О том, сколько времени осталось до следующего трамвая, сообщает электронное табло. Мне надо было ожидать минут десять (немец бы сказал: «десять минут», потому что десять - это десять, а не где то между девятью и одиннадцатью). Я решил осмотреть расположенную рядом с остановкой лютеранскую церковь Радебойль-Ост (Радебойль - предместье Дрездена). Каждые полчаса отрывистые удары её колокола возвещают время; бронзовый голос толчками наполняет пространство над дремлющими холмами.

К церкви примыкает маленький скверик. Пять ступеней ведут в укромное, усыпанное листвой пространство. Ветви аккуратно подстриженных деревьев тесно сплелись над головой; чёрные стволы, словно колонны, растущие прямо из сочной травы, подпирают жёлто-багряный свод. Короткая дорожка пролегла к небольшому памятнику.

Вертикальная плита с именами; над ней - бронзовая фигура: ещё совсем молодая женщина, на руках её - малыш лет двух; ещё один, чуть постарше, прижался к бедру матери, серьёзно, без улыбки смотрит перед собой.

Черты лица, фигура женщины - всё говорит о молодости; но вопреки этой очевидной молодости, вопреки бронзовой прозелени материла, волосы женщины воспринимаются только как седые.

Это - «Скорбящая родина», монумент в память жителей Радебойля, павших на полях сражений Первой мировой. Кажется, что родина скорбит не только о трагедии прошлого, но и о трагедии будущего - об участи этих двух малышей, которых ждёт ещё одна война...

Такие монументы я видел и в других странах Европы, чьи сыновья стали жертвами первого глобального конфликта. Но я не видел их у нас - назвав Первую мировую войной империалистической, мы как бы отреклись от своих дедов и прадедов, которые вовсе не были империалистами, но честно выполнили простой и страшный долг солдата.

Впрочем, такой памятник я видел однажды на Буковине. На крутом взгорке - уходящая в небо стела; вокруг - каменные кресты. Они так тесно покрывают небольшое пространство вокруг стелы, что кажется, будто солдаты, стоя встретившие свою смерть, и в смерти стоят на позициях... Это захоронение солдат австро-венгерской армии. Мой спутник, из местных жителей, снял шапку и тихо сказал: «Тут такое было, старики рассказывали... Крови в оврагах - по колено...»

Мой прадед, Царствие ему Небесное, не воевал в Великую Отечественную - он был инвалидом «империалистической» войны. Возможно, среди его односельчан были те, чей прах смешался с останками тех, по ком скорбит бронзовая Родина в Радейбойле, или тех, над кем возносится стела на Буковине. А наша Родина... нет, а мы - скорбим ли мы по своим дедам или для нас идеологический ярлык всё ещё дороже памяти?

 

Фрауэнкирхе

 

Город одного короля

...Наконец я в трамвае, везущем меня на встречу с Дрезденом. Трамвай едет вдоль Эльбы; меж домов иногда вспыхивают на солнце её широкие излучины, показывается панорама Старого города, расположенного на левом берегу. Там, где трамвайная линия взбирается на старинный мост через Эльбу, стоит позолоченная статуя всадника на вздыбленном коне. Это король Саксонии Август Сильный, покидающий Дрезден по пути в Варшаву - столицу Польши, королём которой Август успел побывать дважды. Будучи королём двух держав при жизни, Август остался им и после смерти: его тело похоронено в Варшаве, а сердце - в Дрездене.

Саксонией и Дрезденом свыше 800 лет правила династия Веттинов, но имя это не на слуху. Тем не менее, дом Веттинов дал начало многим династиям Европы. Сегодня представители этих династий восседают на престолах Великобритании (под именем Виндзоров) и Бельгии.

 

Дрезден после бомбардировки, февраль 1945 г.
За 800 лет на престоле Саксонии сменилось много Веттинов, однако Дрезден можно по праву назвать городом одного короля. Именно Август Сильный на рубеже XVII и XVIII веков создал тот Дрезден, который по сей день вдохновляет поэтов и художников и влечёт туристов. Это тем более примечательно, что Август стал королём, в общем-то, случайно.

