В Дни славянской письменности и культуры принято говорить о просветительской миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. А как в наше время осуществляется религиозное просвещение в школах? О трудностях и достижениях православного образования мы беседуем с духовником и преподавателем Свято-Покровской православной классической гимназии г. Саратова, а также преподавателем Саратовской православной духовной семинарии священником Сергием Ксенофонтовым.
- Отец Сергий, перед тем как поступить в семинарию, Вы закончили исторический факультет СГУ. Можно сказать, что изучение истории повлияло на Ваш выбор дальнейшего жизненного пути? Или решение служить Богу и Церкви родилось еще раньше?
- Желание стать священником у меня было всегда. Дело в том, что я из верующей семьи. И хотя в нашем селе
Поэтому сначала я поступил на заочное отделение исторического факультета СГУ и одновременно стал преподавать историю в сельской школе. Так что к моменту поступления в семинарию в 1998 г. я уже имел 10 лет педагогического стажа. Даже обучаясь в семинарии, не расставался с педагогической деятельностью, хотя и учился на дневном отделении. За мной сначала закрепили преподавание в детском доме, потом преподавание ОПК в школе № 63. С 2006 по 2007 гг. я возглавлял Отдел катехизации и религиозного образования Саратовской епархии. Потом стал духовником Свято-Покровской православной классической гимназии.
- Священник и педагог - и то, и другое, скорее, не просто профессия, а служение и призвание. Что общего между ними и в чем различие?
- Любая профессия может и должна стать служением. Господь каждому человеку дает таланты, реализуя которые он может стяжать Царствие Божие. Что касается священника и учителя, то противоречия здесь нет. Ведь частью священнического служения является учительство. Произносит ли он проповедь, дает ли советы прихожанам от опыта Церкви, святых подвижников, личного духовного опыта. Все это предполагает учительство.
Разница, на мой взгляд, заключается в высоте служения. Для этого служения Господь особо призывает людей. Каждый священник пережил и почувствовал это призвание. Даже в верующих семьях, в многовековых священнических династиях, когда, казалось бы, жизненный путь уже предопределен. И когда человек дерзает ответить на призыв Божий, он испытывает внутреннее перерождение.
- В наши дни священники преподают непосредственно вероучительные предметы в воскресных школах и культурологические (например, ОПК) в школах светских. Есть ли разница в методике преподавания, в восприятии священника в светской школе и в воскресной?
- Надо с прискорбием отметить, что в наши дни школа переживает страшный кризис. За последние 20 лет мы пережили три смены ценностных ориентиров. В советское время школа должна была воспитывать учеников через обучение. В постсоветское время пришли новые ценности с Запада. Нам сказали, что школа не должна воспитывать, должна только учить. Эта установка привела к плачевным результатам. Дети, даже когда в них вкладывали большое количество знаний, становились совершенно неуправляемыми и не очень достойными гражданами своей страны. Социальный заказ государства оказался невыполненным. Сейчас мы вновь переживаем смену ценностных ориентиров. Сами знания выступают теперь как некое самодостаточное явление, а учитель - как бездушный проводник знаний: без оценки, без помощи со стороны ученика. Воспитательный процесс в новых стандартах вообще не упоминается.
Мы живем в уникальное время больших реформ. Церковь не может позволить себе упустить возможность бороться за это поколение, не дать ему возможность приобщиться к духовной культуре. В наши дни существуют два пути преподавания православных дисциплин: в рамках специализированного учебного заведения, которому покровительствует Церковь (воскресные школы, православные гимназии), и в обычных общеобразовательных школах, где преподаются Основы православной культуры или знания о христианстве интегрированы в предметы гуманитарного цикла.
Конечно, в тех учебных заведениях, которые находятся под патронажем Церкви, легче осуществлять контроль за качеством преподавания вероучительных дисциплин. Но такие учебные заведения не всегда пользуются поддержкой государства, а содержать их только на деньги Церкви и родителей очень сложно. Хотя сами по себе православные гимназии выполняют социальный заказ, воспитывая законопослушных, интеллигентных граждан.
В светских школах, как показывает опыт, возникают три проблемы: что преподавать, как преподавать и как усваиваются преподаваемые знания. И если первые две проблемы можно решить при помощи методики, обмена опытом, то с третьей дело обстоит сложнее. Учителя и ученики чаще всего далеки от церковной жизни и не очень заинтересованы в получении знаний. Хотя некий подсознательный интерес есть.
Российская цивилизация настолько пропитана христианскими мотивами, что любое искажение знаний о христианстве влечет за собой искажение миропонимания. Если ученик не поймет в истории Древнего мира взаимоотношение вавилонских богов между собой, это вряд ли отразится на его жизни. Но незнание основ христианства может вызвать противоречия в мировоззрении ученика, который видит, как христианское учение влияет на жизнь окружающих людей, как под его воздействием строилась наша цивилизация.
Само религиозное образование ученики могут получить в воскресных школах. ОПК - это ликбез для многих и многих. Причем люди других конфессий, проживающие на территории нашего государства, заинтересованы в том, чтобы русские были знакомы с основами своей веры. Духовная нищета русского народа очень их беспокоит. Однажды мне по благословению нашего владыки Лонгина довелось побывать на юбилее татарской гимназии и поговорить с одним муллой. Он сказал: «Если русские будут знать свою веру, то нам, татарам, будет спокойнее в этом государстве». Они понимают, что государствообразующая религия может сыграть решающую роль в восстановлении Российского государства.
- В семинарии Вы преподаете Библейскую историю. Как Вам удается по-настоящему заинтересовать своих воспитанников событиями, которые, на первый взгляд, столь далеки от интересов современных молодых людей?