 

По законам престолонаследования трон перешёл к старшему брату Августа. Однако уже через год король умер от ветрянки, заразившись ею от своей фаворитки Магдалены. Король решил, что монарший поцелуй обладает целебной силой, и пытался излечить Магдалену... Так Август оказался на троне Саксонии.

Август превратил Дрезден в центр развития искусства, науки и технологии. Его законы определили, как должен выглядеть город, - и эти законы сегодня воплощены едва ли не во всех основных достопримечательностях. Дворцы, музеи и коллекции Дрездена - дело рук Августа либо его сына, который завершил начинания отца.

Всемирно известная Дрезденская картинная галерея, как и дворец Цвингер, который её вмещает, - тоже наследие Августа. Король прилагал большие усилия к тому, чтобы его коллекция пополнялась шедеврами; говорят, что некоторые работы Рембрандта король едва ли не лично украл в Варшаве, в бытность свою властителем Польши. Если бы Август оставил после себя потомкам только эту коллекцию - он уже обессмертил бы своё имя.

В любой коллекции есть жемчужины, о которых знают все. Например, если в Лувре посетители рысью спешат к «Моне Лизе», то в Дрезденской галерее - к «Мадонне» Рафаэля. Эти образы растиражированы бесконечно; циник и сноб во мне всегда ворчали, что, пожалуй, и нет в них ничего «этакого». Так было, пока я сам не оказался лицом к лицу с «Моной Лизой»... А вот что сказочник Андерсен сказал о «Мадонне»: «Такого неземного, невинного детского лица нет ни у одной женщины, и вместе с тем лицо Мадонны как будто срисовано с натуры. В каждом невинном девичьем лице можно отыскать сходство с нею, но она является тем идеалом, к которому все остальные только стремятся. Вглядываясь в её взор, не возгораешься к ней пламенной любовью, но проникаешься желанием преклонить перед ней колени».

Некоторые дела Августа имели неожиданные последствия. Желая стать королём Польши, он принял католичество. Как говорится, политическая целесообразность. Поэтому на огромном панно «Шествие князей», которая украшает стену королевского дворца, конь Августа топчет копытом розу - символ Мартина Лютера. Первым «бонусом» религиозного прагматизма короля стало возведение в Дрездене костёла Хофкирхе (теперь собор Святой Троицы). Костёл так хорош, что целый день можно простоять рядом, любуясь им и поражаясь - как такое огромное сооружение может быть таким невесомым...

Дрезденцы-лютеране, которым король-католик гарантировал свободу вероисповедания, тем не менее, не смогли довольствоваться только этой свободой. Им хотелось, чтобы храм их веры был не хуже и, во всяком случае, не ниже католического храма. Горожане стали собирать деньги - и на пожертвования была выстроена церковь Пресвятой Девы (Фрауэнкирхе), которая сразу же стала символом города. История этого храма заслуживает особого внимания.

Как Феникс из пепла

Фрауэнкирхе только издали кажется ослепительно-белой. Походишь ближе - и видишь, что стены и купол напоминают шахматную доску - белые блоки перемежаются тёмно-серыми и чёрными. Кто читал роман «Бойня номер пять» Курта Воннегута, догадается, как это могло случиться. Это страшная история, как и всякая история о всякой войне.

 

Дрезден после бомбардировки, февраль 1945 г.
В годы Второй мировой в Дрездене не было военной промышленности; поэтому он не представлял интереса для авиации союзников. В город со всей Германии стекались беженцы - женщины, дети и старики. Но в ночь с 13 на 14 февраля 1945 года ВВС Британии подвергли город массированной бомбардировке зажигательными бомбами. Бомбили центр Дрездена, где была сконцентрирована вся архитектурно-историческая сокровищница города и размещалось большинство его жителей. Для старинных городов Европы характерна очень плотная застройка; когда пылающие здания начали рушиться, жителям некуда было бежать. Кто не погиб под бомбами и камнями, сгорел заживо или задохнулся. Речь идёт о десятках (если не о сотнях) тысяч людей...

 

Утром 15 февраля 1945 года почерневший купол Фрауэнкирхе всё ещё поднимался из огня и дыма. Наконец, раскалившиеся докрасна колонны, на которых покоился купол, взорвались, и храм рухнул...

После войны горожане воспротивились планам правительства ГДР расчистить руины церкви; они превратились в монумент жертвам войны (как и развалины собора в Ковентри, разрушенного Люфтваффе 14 ноября 1940 года). Все обломки Фрауэнкирхе были собраны и каталогизированы, с точным указанием места, где они найдены и в каком положении.

Восстановление Фрауэнкирхе началось со сбора пожертвований по всему миру в 1985 году, когда была закончена реконструкция других жемчужин культурного наследия города - Цвингера, оперы, Хофкирхе и королевского дворца, которые также пострадали при бомбёжках. По сохранившимся планам строительства, картинам, фотографиям и воспоминаниям очевидцев, с помощью компьютерных моделей был воссоздан облик храма, а также установлено, в каком месте кладки мог находиться тот или иной обломок. Так на белых стенах Фрауэнкирхе появились чёрные от патины и копоти «клетки»... В 2005 году, после десяти лет кропотливой работы, храм был открыт и освящён.

Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна
In vino veritas

Есть такие виды искусства и технологии, владение которыми много говорит о той или иной стране. Например, только семь стран в мире производят самолёты. Иной раз обычное дело, но в необычных условиях, также способно поразить воображение. Например, вино; в Грузии, Болгарии, Молдове или Хорватии его разливает каждое подворье. Но Дрезден, расположенный чуть севернее Монреаля и Ванкувера, не кажется подходящим местом для виноделия. Однако вино здесь производят сотни лет. То, как это происходит, наводит на мысль о сакральности виноделия как технологии. Кстати говоря, в XIX веке винные сорта винограда выращивали и на холмах Киева; для этого специально арендовали южные склоны многочисленных киевских горок.

Вдоль Эльбы в окрестностях Дрездена протянулись гряды невысоких холмов. В древности франки разбили на этих холмах террасы и засадили их виноградом. Эти террасы - не просто уступы; вертикальная часть террас выложена камнем. Нагреваясь днём на солнце, камень ночью отдаёт тепло гроздьям винограда, позволяя им достичь нужной спелости. Ветер с медленно стынущей реки насыщает воздух тёплой влагой до поздней осени. Так виноград успевает вызреть в местах, где ему и расти не положено.

Грунт местами очень податлив; корни растений достигают 15 метровой глубины. Когда идёт дождь, вода легко проникает в почву и растворяет минералы, а корни впитывают этот раствор; именно он придаёт вину вкус. Но кое-где грунт очень плотен; виноград «ленится», его корни разрастаются во все стороны, только не в глубину, где сокрыты те самые минералы и вещества, окрашивающие вкус вина в различные тона и оттенки. Чтобы заставить виноград «трудиться», растения размещают близко друг к другу, и лозы послушно проникают в плотную глубину, насыщаясь вкусом минералов...

Реки часто являются символом нации или страны. Достаточно произнести «Волга», «Днепр», «Миссисипи», «Рейн», чтобы явился некий собирательный образ целого народа. Фольклор полон образов рек как добрых сил, прародителей народа, его покровителей.

Эльба для меня всегда ассоциировалась со встречей союзников в 1945 году. Наверное, моё сознание тяготеет к уюту и стабильности штампов, ленится узнавать новое. Но в этой ассоциации таилась и небольшая доля предвкушения. Не знаю, может быть, это Эльба своим течением принесла мне столько встреч, а может, само ожидание обострило взгляд и заставило заметить эти встречи. Но теперь у меня есть и моя собственная Эльба, на которой я пережил радость и печаль, и западная граница моего мира отныне пролегает по этой реке. Даст Бог, в моём мире совсем не останется границ, белых пятен и штампов.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/vstrechi_na_ehlbe.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Максим Федорченко
Все статьи Максим Федорченко
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06