- Во-первых, Библейскую историю надо любить самому. Когда преподаватель хорошо знает и любит свой предмет, он сможет и учеников им заинтересовать. Для увеличения количества знаний по предмету есть методические приемы, методы - диалог, лекция, самостоятельная работа. И, конечно, индивидуальный подход к каждому ученику. Ведь семинаристы - это в некотором роде «штучный товар». Они уже заинтересованы в изучении Священного Писания, раз выбрали путь служения Богу в священническом сане. Это дает мне большое преимущество по сравнению с преподаванием в школе, где не всегда есть заинтересованность учеников в процессе обучения.
Библейская история сама по себе очень интересна. Это уникальный предмет, который совмещает, с одной стороны, исторические сведения, а с другой - священные знания о том, как был создан человек по любви Божией, как он потерялся, как Бог его искал и нашел. И когда перед воспитанниками начинаешь открывать величие Промысла Божия, их это захватывает. Да, порой реалии Священной истории далеки от интересов современных юношей, но недалеко от них желание личного спасения. Они видят отражение библейских событий, библейской мудрости в своей жизни. И часто во время лекции можно услышать от них: «Вот и я так же думал!»
- С 2007 г. Вы являетесь преподавателем и духовником Свято-Покровской православной классической гимназии г. Саратова. Расскажите, пожалуйста, о том, как создавалась эта гимназия и с какой целью.
- Работа в гимназии для меня очень интересна. Это первый опыт создания общеобразовательного учебного заведения под патронажем епархии в Саратовской губернии. Подготовка к открытию гимназии велась долго и сложно. До этого несколько лет проводилась работа по внедрению в светские школы Основ православной культуры. Со временем мы пришли к выводу, что должна быть создана такая учебная база, такая экспериментальная площадка, где собирался и накапливался бы опыт православного образования и воспитания. Перед гимназией наряду с обучением стоит задача нравственного воспитания учеников.
- Какие трудности существуют в работе гимназии?
- Первоначально мы наивно думали, что будет легко организовать православную гимназию в нашей епархии. Ведь к тому моменту, когда мы только думали об открытии гимназии, в Нижегородской епархии уже существовало и успешно работало 10 таких учебных заведений, а сейчас и того больше. На их содержание и государство, и Церковь выделяют немалые средства. Там уже есть выпуски, накоплен богатый опыт взаимодействия между гимназиями, сотрудничества с ВУЗами.
И нам казалось, что достаточно будет перенести чужой опыт на нашу почву и дело пойдет. Но жизнь развеяла наши наивные иллюзии, мы столкнулись с тремя серьезными проблемами. Причем нам казалось вначале, что самой главной проблемой будут ученики. Не потому, что их будет мало. Что православная гимназия в нашем городе необходима, знал каждый приходской священник. Однако мы имели опыт работы в светских школах и понимали, что нам может поставить современное общество. И как трудно будет ввести эту бесшабашную толпу учеников в рамки православного поведения и миропонимания. Даже когда они из воцерковленных семей и посещают воскресные школы. Но с учениками было не так сложно. Они очень хорошо ответили на заинтересованность учителей, и дело пошло.
Второй трудностью стал кадровый вопрос. Мы задумались над тем, где брать учителей. Хотя в епархии уже работали курсы для православных педагогов, учителя откликнулись не сразу. Дело новое, множество материальных проблем, в первую очередь со зданием, настораживали наших коллег. Но к настоящему времени педагогический коллектив все-таки сложился. Наверное, еще будет немало ошибок, но мы знаем, как дальше развивать свою деятельность.
Как ни странно, оказалось, что самой большой проблемой стали родители. Мы часто сталкиваемся либо с их полнейшей невоцерковленностью, либо с однобоким, неправильным представлением о Церкви. Примерно две трети наших усилий уходит на установление доброго контакта с родителями. Несмотря на все преимущества гимназии, каждый разумный человек понимает, что христианское воспитание начинается в семье, а мы лишь можем помочь в этом деле, подшлифовать то, что уже заложено родителями.
- Каковы правила приема в православную гимназию?
- Правила приема в нашу гимназию исходят из целей, к которым мы стремимся, - широкие, насколько позволяют наши средства, возможности приема всех желающих, при согласии их подчиняться тем правилам, соблюдение которых необходимо для православного воспитания ребенка. Для поступления в гимназию требуется рекомендация от приходского священника, который должен подтвердить церковную жизнь семьи. Далее следует беседа со мной как с духовником гимназии на предмет желания воцерковления ребенка и родителей. Беседа относительно общих знаний с директором школы, в некоторых случаях она может проходить в форме миниэкзамена.
Мы предоставляем ученикам четырехразовое питание, транспорт, оплачиваем коммунальные услуги, труд преподавателей, музейные уроки, посещение театров, концертов. Все это требует больших средств. А гимназия существует целиком на церковные средства, государство ее никак не поддерживает. Поэтому мы вынуждены были ввести плату за обучение. В настоящее время она составляет 2500 руб. в месяц.
- Что бы Вы пожелали нашим взрослым и юным читателям в эти пасхальные дни?
- Пожелать можно много, но Господь каждому даст именно то, что ему полезно. Я хотел бы пожелать всем пасхальной радости, ощущения того, что Христос пришел в этот мир ради каждого из нас. И что наше христианское вероучение не оторвано от реальности. Это наша программа жизни. Увидеть Христа частью своей жизни - задача каждого христианина. Как говорит нам апостол Павел: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились ... дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 3-4). И я желаю воскресения духовной жизни каждому из нас.
http://www.trsobor.org/listok.php?id=332